Файл: Лекция 3 Темы Тема Органы юстиции Российской Федерации Тема 10. Организация и задачи российской прокуратуры. Прокурорский надзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами.
Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета ежегодно представляет
Президенту Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.
Председатель Следственного комитета:
1) организует работу Следственного комитета;
2) издает организационно-распорядительные документы в форме приказов, распоряжений, указаний, утверждает положения и инструкции по вопросам деятельности Следственного комитета, обязательные для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;
3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений
Следственного комитета;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Председатель Следственного комитета имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Председателя Следственного комитета.

В Следственном комитете образуется коллегия в составе Председателя
Следственного комитета (председатель коллегии), его первого заместителя и заместителей, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии Следственного комитета (за исключением лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Должности в военных следственных управлениях Следственного комитета, военных следственных отделах Следственного комитета могут замещаться военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Порядок прохождения ими военной службы в Следственном комитете регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с учетом особенностей, предусмотренных указанным выше федеральным законом и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации.
Производство предварительного следствия является единственной функцией следственных подразделений.
Следователь является должностным лицом, уполномоченным осуществлять предварительное следствие по уголовному делу. Следователь вправе: возбуждать уголовное дело; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании,

приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
4. Органы дознания и их задачи. Оперативно-розыскная
деятельность органов дознания.
К органам дознания относятся: 1) органы внутренних дел Российской
Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, в частности, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы, начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 2) Главный судебный пристав
Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации,
Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.
На органы дознания возлагаются: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно и выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.
По возбужденным уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания осуществляет дознание - форму предварительного расследования по своей сути аналогичную предварительному следствию. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые
следственные и иные процессуальные действия, принимать необходимые процессуальные решения, руководствуясь при этом правилами, установленными уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия, с некоторыми изъятиями.
Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, от предварительного следствия отличают: субъект, его осуществляющий (дознаватель); правовой статус данного субъекта
(процессуальная самостоятельность дознавателя по сравнению с правовым статусом следователя ограничена); возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого и наличия в нем уведомления о подозрении в совершении преступления, завершение дознания обвинительным актом, сокращенные сроки дознания (30 суток, которые могут быть при наличии к тому законных оснований продлены прокурором).
При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит дознание в виде неотложных следственных действий.
Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий возлагаются, кроме органов дознания также на:
1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений
Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.


Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно в рамках рассматриваемого вида дознания производятся все и любые следственные действия, когда они являются неотложными.
Производство неотложных следственных действий должно быть завершено в течение 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, после чего орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа.
Обнаружить преступление, собрать доказательства и раскрыть преступление с помощью лишь уголовно-процессуальных мер (производства дознания или предварительного следствия) весьма сложно. В этой связи отдельные органы дознания наделены законом полномочием производить оперативно-розыскную деятельность.
Оперативно-розыскная деятельность - это система предусмотренных законом и ведомственными нормативными актами действий (мероприятий), осуществляемых гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных на то государственных органов, в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскная деятельность в определенной степени взаимосвязаны. Они направлены на решение одних и тех же целей. Вместе с тем они имеют существенные различия.
Уголовно-процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия урегулированы различными источниками права. Дознание и предварительное следствие гарантируют более высокий, чем оперативно- розыскная деятельность, уровень обеспечения прав и законных интересов граждан.

В отличие от гласной проверки заявления и сообщения о преступлении и гласно осуществляемого предварительного расследования оперативно- розыскная деятельность может иметь негласный характер.
Согласно Федеральному закону от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: «Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: а) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; б) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; в) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ»
Получение необходимых сведений в ходе оперативно-розыскной деятельности осуществляется путем производства оперативно-розыскных мероприятий, которые включают: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания или следователю, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств


Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, приведен в ст. 13
Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно- розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:
1.
Органов внутренних дел Российской Федерации.
2.
Органов федеральной службы безопасности.
3.
Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
4.
Федеральных органов государственной охраны.
5.
Таможенных органов Российской Федерации.
6.
Службы внешней разведки Российской Федерации.
7.
Министерства юстиции Российской Федерации.
В этом же нормативно правовом акте отмечается, что перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно- розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных органов.
Все указанные учреждения являются органами дознания.
Контрольные задания
1. Предварительное расследование осуществляется в форме:
А) розыска
Б) изобличения
В) дознания
2
. Предварительное следствие производится следователями
следственных подразделений органов:
А) юстиции
Б) судебных
В) контроля за оборотом наркотиков

3.
Подразделения предварительного следствия отсутствуют в системе
органов:
А) федеральной службы безопасности
Б) внутренних дел
В) таможенного контроля
4.
К органам дознания относятся органы:
А) внутренних дел
Б) прокуратуры
В) адвокатуры
5. Следственный комитет функционирует в системе органов
А) безопасности
Б) внутренних дел
В) исполнительной власти
6.
Председатель Следственного комитета назначается на
должность и освобождается от должности:
А) Министром внутренних дел Российской Федерации
Б) Генеральным прокурором Российской Федерации
В) Президентом Российской Федерации
7. Подразделения Следственного комитета по районам и городам
имеют статус:
А) отделения
Б) отдела
В) управления


8. Выполнение неотложных следственных действий по уголовным
делам, по которым производство предварительного следствия
обязательно, является формой:
А) предварительного следствия
Б) уголовного преследования
В) дознания
9. Сроки дознания установлены законом в:
А) десять дней
Б) один месяц
В) два месяца
1
0. Сроки предварительного следствия установлены законом в:
А) один месяц
Б) два месяца
В) три месяца