Файл: Фрейдизм и неофрейдизм направления, идеи, представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Юнг называет два основных личностных типа:

1) интроверт – личность, погружённая в глубины своего внутреннего мира, действующая в первую очередь по своей внутренней логике. Воздействие извне она принимает за угрозу, давление и вторжение.

2) экстраверт – личность, активно выражающая себя в коммуникации, активная и ориентированная на других.

Синхроничность

Одним из интересных философско-психологических открытий Юнга было явление синхроничности. Оно означало некаузальное совпадение во времени душевных явлений и объективных событий. Между неким переживанием и событием не обнаруживалось никакой видимой причинной связи, но каким-то образом они оказывались связанны. Юнг высказал предположение о том, что для бессознательного пространство и время относительны, они составляют некий континуум, к которому имеет доступ бессознательное.
2) Альфред Адлер

Альфред Адлер – австрийский учёный, разработавший новое направление психоанализа – индивидуальная психология Адлера.

Оно основано на социальных факторах, влияющих на психику и поведение людей. Краеугольным камнем исследованием Адлера стала личность и те механизмы, которые заставляют её развиваться. С развитием его учения Адлер всё больше расходился во мнении с Фрейдом и расстались они после скандала.

Суть теории личности

Адлер считал, что:

1) человек – это целостная личность, а не мечущийся сборник из противоречивых образований.

2) главная движущая сила человека – стремление к превосходству

3) в основе каждой личности лежит творческое начало

4) одну из решающих ролей в становлении личности играет её социальная принадлежность

Альфред Адлер считал, что каждый ребенок рядом со всемогущими взрослыми, всецело владеющими его жизнью, испытывает острое чувство собственной неполноценности. Все дальнейшее его существование становится попыткой преодолеть это чувство, а пути преодоления могут быть самыми разными. Кто-то станет блестящим инженером, прекрасным врачом или талантливым политиком, а кто-то пойдет грабить в подворотни. Вот этот момент, по мнению ученого, во многом определяет социальная принадлежность.

Согласно теории личности Адлера, под влиянием социума у человека формируются три основные жизненные задачи:

1) дружба

2) любовь

3) работа

В теории личности Адлера выделяют семь основных элементов:

1) чувство неполноценности (хотя более корректный перевод – неполноты)
и компенсация – такое ощущение зарождается у ребенка в детстве, становясь причиной внутреннего конфликта и давая толчок к развитию;

2) стремление к превосходству – концепция Адлера называет его одним из основных стремлений в жизни человека;

3) стиль жизни – это привычки и черты характера, формирующие личность; они закладываются в детстве и во взрослом возрасте остаются практически неизменными;

4) социальный интерес – может быть положительным или отрицательным; проявляется как интерес к окружающим, стремление брать ответственность за других;

5) творческое Я – психоаналитическая концепция Адлера утверждает, что развитие личности зависит от творческих способностей человека, умения проявлять их при решении различных вопросов;

6) порядок рождения – ученый был уверен, что на характер влияет то, каким по порядку родился ребенок;

7) фикционный финализм: жизненные цели являются фикцией, самая большая из них – это стремление к превосходству.
Типы личности

Ученый назвал основные типы поведения человека, классифицировав личности по этому показателю:

1) управляющий - в основе – превосходство над другими, у таких людей низкий социальный интерес, они могут быть антисоциальными, враждебно настроенными по отношению к окружающим;

2) берущий – для таких людей характерно полное или почти полное отсутствие социальной активности и интересов, склонность к паразитированию; они склонны к удовлетворению своих потребностей за счет других, но редко причиняют страдания;

3) избегающий – таким людям присуще неумение решать проблемы, низкий или вовсе отсутствующий социальный интерес; они боятся неудач, избегают решения жизненных задач;

4) социально-полезный – это тип личности, с высоким уровнем социального интереса, способностью сотрудничать и желанием помогать окружающим; такие люди заинтересованы в общении, искренне заботятся о других; это наиболее развитая личность по классификации ученого.
Развитие личности

Формирование характера, мировоззрения, поведения обусловлено чувством неполноценности и, как результат, стремлением превосходства. Таким образом, основа личности, согласно теории Адлера, носит двойной характер. На нее влияют стиль жизни и фиктивный финализм.


Индивидуальная психология Адлера утверждает, что стиль жизни формируется на основе отношений между ребенком и его родителями. Он зависит от страданий, с которыми сталкивается маленький человек. Ученый разделил их на три основные категории: гиперопека, отсутствие внимания к ребенку, физические дефекты.

Страдания зарождают в человеке комплекс неполноценности, и всю дальнейшую жизнь личность стремится его преодолеть.

Кроме того, на стиль жизни влияет творческий центр личности, творческое Я. По Адлеру, это важная составляющая, которая становится дополнительной мотивацией для человека. От нее зависит многое: развитие памяти и образного мышления, восприятие окружающего мира.

Наконец, в развитии личности играет роль порядок рождения ребенка. По мнению Адлера, это важный момент, который во многом формирует стиль жизни. Старшие дети, первенцы могут быть эгоцентричными, они получают достаточное количество внимания от родителей, поэтому появление следующего ребенка может стать для первенца драмой. Он вынужден приспосабливаться к новым обстоятельствам, поэтому может стать лидером, одиночкой. Нередко именно первенцы становятся ревнителями традиций, семейных ценностей, консерваторами. Средние дети вынуждены постоянно соперничать со старшими братьями или сестрами, поэтому в них ярко проявляется стремление к установлению собственных рекордов. По мнению ученого, именно средние дети больше других предрасположены к достижению заметных результатов, у них хорошие лидерские задатки. Если ребенок единственный, он может быть склонен к эгоцентризму, зависимости от мнения других. Привыкнув с младенчества к максимальному вниманию родителей, он требует такого же отношения и от окружающих.

По мере взросления личность сталкивается с различными задачами, которые необходимо решить комплексно. Человек понимает это на подсознательном уровне, поэтому неосознанно стремиться проявить себя, занять значимое место в обществе. Для этого он проявляет социальный интерес. По мнению Адлера, психологически зрелая, развитая личность положительно относится к окружающим, к людям в целом, интересуется ими.

Кроме того, ученый ввел понятие степени активности – это способ решения жизненных проблем. Он зависит от типа личности. По мнению Адлера, самая высокая степень развития личности – это социально-полезный тип характера.

Теория компенсации

Эту концепцию ученый разработал, наблюдая за людьми с физическими дефектами, слабым здоровьем. Он пришел к выводу: люди, страдающие комплексом неполноценности, имеющие увечья или недостатки, стремятся компенсировать свои психологические проблемы за счет выдающихся достижений в различных сферах жизни. Это может быть карьера или занятия спортом, творчеством. Такие личности подсознательно выбирают путь борьбы, они не готовы сдаваться перед внешними обстоятельствами.

Такая постоянная стимуляция своих способностей может проявляться в одной из трех форм:

1) адекватная компенсация – происходит, если превосходство и социальные интересы личности совпадают (например, человек занимается творчеством или спортом, пишет книги);

2) сверхкомпенсация – человек уделяет максимум внимания развитию одной из способностей, при этом сверхразвитие направлено на самого человека (например, постоянное накопительство материальных благ);

3) мнимая компенсация – в этом случае личность не занимается развитием, поскольку комплекс неполноценности компенсируется объективными факторами (например, болезнью).
Стремление к превосходству

Потребность стать лучше окружающих – врожденная, она является фундаментом личности и придает человеческой жизни смысл. По мнению Адлера, стремление к превосходству – это основа саморазвития. Именно такая потребность помогает преодолевать трудности, она заставляет человека ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Это основа мотивации личности, главный «двигатель». Даже если человек находится в гармонии с собой и окружающим миром, стремление к превосходству заставляет его двигаться вперед.
Теория личностного конфликта

По Адлеру, межличностный конфликт обусловлен комплексом неполноценности, который развивается в первые пять лет жизни человека. За счет стремления к превосходству личность пытается компенсировать чувство неполноты. Ученый раскрыл два способа такой компенсации:

1) развитие социального интереса, социального чувства (если оно неразвито, возможны негативные проявления – формирование зависимостей, склонность к преступности);

2) стимуляция способностей, развитие творческих склонностей.

Теория Адлера, как и другие, имеет слабые места. Возможно, они связаны с тем, что при создании индивидуальной психологии личности ученый во многих моментах опирался на субъективный опыт собственного трудного и не слишком счастливого детства. Например, огромное значение он придавал тому, каким по счету в семье родился человек.


Несмотря на спорные моменты, заслуги Адлера огромны. Например, именно благодаря ему, несколько зацикленная на сексуальности и бессознательности психология смогла повернуться к человеку лицом и увидеть в нем не только передравшиеся инстинкты, но и живую, творческую личность.
III) Неофрейдизм

- это направление в психологии и философии, представители которого пересмотрели важнейшие положения Фрейда, оставив почти в неприкосновенности технику и общую методологию психоанализа.

Начало ревизии Фрейдизма положила Карен Хорни своими работами по женской сексуальности. Она провела радикальную дебиологизацию психоанализа, подчёркивая роль социального фактора в неврозах.
1) Карен Хорни

Карен Хорни (1885-1952) родилась в Германии и первой среди женщин Германии получила медицинскую докторскую степень в Берлинском университете в 1915 году. Изучала психоанализ в берлинском психоаналитическом институте, а затем работала психиатром там же. В 1932 году уехала в США и работала в Чикагском и Нью-Йоркском психоаналитических институтах. Там она стала одним из основателей неофрейдизма.
Основные положения учения Хорни:

1) Решающее значение для развития человека имеют отношения между ребёнком и родителем.

2) Основу мотивации человека состовляют:

- потребность в удовлетворении

- потребность в безопасности

3) Любовь и тепло в отношении родителей к ребёнку способствует формированию здоровой личности. Их недостаток/отсутствие развивает у ребёнка базальные враждебность и тревогу. Под базальной тревогой понимается ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

4) Выраженная базальная тревога ведёт к формированию невроза у взрослого человека.

5) Человеку присущи основные потребности:

-любовь и одобрение

-руководящий партнёр

-чёткие ограничения

-власть

-эксплуатация других

-общественное признание

-восхищение собой

-честолюбие

-самодостаточность и независимость

-безупречность и неопровержимость

Согласно Хорни здоровая личность удовлетворяет свои потребности, ориентируясь на обстоятельства, а невротическая фиксируется на одной потребности и стремится во что бы то ни стало ее удовлетворить, т. е. проявляет ригидность.