Файл: Лекция 4 Темы Тема 12. Система органов прокуратуры в Российской Федерации Тема 13 Понятие прокурорского надзора и его отраслей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

29 сопровождалось унижением ее перед органами "тайной полиции" и совершенным умалением перед лицом директивных органов. Если В.И.
Ленин оставлял за прокурором единственное право - обратиться в суд, то в дальнейшем о суде забыли и прокурор стал непосредственно обращаться к государственным и общественным органам и должностным лицам с протестами. Всякий протест в порядке общего надзора стал приостанавливать исполнение опротестованного решения. Прокурорское предписание обязывало должностных лиц немедленно устранить явное отступление от нормы, после чего им разрешалось жаловаться... вышестоящему прокурору".
Закон СССР "О прокуратуре СССР" от 30 ноября 1979 г., действовавший вплоть до распада Советского Союза, устанавливал, что прокуроры надзирают за законностью не только судебных актов, но и процессуальной деятельности, предшествующей их вынесению. По существу прокурор в судебном разбирательстве надзирал за ведущим процесс судом.
В 1990 г. прокурорский надзор был распространен уже на Советы народных депутатов, политические партии и массовые движения. Общий надзор прокуратуры был объявлен "высшим надзором", что оставляло суду в деле обеспечения законности явно второстепенное место.
Концепция судебной реформы выдвинула ряд целей реформирования органов прокуратуры. Часть из этих целей реализованы в Законе РФ "О прокуратуре РФ", принятом 17 января 1992 г., в редакции Федерального закона от 18 октября 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Так, произошел отказ от использования термина "общий надзор", хотя фактически соответствующая отрасль прокурорского надзора сохранена
Законом "О прокуратуре РФ". Теперь Закон не предусматривает проведение прокурорских проверок в случаях, когда нет конкретных законных поводов для вмешательства; ликвидированы обязательные предписания как форма прокурорского реагирования; упразднена приостанавливающая сила протеста
(кроме протеста в порядке надзора за администрациями учреждений,

30 исполняющих уголовные наказания), надзор за процессуальной деятельностью судов.
Контрольные задания
1.
Генеральный прокурор назначается на должность:
а) Президентом РФ; б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента
РФ; в) Государственной Думой по представлению Президента.
2.
К полномочиям прокурора не относится:
А) возбуждение уголовного дела;
Б) истребование документов;
В) посещение поднадзорных объектов;
Г) опрос должностных лиц.
3
. Срок полномочий Генерального прокурора:
а) десять лет; б) семь лет; в) пять лет; г) три года;
4.
Протест прокурора должен быть рассмотрен компетентным органом в течение:
а) одного месяца; б) 10 дней; в) 20 дней. г) 5 дней.
5.
Прокурорские работники не могут являться членами:
а) родительских комитетов общеобразовательных школ; б) профсоюзных организаций; в) политических партий; г) религиозных объединений.
6
. К какой ветви власти относится прокуратура в РФ:
а) исполнительной; б) законодательной; в) судебной; г) ни к одной из ветвей власти.
7.
К внутриорганизационным принципам не относится принцип:
а) зональный; б) предметный; в) предметно-зональный; г) единства.


31
8.
Прокурор субъекта РФ назначается на должность:
а) Генеральным прокурором; б) Генеральным прокурором по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ; в) Генеральным прокурором по согласованию с заместителями генерального прокурора; г) Государственной Думой РФ.
9.
Каким из названных видов деятельности вправе заниматься работник
прокуратуры: а) предпринимательской деятельностью; б) политической деятельностью; в) преподавательской деятельностью; г) посреднической деятельностью.
10.
Какие из названных условий необходимы для назначения на должность
прокурора субъекта РФ:
а) возраст не менее 35 лет и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; б) возраст не менее 25 лет и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет; в) возраст не менее 30 лет и стаж прокурорско-следственной работы не менее 10 лет; г) возраст не менее 30 лет и стаж прокурорско-следственной работы не менее пяти лет.
Блок 2.
1   2   3   4

Тема 13. Понятие прокурорского надзора и его отраслей.
Характеристика отдельных отраслей
прокурорского надзора
Прокурорский надзор - это одно из направлений правоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном
Федеральным законом "О прокуратуре РФ".
Государственный контроль и надзор осуществляется также целым рядом других государственных органов - налоговыми органами, органами экологического и санитарного контроля, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, органами противопожарной службы и т.д. Но все эти органы осуществляют свои полномочия в определенных специфических областях, имеют четко очерченные нормативно-правовыми

32 актами поднадзорные и подконтрольные им сферы деятельности.
Прокурорский же надзор имеет наиболее широкое предназначение - соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории
России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.
Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, в том числе заключающихся в уголовном преследовании лиц, совершивших преступления.
Тем не менее прокуратура не должна подменять другие государственные контролирующие органы, а осуществлять надзор за тем, как сами эти органы и соответствующие должностные лица выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению контроля за исполнением законов.
Прокурорский надзор подразделяется на так называемые отрасли, т.е. направления его осуществления. В отличие от иных направлений деятельности прокуратуры, каждая отрасль прокурорского надзора характеризуется рядом признаков. К ним относятся следующие:
1. Предмет надзора, т.е. определенная сфера деятельности государственных и муниципальных органов и иных организаций, их должностных лиц, в рамках которой прокуратура осуществляет надзорные полномочия.
2. Совокупность необходимых полномочий, предоставленных прокурору при осуществлении им конкретной отрасли надзора, позволяющих эффективно принимать меры к устранению нарушений законности.
3. Средства прокурорского реагирования, т.е. определенные акты - постановления, протесты, представления и предостережения о недопустимости нарушений закона, направленные на устранение нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина, которые выносит


33 прокурор при реализации надзорных полномочий, действуя в установленных законом правовых формах.
Таким образом, отрасли прокурорского надзора - это регламентированные федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушения законности.
В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" можно выделить следующие отрасли прокурорского надзора:
1) надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами и управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 1998 г. N 31-ФЗ в перечень отраслей прокурорского надзора, установленный ч. 2 ст. 1 Закона "О прокуратуре РФ", был включен надзор за исполнением законов судебными приставами. Однако в разделе III "Прокурорский надзор" этого
Закона данное направление надзора не регламентируется, не раскрывается его предмет, полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования.

34
В связи с этим надзор за исполнением законов судебными приставами представляется возможным рассматривать не в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора, а как специфическую разновидность надзора за исполнением законов государственными органами, т.е. в рамках первой отрасли надзора.
В связи с тем что прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом сферы общественных отношений, в различных из них он приобретает некоторые, иногда весьма существенные особенности.
Так, для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен и объем полномочий прокурора.
Акты прокурорского реагирования при этом в одних случаях носят информационный характер, а в другом - обязательный для исполнения их адресатами. Когда прокурор опротестовывает незаконный, по его мнению, акт органа управления, он лишь требует от этого органа или от иной властной структуры принять решение по существу. Однако решение по протесту, а также по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает непосредственно либо орган управления, либо суд. В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер.
Далее необходимо дать краткую характеристику и выделить особенности каждой из отраслей прокурорского надзора.
На первое место Законом "О прокуратуре РФ" поставлен надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых


35 актов (далее - надзор за исполнением законов). Данная отрасль прокурорского надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. Рассматриваемая отрасль надзора ранее, в Законе "О прокуратуре СССР", именовалась общим надзором (в предмет этой отрасли включался также надзор за исполнением законов гражданами). В настоящее время глава 1 раздела III Закона "О прокуратуре РФ" кратко именует данную отрасль надзором за исполнением законов.
Осуществляя свою деятельность в рамках данной отрасли надзора, прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их управленческую или хозяйственную деятельность.
Прокурорские проверки в данной сфере проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.
Предмет прокурорского надзора в рамках данной отрасли определен ст. 21 Закона "О прокуратуре РФ" следующим образом:
"1. Предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными
(законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте".
Из сферы прокурорского надзора, как следует из приведенного нормативного определения предмета надзора за исполнением законов,

36 исключены высшие органы исполнительной и законодательной власти
России - Президент РФ, Федеральное собрание и Правительство РФ.
Полномочия прокурора, надзирающего за исполнением законов, можно подразделить на две части: полномочия по выявлению нарушений закона и полномочия по их устранению.
Осуществляя надзор, прокурор вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов и организаций, иметь доступ к документам и материалам;
- проводить проверки исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушений;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
- приносить протесты на противоречащие закону акты, вносить представления об устранении нарушений закона или представление о недопустимости его нарушения;
- возбудить производство об административном правонарушении либо уголовное дело;
- обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными.
Требования закона, связанные с внесением протеста, представления, предостережения или изданием постановления, предусмотрены ст. ст. 23, 24,
25 и 25.1 Закона "О прокуратуре РФ".