Файл: Фрейдизм и неофрейдизм направления, идеи, представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межличностные связи

С целью достижения безопасности в мире человек использует различные стратегии взаимодействия с окружающими:

1) на людей – стратегия, характеризующаяся зависимостью от других, нерешительностью и беспомощностью.

В её основе лежит убеждение об уступке, как о решении конфликта.

2) от людей – стратегия, характеризующаяся стремлением к уединению, независимости, самодостаточности.

В её основе лежит убеждение об отстранении, как о решении конфликта.

3) против людей – стратегия, характеризующаяся стремлением к доминированию, враждебностью и манипуляции другими людьми.

В её основе лежит убеждение о наличии и использовании власти, как о решении конфликта.

Критика Фрейда

Карен Хорни считала, что игнорирование Фрейдом культурных факторов приводило к ложным обобщениям, и именно из-за этого психоанализ зашёл в тупик. Первоначально примыкавшие к фрейдовской школе Хорни, Салливан, Фромм и другие, под влиянием американских теорий стали придавать огромное значение роли социальной среды в формировании человеческой психики. Развитие культурной антропологии, которая исходила из положения о множественности культур и различности феноменов, отражающих ценностно-духовную практику человека, подталкивает Хорни к выводу: нет и не будет неврозов, которые присущи человеку по определению, то что в одной культуре вызывает невротические реакции, в другой может быть нормой. В результате оказались отвергнуты теории сублимации и учение о либидо. Неофрейдисты стали изучать реакции человеческого организма на разнообразные стимулы и условия жизни. Человеческая психология оценивалась как пластичная и способная к бесконечной изменчивости.

В реультате Карен приходит к выводу о том, что главный источник невроза – разрыв между реальным положением человека в обществе и созданным им своим идеализированным внутренним образом.

Потребность во власти

Также Хорни пишет о стремлении к власти. Доктор настаивает на том, что власть, престиж и обладание – это аспекты одной проблемы. Нормальный человек, по её мнению, стремится выстроить разносторонние отношения с другими людьми. Невротик, напротив, старается доминировать, завоёвывать престиж и добиваться благосостояния. Уточняя, Хорни пишет о рождении невротического стремления к власти из тревожности, ненависти и чувства собственной неполноценности. Нормальное стремление к власти рождается из силы, невротическое – из агрессии, неуверенности, желания навязать свою волю.


Таким образом, Карен пытается отвергнуть теорию сексуальности Фрейда, и говорит о том, что связь между ранними детскими переживаниями и позднейшими взрослыми особенностями оказалась более сложной, чем предполагал Фрейд. В разных работах Хорни отмечала, что неврозы возникают не благодаря эдипову комплексу, а в результате нарушений в человеческих взаимоотношениях. Соответственно, для избавления от них следует искать те факторы окружающей среды, которые ответственны за возникновение невротических конфликтов.

Потребность в любви

Размышляя о потребности человека в любви, Хорни отмечает, что любовь – это необыкновенный дар, который позволяет выявлять специфически человеческое в человеке. Хорни и её сторонники считают, что любовь как свойство личности человек приобретает только в социуме, потому что именно в семье младенец получает опыт любви или опыт ненависти. Человеком не рождаются, человеком становятся. Любовь – это сокровенное чувство, а индивидуальная любовь – продукт культурного развития. Также Карен утверждает, что любовь гораздо глубже и богаче простых сексуальных уз. В контексте о потребности любви Хорни так же был изучен феномен мазохизма. Гипотеза Карен состояла в том, что мазохистские стремления направлены на удовлетворение, забвение и освобождение от собственного Я со всеми конфликтами и ограничениями.

Самоанализ

Карен Хорни не только критиковала Фрейда за его учения и теории, но и спорила с ним по поводу способности человека к самоанализу. Она убеждена в том, что в поле зрения классического психоанализа находился слабый, мятущийся человек, одолеваемый своими влечениями. Если же человеку присуща ответственность и зрелось, то он способен самостоятельно взглянуть своим страхам в лицо. Также Хорни отмечает, что самоанализ может выступать в качестве определённой стадии психоанализа, когда работая с пациентом врач предоставляет тому возможность самостоятельно осознать или прочувствовать процесс совместной работы, дать ему свободу принять окончательное решение.
2) Эрих Фромм

Эрих Фромм (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, один из основоположников неофрейдизма.

Фромм рассматривал культуру через философскую антропологию: понять культуру можно только путём философского постижения человеческой природы. А человеческую природу он пытался осмыслить через его способ существования т. е. экзистенциально. Фромм подчёркивал, что рассматривал психологические факторы в качестве активных сил общественного развития, и показывал, как подавленные наклонности превращаются в стремления, как только они становятся основой его культуры. Эрих Фромм исследовал механизмы психики на фоне многомерного социального контекста.



Философ считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Согласно Фромму, сексуальность сама по себе не приводит к закреплению соответствующих установок в личности человека. Значение фантазий – выражать стоящее за ними специфическое отношение к миру. Человек реагирует на изменение внешней обстановки собственным изменением. Психологические факторы человеческого общества в свою очередь способствуют дальнейшему развитию его экономического и социального прогресса.

Фромм стремился связать психоанализ с социальной историей, показывая, как неповторимый экзистенциальный склад личности вписывается в конкретный общественный фон, который оказывает воздействие на индивида, преображает его потребности, вырабатывает социальные характеры. Эрих Фромм рассматривал культуру как способ очеловечивания истории. Пяти формам социализации соответствуют пять форм адаптации к социуму:

мазохизм - рецептивный; садизм – эксплуатирующий; деструктивизм – накопительский; конформизм – рыночный; любовь – продуктивный.

В статье «Развитие догм Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» (1930) Фромм впервые сформулировал психоаналитическое толкование социальной психологии. Этот метод изучения религиозных феноменов он применил для исследования личности Христа, подчеркнув, что жизненная судьба может определять и значительно изменять структуру влечений.

В книге «Бегство от свободы» (1941) изложена оригинальная концепция свободы человека, вскрываются социально-психологические механизмы бегства от свободы. Особое внимание уделяется символической природе культуры. Символ трактовался как некий смысложизненный ориентир.

В работе «Вот он человек» (1947) человек рассматривается как существо, пребывающее в состоянии напряжённого экзистенциального конфликта и раскрывается многообразие человеческих страстей. Именно в борении вожделений человек может отыскать ориентир для обнаружения истинно человеческого. Культура же данной работе трактуется как своеобразная проекция человеческой субъективности.

Так в культурфилософии Фромма возникает новая проблематика – модусы человеческого существования. Философ говорит о том, что человек может как обрести себя, так и потерять. Культура же рассматривается через множество социальных типажей.

В работе «Забытый язык» (1951) особое внимание уделяется природе символического языка, который толкуется Фроммом как язык, в котором внешний мир становится символом внутреннего мира, символом души и разума, а также искусству толкования сновидений. Им выделяются три вида символов:


1) условный

2) случайный

3) универсальный

В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Фромм показал, что причинами агрессивного поведения человека могут быть совершенно различные черты характера.

Таким образом, рождается одна из плодотворных идей философской антропологии: спонтанность человеческой природы, его способность изменить человеческое бытие как бы пересотворяют его самого не только духовно и экзистенциально, но и в качестве биологического вида. В человеке преображается всё – и его природа, и присущая ему субъективность.
IV) Заключение

Подводя итог, можно сказать, что философии фрейдизма и неофрейдизма не только отличаются, но и дополняют друг друга, исследуя различные аспекты личности в разнообразных контекстах.

V) Список использованной литературы:
1) Агапов А. Е., Золотухина Е. В. «История Зарубежной Философии: учеб. пособие»

2) Гуревич П. С. «Психоанализ: Том 1. Фрейдизм и Неофрейдизм»

3) Мотрошилова Н. В. «История философии: Запад – Россия – Восток. Книга третья: Философия XIX – XX вв.»

4) Фролов И. Т. «Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов»

5) Хёйстад У. М. «История души. От античности до современности»