Файл: Лекция 4 Темы Тема 12. Система органов прокуратуры в Российской Федерации Тема 13 Понятие прокурорского надзора и его отраслей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в
Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, созданных в соответствии с федеральными законами (п. 4 ст. 46 Закона "О прокуратуре РФ"). Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно- учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны, Федеральную службу охраны, Службу внешней разведки,
Федеральное агентство правительственной связи и информации,
Федеральную службу железнодорожных войск, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения Федеральной службы безопасности, а также воинские формирования других министерств и ведомств.
Особый режим организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны, специфика его структуры и управления предопределяют необходимость функционирования прокуратур войсковых частей.
Прокуратура войсковой части является специализированной прокуратурой, действующей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях. В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ прокуроры войсковых частей осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, а также ведающими ими территориальными органами соответствующих министерств и ведомств.
Крайне неблагоприятная экологическая обстановка в стране предопределяет необходимость совершенствования всех направлений

20 природоохранной деятельности прокуратуры, осуществляемой территориальными и специализированными прокуратурами.
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются там и тогда, где и когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме. Созданы и действуют природоохранные прокуратуры на правах прокуратур субъектов
РФ и на правах межрайонных прокуратур.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
На эти прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы администрацией этих учреждений, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы.
3
. Кадры органов и учреждений прокуратуры
Служба в органах и учреждениях прокуратуры является одним из видов федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими РФ. В соответствии с п. 2 ст. 4
Федерального закона "Об основах государственной службы Российской
Федерации" правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются Федеральным законом "О прокуратуре РФ".
Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и законодательством о


21 государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных
Федеральным законом "О прокуратуре РФ".
Специфика задач, функций и полномочий прокуроров, условий их деятельности предопределяет необходимость законодательной регламентации требований, предъявляемых к этим лицам.
Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Эти требования таковы:
1
. Гражданство РФ. Прокурорами и следователями могут быть только граждане РФ. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (п.
2 ст. 40.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ").
2. Характер и уровень образования. Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.
Законом допускается, что на должности прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений.
3. Моральные и деловые качества. Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров нормативно не определены, в том числе в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в ряде положений, приказов, указаний и инструкций Генерального прокурора РФ, в некоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры. В них в различной мере отражены требования общего

22 характера, предъявляемыми ко всем прокурорским работникам. В соответствующих документах обычно отмечаются добросовестность, дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость. Помимо этих нравственных свойств личности, при установлении соответствия прокурорского работника определенной должности оцениваются профессиональные качества, определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональной деятельности в соответствующей сфере (участие в судебном разбирательстве, надзор за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы и т.д.) с учетом иерархического уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.
Для кандидатов на должность прокурора в качестве критерия пригодности выделяется также наличие у такого лица безупречной репутации. Прежде всего по этой причине в законе прямо установлено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока и если имеет или имело судимость.
4. Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурорских работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое, согласно медицинскому заключению, препятствует исполнению ими служебных обязанностей.
Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется на лиц,


23 признанных решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
5. Другие требования. Не может быть принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое:
- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений.
Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
В соответствии с п. "з" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации по представлению Президента РФ.
Вопрос об освобождении от должности Генерального прокурора РФ рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента
РФ. Срок полномочий Генерального прокурора Российской Федерации - пять лет. Первый заместитель Генерального прокурора РФ и его заместители

24 назначаются на должность и освобождаются от должности Советом
Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.
Прокуроры субъектов Федерации назначаются на должность сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определенными их конституциями (уставами).
Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от занимаемой должности Генеральным прокурором РФ.
Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.
Прокурор субъекта Российской Федерации, приравненные к нему прокуроры назначают на должность и освобождают от должности: а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей; б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров и их помощников нижестоящих прокуратур.
Прокуроры городов, районов, приравненные к ним прокуроры назначают на должность и освобождают от должности работников, не занимающих должности прокуроров.
Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев. Продолжительность испытания устанавливается руководителем органа прокуратуры, компетентного назначать на данную должность, по соглашению с лицом, принимаемым на службу. Срок испытания может сокращаться или продлеваться по соглашению сторон в пределах шести месяцев.


25
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу установленного законом содержания (ст. 40.4 Закона).
4
. История развития органов прокуратуры в России
Временем возникновения института прокурорского надзора в России является период государственных реформ, проводимых Петром I.
Первоначально им был создан институт фискалов. Указом от 5 марта 1711 г. была учреждена должность генерал-фискала, который должен был "тайно проведывать, доносить и обличать". Модель такой должности и самого института фискалов была заимствована в Швеции. Однако вскоре сам Петр I был вынужден признать, что чин фискала "тяжел и ненавидим". В результате дальнейших поисков 12 января 1722 г. Петр I своим указом учредил должность генерал-прокурора. Таким образом в России был основан государственно-правовой институт прокуратуры во главе с назначаемым императором генерал-прокурором и его помощником обер-прокурором. Как следует из Указа, генерал-прокурор является "оком государевым". Органы прокуратуры создавались постепенно в различных губерниях в течение ряда лет. На прокуратуру была возложена обязанность осуществлять наблюдение за соблюдением законов поднадзорными ей государственными органами. В случае установления нарушений законов прокуратура предлагала соответствующим лицам и учреждениям устранять эти нарушения, опротестовывала незаконные решения. Важным участком работы прокуроров был надзор за соблюдением законов в арестантских домах и тюрьмах.
При императрице Екатерине I и императоре Петре II роль и значение прокуратуры существенно снизились из-за проводимой ими политики, усиления роли других институтов власти, которые видели в прокуратуре ограничение своих полномочий.
В последующем в период правления Анны Иоанновны произошло существенное развитие вертикали прокурорской власти.

26
Дальнейшее становление института прокуратуры активно происходило в период правления Екатерины II. В 1775 году в каждой губернии был создан штат чиновников, осуществляющих прокурорский надзор (губернский прокурор с двумя помощниками - стряпчими по уголовным и казенным делам). При губернском сословном суде назначалось по одному прокурору и два стряпчих, в уезде - подчиненный губернскому прокурору уездный стряпчий.
В целом в дореформенный период (до 1864 г.) губернские прокуроры осуществляли общий надзор за правильным применением законов всеми официальными учреждениями - "присутственными местами", как судебными, так и административными. Под контролем прокуроров находилась полиция.
Прокуроры при обнаружении нарушений законности сначала устно предлагали устранить его, а в случае неподчинения - приносили письменный протест в орган или учреждение, нарушившие закон. Действие опротестованного акта при этом приостанавливалось.
В связи с созданием в 1802 г. Министерства юстиции министр юстиции стал одновременно выполнять функции генерал-прокурора, а губернские прокуратуры фактически были отнесены к органам юстиции.
Судебная реформа 1864 г. кардинально изменила институт прокуратуры, ознаменовав собой переход к общепризнанным европейским и мировым стандартам в области судоустройства и судопроизводства.
Пореформенная прокуратура оставила за собой лишь функцию поддержания государственного обвинения в суде. Прокуроры состояли при окружных судах и судебных палатах. Судебные следователи, осуществляющие досудебное производство по уголовным делам в форме предварительного следствия, прокурорам непосредственно не подчинялись. "Прокуроры и их товарищи, - гласила статья 278 Устава уголовного судопроизводства, - предварительных следствий сами не производят, но дают только предложения о том судебным следователям и наблюдают постоянно за производством сих следствий". Прокуроры могли присутствовать при всех


27 следственных действиях, контролировать взятие под стражу обвиняемого, требовать дополнительного расследования. Законные требования прокурора подлежали исполнению, но при этом могли быть обжалованы в суд. Полиция была поднадзорна прокурорам и "по производству дознания о преступных деяниях" должностные лица полиции состояли "в непосредственной зависимости от прокуроров и их товарищей". По окончании предварительного следствия прокурор сам составлял обвинительный акт, которым предавал обвиняемого суду. Обвинительный акт прокурора направлялся в суд, где прокурор, участвуя в судебном заседании, поддерживал государственное обвинение. Прокурор имел право опротестования приговоров суда в апелляционном и кассационном порядке.
Каких-либо полномочий, содержащих элементы общего надзора за законностью, прокуратура не выполняла.
Все достижения судебно-правовой реформы были перечеркнуты в октябре 1917 г. 20 декабря 1917 г. Декретом о суде N 1 прокуратура была упразднена и ее деятельность не возобновлялась более четырех лет. Надзор за законностью, в частности, в деятельности следственных комиссий, избираемых Советами рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, возлагался на коллегии обвинителей, также избираемых местными Советами. Частично функции надзора за соблюдением декретов и привлечения к ответственности нарушающих их лиц взяла на себя ВЧК
(Всероссийская Чрезвычайная Комиссия).
В 1922 г. по инициативе Народного комиссариата юстиции РСФСР прокуратура была восстановлена. Согласно Положению о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали надзирать за законностью актов (действий и решений) государственных и местных органов власти, их должностных лиц. При этом прокуратура находилась первоначально в составе Наркомюста РСФСР, а затем - при Верховном Суде СССР.

28
После образования Союза ССР, с принятием первых Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик органы, прокуратуры строились на основе подчинения исключительно соответствующему прокурору республики и действовали на основе издаваемых республиками положений. Прокурор республики был подотчетен и подведомственен верховным органам своей республики.
Тем не менее постепенно начался процесс формирования жестко централизованного аппарата прокуратуры. Прокуратура при Верховном Суде
СССР постепенно подчиняла себе республиканские органы прокуратуры, подведомственные тогда местным органам юстиции. В 1928 г. в ведение прокуратуры перешел следственный аппарат, который ранее входил в состав судов.
10 июня 1933 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР "Об учреждении прокуратуры Союза ССР", согласно которому прокуратура становилась самостоятельным органом, имеющим весьма обширные полномочия. Одновременно с этим произошла ликвидация прокуратуры при
Верховном Суде СССР. В принятом 17 декабря 1933 г. Положении о прокуратуре СССР определялись функции прокуратуры, в т.ч. отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью деятельности органов внутренних дел, за предварительным расследованием уголовных дел, за правильным и единообразным применением законов судебными органами, за законностью в деятельности исправительно-трудовых учреждений.
24 мая 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР. Указом
Президиума Верховного Совета СССР в 1959 г были образованы коллегии в прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 г. утверждено Положение о военной прокуратуре.
Как справедливо отмечено в Концепции судебной реформы "Усиление роли прокурорской власти в правоохранительной системе