Файл: Фрейдизм и неофрейдизм направления, идеи, представители.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евдокимова М. К. группа 111
Доклад на тему: «Фрейдизм и неофрейдизм: направления, идеи, представители»
План:
I) Зигмунд Фрейд:
- метод лечения истерии
- первая модель человеческой психики
- метод «свободных ассоциаций»
- теория сексуальности
- новое представление о внутреннем мире человека
II) Фрейдизм: 1) Карл Юнг:
- бессознательное
- архетипы
- критика Фрейда
- типы личностей
- синхроничность
2) Альфред Адлер:
- суть теории личности
- типы личности
- развитие личности
- теория компенсации
- стремление к превосходству
- теория личностного конфликта
III) Неофрейдизм: 1) Карен Хорни:
- основные положения учения
- межличностные связи
- критика Фрейда
- потребность во власти
- потребность в любви
- самоанализ
2) Эрих Фромм: культура, через призму человека
IV) Заключение
V) Список использованной литературы
I) Зигмунд Фрейд – основоположник психоанализа
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский врач еврейского происхождения. После захвата Австрии фашистами эмигрировал в Великобританию. Получил медицинский диплом в Венском университете.
Метод лечения истерии
Свою врачебную практику Фрейд начинал как невропатолог. Он изучал случаи истерии, истерического паралича, заикания и фобии, а также поведение людей после гипноза. Дотошный анализ богатого практического опыта позволил Фрейду сформулировать тезис о том, что психические образования не доходящие до человеческого сознания лежат в основе психогенных заболеваний. Страхи, сомнения, обиды или потрясения намеренно забываются человеком и вызывают болезненные симптомы потому, что тот не способен на них отреагировать должным образом. Данный тезис позволил З. Фрейду и Й. Брейеру разработать катартический метод лечения истерии. Название метода происходит от древнегреческого слова катарсис, что означает очищение и обновление, таким образом суть метода в исцилении пациента путём освобождения от негативных переживаний. Согласно этому методу, врач должен вернуть память пациенту о травмирующих событиях, проконтролировать как пациент переживёт это событие заново, направить его в осознании и преодолении его страхов и несовершенств.
Первая модель человеческой психики
В конце XIX и до 1920 годов Фрейд создаёт учение о роли бессознательного в жизни людей. Согласно Фрейду бессознательное – это отдельная автономная структура, безличное природное начало души. Оно не является частью сознания и формируется с самого детства, когда в него «прячутся» неприемлемые для человека желания, страхи и переживания. Взрослея, человек отходит от «принципа удовольствия», которым руководствовался в детстве, и следует «принципу реальности». Для ребёнка всё дозволено, его богатая и красочная фантазия помогает ему удовлетворить свои желания, но взрослый, живущий в социуме человек не способен на это, а потому возникает необходимость отбрасывать, контролировать и подавлять запретные влечения.
Выводом размышлений Фрейда становится модель человеческой психики:
1) бессознательное – мощное энергетическое начало, хранилище инстинктов, которые стремятся вырваться в зону сознания.
2) предсознательное – структура-страж, которая находится между сознательным и бессознательным. Лишь по согласию сознательного пропускает в него впечатления, а неприемлемое отбрасывает обратно в бессознательное.
3) сознательное – структура, имеющая непосредственное и надёжное восприятие, выражаемое словами.
Метод «свободных ассоциаций»
Отброшенные в бессознательное страхи, и влечения не теряют своей мощной негативной энергии, потому они стремятся проникнуть в сознание человека. Это выражается в невротических симптомах, опискх и оговорках, в символах, которые являются человеку во сне.
Метод психоанализа, разработанный Фрейдом предполагает внимательный анализ снов, симптомов и оговорок. Врачебная практика Зигмунда Фрейда позволила ему составить словник бессознательной символики снов, а также в 1900 году издаётся его труд «Толкование сновидений». Другой метод подразумевает анализ поведения пациента, во время беседы с ним, и самой его речи, в поисках оговорок и символов, с чьей помощью пробивается бессознательное.
Задача психоаналитика истолковать символы и оговорки, но в ходе работы с больными Фрейд обнаружил ряд защитных механизмов сознательного от прорыва подавленных инстинктов:
1) сдвиги и вытеснение – блокирование запретного, травмирующего
2) проекция – перенос собственных запретных влечений на других людей
3) замещение – перенос негативных эмоций с причины на отвлечённых объект
4) рационализация – приписывание других причин, которые удовлетворяют требованиям сознательного, своим действиям
5) регрессия – возвращение к детским формам поведения, отрицание ответственности
6) отрицание – категорическое отбрасывание травмирующего
7) сублимация – переключение на социально полезное действие
8) реактивное образование – трансформирование чувств и эмоций в противоположные
Теория сексуальности
Согласно Фрейду человеку присуще два основных инстинкта – самосохранения и продолжения рода. Выводя свою теорию, Фрейд считал половой инстинкт доминирующим в человеческой жизни. Термин либидо, введённый Фрейдом, обозначал половое влечение, и с ним Фрейд связывал множество отдельных концепций.
Во-первых, концепция «эдипова комплекса»/«комплекс электры».
Согласно Фрейду ребёнок испытывает травму рождения, когда отсоединяется от материнского организма и начинает существовать самостоятельно. Испытывая травму, ребёнок стремится воссоединиться с матерью, вернуться к внутриутробной гармонии. Таким образом именно мать становится первым объектом эротического влечения, возникающего под подчинением «принципу удовольствия». На этом пути отец является преградой для ребёнка. Он требует от дитя самостоятельности и отрывает его от матери. Так на бессознательном уровне у ребёнка формируется желание убить своего отца. Фрейд считал, что многие поступки людей на самом деле обоснованы скрытым «эдиповым комплексом».
Во-вторых, теория сублимации влечений. Доктор Фрейд считал, что человек становится невротиком из-за давящих на него норм морали и культурных представлений. Однако, также Фрейд видел в культуре и социуме возможность для человека сублимировать свои запретные желания. Деятельность связанная с религией и культурой по мнению Фрейда это проявление «общечеловеческого невроза навязчивости», связанного с «эдиповым комплексом» и вид терапии, освобождающий от внутренних противоречий.
Новое представление о внутреннем мире человека
Начиная с 1920 годов Фрейд разрабатывает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека: сексуальном влечении Эроса и влечении к смерти Танатоса. Эрос по Фрейду обозначает не только сексуальное влечение, но и желание любви в общем (любви к семье, к человечеству, любовь к природе и т. д.). Эрос глубоко конструктивен и выступает в роли инстинкта созидания. Соответственно Танатос – это деструктивная сила, выступающая в роли распада, ведущая к убийству и самоубийству. Оба инстинкта находятся в человеке и ни один не подавляет другого.
Так же Фрейд пересматривает свою модель человеческой психики. Теперь он строит следующую триаду:
1) Оно – сфера бессознательного, где буйствуют вытесненные влечения и страхи, которая подчиняется принципу удовольствия.
2) Я/Эго – разумная и рассудительная часть внутреннего мира, подчиняющаяся принципу реальности. Фрейд называл эту часть «несчастным Я», так как на неё с дух сторон давят и инстинкты, и нормы морали.
3) Сверх-Я/Супер-Эго – бессознательная инстанция морального контроля, содержащая культурные требования и ограничения влечений, выполняет роль внутреннего цензора. Согласно Фрейду данная инстанция формируется за счёт идентификации с отцом, который одновременно выступает как соперник и авторитет. Сверх-Я перехватывает агрессивные
стремления людей и направляет их внутрь, преображаясь в совесть. Чем больше человек отказывается от реализации своих желаний, тем больше его страдания, тем подозрительнее становится совесть.
Фрейд полагал, что все тайны бессознательного могут быть прояснены при помощи психоанализа, а все невротики излечены. «Там, где было оно, должно стать Я!»- придерживаясь данного принципа Фрейд считал, что разум способен возобладать над инстинктами.
II) Фрейдизм
1) Карл Юнг
Карл Густав Юнг – швейцарский врач, психолог и философ, основатель аналитической психологии, развил собственное представление о бессознательном.
Особенностью всего творчества Юнга является его глубокий интерес к оккультным наукам, стремление связать алхимию и психологию и теоретически истолковать различные мистические явления.
Бессознательное
Согласно Юнгу бессознательное не сводится к вместилищу вытесненных влечений, а само состоит из структур. Под индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное – тайный пласт психики, выводящий нас за пределы индивида, обладающий сверхличной всеобщей природой. Это значит, что оно не имеет границ и присуще всем людям. Коллективное бессознательное не может быть непосредственно высказано в слове и освящено в сознании, даже с помощью психоанализа. Поэтому сны указывают на подъём из глубин внутреннего мира неких инстинктивных сил, характерных для всех людей. Глубинные пласты внутреннего мира несут в себе функцию смыслообразования и сакральные символы – это не болезнь и не невроз.
Архетипы
Коллективное бессознательное состоит из архетипов – прототипов конкретных образов, априорных идей, возможностей представления, которые существуют вне времени и пространства и выступают организаторами психики через накопленный опыт.
Основные архетипы:
1) Анима (лат. душа) – природный женский архетип. Это выражение жизни, в которой есть и благо, и зло. Анима – это персонификация Эроса и символически представлена галереей женских фигур.
Доминирование Анимы в мужчине выражается в женоподобном поведении и неспособности принимать самостоятельные решения. Гармонично развитая Анима у мужчины выражается в успешном соотношении с собственным бессознательным.
2) Анимус (душа мужского пола) – мужской архетип. Это выражение способности к рациональному мышлению и рефлексии. Анимус – это персонификация Логоса.
Доминирование Анимуса в женщине выражается в мужеподобном поведении и агрессивности, властолюбии, самоуверенности. Гармонично развитый Анимус у женщины выражается в более рациональных действиях и целенаправленности.
3) Персона – это совокупность наших социальных ролей.
4) Тень – это совокупность наших страхов, инфантильных желаний, сексуальных комплексов и агрессивных влечений. Обычно тень проецируется на других, так как человек не желает признавать за собой не одобряемые им желания. Однако, опыт показывает, что уничтожить её невозможно и просто подавить не удастся. Таким образом, чтобы устранить невроз необходимо научиться принимать собственную Тень и сосуществовать с ней.
5) Самость – это психологический образ Бога, центр беспредельной личности, целостность человека как индивидуальности. К Самости ведёт процесс индивидуации, процесс становления личности, такого психологического её развития, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.
Архетипы, согласно Юнгу, по природе своей таинственны, а потому существуют в символах, и обладают колоссальной энергией безличного, которая грозит уничтожить человека. Именно наличие этой энергии заставляло человечество укреплять сознание. Это повлияло на религию. Догматические священные символы сложились так, чтобы и приоткрыть архетип, и скрыть его, защищая человека от энергии бессознательного. Юнг высоко ценит религиозную символику, которая вырастает в лоне культуры, и отвергает мистику, которая бросает человека в хаотическую бездну бессознательного.
Критика Фрейда
Юнг высказывает теорию о единстве сознательного и бессознательного, а не о их борьбе. Бессознательное говорит не только о прошлом, но и о будущем. Данный вывод сделан Юнгом в том числе и на основе собственных сновидений о кровавых горах (вскоре после этого разразилась Первая мировая война).
Критикуя метод психоанализа, Юнг говорит, что между аналитиком и пациентом должно установиться сотрудничество, а не борьба. Придя к данной мысле Юнг развивает её и приходит к выводу о том, что аналиник и пациент должны принадлежать к одному психологическому типу.
Типы личности