Файл: Д. Н. МаминСибиряк Алёнушкины сказки. Ш. Перро Золушка.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь. Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением. Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”. Тыбурция Вася сначала боялся, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция. Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Задание 7. Максимальное количество баллов – 3

Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      Раскройте аллегорические образы басни.

2.      Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.

3.      Сформулируйте идею басни.

Перечень произведений для ответа на вопросы:

-        «Слон и моська»;

-        «Свинья под дубом»;

-        «Осёл и соловей»;

-        «Обоз»;

-        «Мартышка и очки»;

-        «Лягушки, просящие царя»;

-        «Листы и корни»;

-        «Кукушка и петух»;

-        «Лебедь, щука и рак».

Ответ: Анализ басни Крылова «Обоз»


Басню «Обоз» И.А. Крылов написал в 1812 году. В ноябре этого же года она была напечатана в журнале «Сын Отечества». Интересно, что толчком к написанию произведения стали события войны с Наполеоном. Во время одного из решающих боев Кутузов действовал не спеша, уклонялся от атак, хотя все ждали, что он молниеносно отреагирует на то, что враг пробирается вглубь страны. Власти недоумевали, раздражались, критиковали полководца. Оказалось, его стратегия помогла одолеть врага.

Тема басни И.А. Крылова «Обоз» ‒ противопоставление размеренной мудрости и неоправданной спешки. Автор показал, что сделать что-то быстрее не всегда хорошо, очень часто к хорошим результатам приводить рассудительность, а не горячность. Кроме того, Иван Андреевич доказывает, что критиковать другого гораздо легче, чем самостоятельно решить проблему.

Начинается произведение рассказом об Обозе с горшками. Он дошел до крутой горы, где необходимо было спуститься. После такого вступления появляются главные герои, за которыми читатель будет наблюдать до конца басни – конь и лошадь. Конь первый спускается с горы. Делает он это неспешно, очень аккуратно, видимо, такой спуск для него не нов.


За тем, как добрый конь спускает воз, наблюдает сверху молодая лошадь. Она резко критикует коня, сравнивает его с раком, замечает каждый камень, который тот чуть не зацепил. Лошадь не понимает, как так можно двигаться: «Смотреть, так выйдешь из терпенья!» Она заявляет, что сейчас другие лошади покажут коню как, нужно спускаться. Лошадь напрягает грудь и трогается. На горе воз начинает раскатываться, напирать. Молодая лошадь толкает и коня. Они вместе с возами оказываются в канаве, разбивают хозяйские горшки.

Незатейливую историю об Обозе И.А. Крылов заканчивает моралью, в которой говорит, что и люди имеют такую же слабость. Им свойственно критиковать другого, а потом браться за дело и делать еще хуже. Очень легко объяснить аллегорические образы. Конь – это человек, который привык поступать мудро, аккуратно. Лошадь – горячая голова, человек, который не только спешит, но еще и критикует других, дает советы, даже если они не нужны.

Композиция произведения И.А. Крылова «Обоз» соответствует канонам басни. Сначала автор в аллегорической форме описывает ситуацию, далее следует мораль. В аллегорической части можно выделить сюжетные элементы. Экспозиция – рассказ об Обозе, который остановился на горе. Завязка – конь начинает спуск. Развитие событий – лошадь критикует коня, начинает спуск. Кульминация – воз расшатывается. Развязка – кони с возами в канаве, горшки разбиты. В басне использованы два вида рифмовки – кольцевая и параллельная. Написаны строки разностопным ямбом.


Выразительности событиям, описанным в басне И.А. Крылова «Обоз», придают художественные средства. В тексте использованы эпитеты («гора крутая», «конь добрый», «конь хваленый», «бедный конь»), метафоры («выйдешь из терпенья», «минуты не потратим»), сравнение («лепится, как рак»).

Анализ басни Крылова «Свинья под дубом»


Из-под пера великого мастера Ивана Андреевича Крылова вышло огромное множество непревзойденных и поучительных историй. Целью своего высмеивания человеческих пороков он считал очищение мира. Его произведения актуальны и в наше современное время.

Басня «Свинья под дубом», в отличие от остальных, не имеет прообраза. Этот сюжет не встречается у других баснописцев. Крылов в этом смысле полностью оригинален.

И снова традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов.

Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.


Определиться с тем, кто из этих героев главнее, не представляется возможным. Можно только предположить, что это дуб, так как именно он объясняет суть морали произведения.

Что же касается нравоучительного итога, то его можно рассматривать двояко: широко – это, конечно, порицание неблагодарного и невежественного отношения. А вот узко: отношение неграмотных людей к научным достижениям. Людей, далеких от понимания значимости изобретений, нужно держать от них на расстоянии. В их руках они только будут испорчены. Свиньи, получившие все, что им нужно и удовлетворившие свои низменные потребности, способны только унизить авторитет тех, кто причастен к научному открытию, людей умных и образованных.

Композиция басни состоит их двух частей. Такое деление достаточно традиционно для Крылова. Первая часть – повествование всей истории, вторая же – итоговое четверостишие с поучением. Что касается ритмического строя произведения, то Крылов широко использует инверсию. Это приводит к более удобному восприятию.


Иван Андреевич в своей басне «Свинья под дубом» затронул важные и серьезные проблемы, но при этом передал это так легко и просто, что понятно и доступно даже детям.

Анализ басни Крылова «Лебедь рак и щука»
Иван Андреевич Крылов – не просто поэт или замечательный рассказчик, это самый настоящий мудрец. Его басни с нравоучительным смыслом знакомы и понятны всем, в том числе и детям. Думается, что обратившись к его текстам, можно получить ответ на тот или иной жизненный вопрос или найти выход из сложившейся ситуации.
Меткие изречения из его произведений непроизвольно слетают с нашего языка, большинство из них уже давно ушли в народ и стали крылатыми. Крылов – наставник в делах, касающихся морали и чести. Причем, все свои уроки он дает абсолютно бескорыстно.
Не выбивается из ряда текстов и басня «Лебедь, рак и щука». Она так же, как и все остальные, содержит поучение. Все басни Ивана Андреевича имеют мораль, структурно она может быть расположена в разных частях: начале или конце. Автор специально использует эту возможность, чтобы показать, в чем именно не правы герои, где и какую ошибку они совершили. Анализируемое нами произведение не стало исключением.
В нем описан случай из жизни трех разных друзей-животных: лебедя, рака и щуки. Первый большую часть времени проводит в небесном просторе. Второй привык пятиться назад и совершенно не подозревает, что расположено перед ним. А щука обитает в речных глубинах. И вот однажды эти товарищи встретились вместе, чтобы решить общее дело – отвезти воз, набитый поклажей. Вот только ничего у них из этой затеи не вышло.

А все дело в том, что Лебедь пытался тянуть в небеса, в свою родную стихию, Щука - в сторону воды, а Рак вообще тормозил весь процесс постоянным оттягиванием назад. И деятельность, и приложенные усилия не приводили ровным счетом ни к чему.
Главная ошибка, которую совершили герои, - они не договорились перед тем, как начать действовать, не определили задачу для каждого. Эту-то мораль и выносит из своей басни Крылов: если нет согласья, то и дела не выйдет. А получится самая настоящая мука. И, как видим, так оно и вышло в конечном итоге. Намучились, натрудились, а воз и с места не сдвинули.
И вот таким незамысловатым, казалось бы, образом детская басня с интересными и такими непохожими героями обретает взрослый смысл. Ведь сколько раз в жизни, в бытовых мелочах и ситуациях можно встретиться с подобным поведением? Да, бесчисленное множество раз.

Иван Андреевич Крылов – писатель с непревзойденным талантом, который легко соединяет в своих произведениях взрослую и детскую мысль и учит нас выходить из сложных ситуаций.

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»




  1. Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством.


  2. Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения.


  3. Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме представляет не проницательность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже старающейся определить запах очков. В конце концов уверенной, что ее обманули, Мартышка в злости избавляется от никчемного бесполезного предмета, разбивает очки об пол, так и не поняв способ их применения. Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда предложения, представляющих бесполезность действий Мартышки, а также при помощи включения в басню форм диалога, представляющих легкость и увлекательность произведения. Очки в басни являются символом обладания знаний, которые, по мнению автора, должны использоваться разумно и правильно, иначе знания не приводят к положительному результату. Образ Мартышки используется автором в качестве изображения неграмотных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какого либо дела, суть который для них неизвестна и непонятна, при этом предъявляют себя в виде знающих представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать плохие оценки человеческим действиям и поступкам.  Моралью басни является авторское утверждение о потребности получения знаний, образования, постоянной цели к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных стремлений, в нехватке которых человеческое сосуществование становится бесполезным. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.