Файл: Д. Н. МаминСибиряк Алёнушкины сказки. Ш. Перро Золушка.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Светельская Сарра Игоревна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Задание 1. Максимальное количество баллов – 5
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
1.«Начальная школа XXI века» Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». П.П. Бажов «Серебряное копытце». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница» А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1.Сказки о животных; 2.Волшебные сказки; 3.Бытовые сказки |
2 | Р.Киплинг «Рики-тики-тави». Л. Лагин «Старик Хоттабыч.» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. Прокофьева «Ученик волшебника». В. Голявкин «Рассказы». Ю.Коваль. «Приключения Васи Куролесова | 1.Приключения 2.Волшебные сказки 3.Бытовые сказки 4. О животных | |
3 | Свифт Д. «Путешествие Гулливера» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи» Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона» Толстой А.К. «Илья Муромец» | 1.Приключения 2. Волшебные сказки 3. Бытовые сказки 4.О животных | |
4 | Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам», Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В.П. Катаев «Сын полка», А.И. Куприн «Скворцы» | 1.Бытовые сказки 2.Волшебные сказки 3.О животных | |
«Школа России» 1-4 классы Авторы:Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. | 1 | «Гуси-Лебеди»:Русская народная сказка «Елка» М.М. Зощенко; «Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева; «Серебряное копытце» П.П. Бажова; «Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» «Еж» М. Пришвина; К. Д. Ушинский «Ветер и солнце» К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон» | 1.Сказки о животных; 2.Волшебные сказки; 3.Бытовые сказки. |
2 | Русская народная сказка «Царевна Лягушка» Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа» Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька» | 1.Сказки о животных; 2.Волшебные сказки; 3.Бытовые сказки | |
3 | Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» М.Лермонтов «Ашик-Кериб» П.Ершов «Конёк-Горбунок» И.Крылов «Волк и журавль», «Квартет» В.Одоевский «Городок в табакерке» А.Чехов «Мальчики» В.Гаршин «Сказка о жабе и розе» С.Аксаков «Аленький цветочек» | 1.Волшебные 2.Бытовые 3.О животных | |
4 | Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России» Отечественная литература 1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде», 2. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» 3. А. П. Чехов «Каштанка» 4. А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово» 5. К. Паустовский «Тёплый хлеб» 6. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 7. Б. И. Житков «Что я видел» | 1.Волшебные 2.Бытовые 3.О животных |
1.Каково назначение сказок по каждой программе?
2.В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Вопрос 1: Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Назначение сказок в программ «Школа России» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Вопрос 2: Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки
1.Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и.т.д.
2.Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция;
3.В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.
Задание 2.Максимальное количество баллов – 5
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе(книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.
Ответ:
Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.
Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова
Автор — Ершов Петр Павлович
Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме
Главные герои:
Иван,
Конек-горбунок,
Царь,
Царь-девица,
Братья Ивана,
Рыба-кит,
Месяц
Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.
Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет.
Сюжет сказки
Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне.
Отзыв о сказке «Конек-горбунок»
Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.
Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна. Александр Сергеевич Пушкин написал много поучительных произведений, одним из них является произведение про Балду и попа. Это творение писатель записал со слов своей няни Арины Родионовны. Содержание: Главные персонажи Сюжетная линия Хитрый план Основная мысль Отзывы читателей «Сказку о Попе и работнике его Балде» в читательский дневник можно записать с помощью плана или краткого содержания. Сегодня дети изучают это произведение на уроках русской литературы в начальных классах, пишут на эту тему сочинения и готовят пересказ. Главные персонажи Действие сочинения о Попе и работнике его Балде описывают старые времена России. Автор писал про период, когда он начал творить и писать свои произведения. Основными местами происходящего являются: базар, море и дом попа. Анализ сказки дает понять, что она очень смешная, но в то же время и поучительная. Все действия основаны на особенностях главного героя Попа. Он был жадным и расчетливым человеком, который обманывал простых людей. Однажды он хотел провести простого крестьянина, настоящего трудягу, но ему не удалось сделать это. Балда был умнее его и смог обмануть даже чертей и получить свою награду. Своим произведением автор пытался донести до своих читателей главный смысл, который заключается в том, что за выполненную работу нужно обязательно платить, а жадность никогда не даст хороших результатов. В тексте имеется сразу несколько главных героев: Балда — простой рабочий, обладающий острым умом и смекалистостью. Со стороны он выглядит как глупый человек, которого легко обмануть. Поп — жадный и расчетливый человек, который ищет во всем свою выгоду. Попадья — супруга попа. Хитрая баба, которая во всем имеет только корыстный умысел. Поповна и попенок — дети отрицательного героя, которым понравился балда. Бесенок — энергичный и самовлюбленный персонаж.
Источник: Анализ сказки
В сказке использован известный фольклорный сюжет: сметливый, трудолюбивый человек из народа проучил жадного церковного служителя. На самом деле, не имеет значения, к какому сословью принадлежат персонажи. В произведении высмеиваются и поддерживаются общечеловеческие свойства. В первом издании сочинение называлось «Сказка о Купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Из-за того, что священник стал купцом, смысл не поменялся.
Герои знакомятся на базаре. Батюшка не мог найти себе ни конюха, ни плотника. Все знали, что он мало платит, и отказывались трудиться на таких условиях. И вот случилось чудо: нашёлся простак, который не хочет денег. Он желает получить только дешёвую еду и разрешение трижды щёлкнуть своего нанимателя по лбу. Предложение показалось выгодным. К тому же, если работник не справится, его можно будет со спокойной совестью выгнать и избежать щелчков.
Попу не повезло, Балда делает все, о чём попросят. Его не за что упрекнуть. Близится срок расплаты. Подставлять лоб поп не желает. Жена советует дать работнику невыполнимое задание: забрать долг у чертей. Кто угодно бы растерялся, но Балду и в этом деле ждёт успех. Он возвращается с целым мешком оброка. Попу приходится заплатить сполна.
Чему учит поведение отрицательного героя
Странно, что священник ожидает деньги от нечистой силы. Духовный отец мог бы освятить море и прогнать бесов. Похоже, что он придумал хитрость: позволил нечисти остаться и назначил за это цену. Демоны не платят, но и уходить не собираются. Они знают, что этот служитель церкви будет бесконечно надеяться получить с них доход.
Нанимателю дорого обошёлся «бесплатный» работник. Всему виной качества отрицательного героя:
Самонадеянность. Глупо жалеть деньги и жертвовать здоровьем, но человек не виноват в том, что обделён умом. Настоящая глупость – считать себя умнее того с кем имеешь дело. В эту ловушку попадаются многие жертвы мошенников.
Жадность. Скупость – это обратная сторона бережливости. Священник хотел сэкономить приходские деньги — это хорошо. Плохо было делать это за чужой счёт. Он встретил человека, чьё имя означает «дубина», «глупец», и решил нажиться на простаке.
Недобросовестность. Надо было признать свою ошибку и честно выполнить обещание. Вместо этого, поп стал думать, как бы ему избежать ответственности. Не стал бы изворачиваться и увиливать — отделался шуточными щелчками. Но он захотел обмануть, и был за это наказан.