Файл: Лекция 3 Темы Тема Органы юстиции Российской Федерации Тема 10. Организация и задачи российской прокуратуры. Прокурорский надзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на
должность и освобождается от должности:
А) Советом Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации
Б) Президентом Российской Федерации
В) Правительством Российской Федерации
6. Главная военная прокуратура является структурным
подразделением
А) Министерства обороны Российской Федерации
Б) Генеральной Прокуратуры Российской Федерации
В) Министерства юстиции Российской Федерации
7. Прокуроры городов и районов назначаются на должность и
освобождаются от должности:
А) прокурором субъекта Российской Федерации
Б) Генеральным прокурором Российской Федерации
В) администрациями городов и районов
8. Средством прокурорского реагирования на выявленые нарушения
закона является возбуждение дела:
А) уголовного
Б) административного
В) гражданского
9. Представление прокурора об устранении нарушений закона
подлежит рассмотрению:
А) в течение недели
Б) в течение месяца
В) безотлагательно

10. Органы прокуратуры информируют о состоянии законности:
А) правозащитные организации
Б) органы местного самоуправления
В) руководителей предприятий и учреждений
Блок 3
1   2   3

Тема 11. Органы предварительного расследования в Российской
Федерации
Вопросы:
1. Органы предварительного следствия и их задачи.
2. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
3. Следственный комитет Российской Федерации, его структура и задачи
4
. Органы дознания и их задачи. Оперативно-розыскная деятельность органов дознания.
1. Органы предварительного следствия и их задачи.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанностью государства. Государство, в лице правоохранительных органов обязано обеспечить права и свободы граждан, выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего
преступление, провести расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, безотносительно от желания или нежелания на то потерпевшего.
Защита общества и граждан от преступных посягательств является важной и ответственной функцией правоохранительных органов.
Органами выявления и расследования преступлений являются органы предварительного расследования и дознания, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность.
Органы предварительного расследования рассматривают и разрешают заявления и сообщения о преступлении. При этом они вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к участию в них специалистов; требовать от средств массовой информации документы и материалы; производить осмотр места происшествия; принять решение о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, осуществлять собирание, проверку и оценку доказательств.
Предварительное расследование представляет собой осуществляемую в рамках уголовного судопроизводства деятельность специально уполномоченных органов государства и должностных лиц по раскрытию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств уголовного дела для создания предпосылок решения задач уголовного судопроизводства.
Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного следствия либо дознания.
Органы предварительного расследования в соответствии с наименованием вида осуществляемой ими уголовно-процессуальной деятельности подразделяются на органы предварительного следствия и органы дознания.
Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.


Правовую основу деятельности органов предварительного следствия составляют
Конституция
Российской
Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, акты уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты.
Деятельность органов предварительного следствия осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, презумпции невиновности.
Предварительное следствие представляет собой вид деятельности, состоящий из производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение при наличии к тому законных оснований мер процессуального принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников процесса с материалами уголовного дела и других процессуальных действий.
Срок предварительного следствия установлен в два месяца. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.
Предварительное следствие производится следователями
Следственного комитета
Российской
Федерации, следственных подразделений органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
2. Органы предварительного следствия в системе Министерства
внутренних дел Российской Федерации.

Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации возглавляет созданный и функционирующий в Министерстве внутренних дел Российской Федерации
Следственный департамент (СД МВД России), который является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата
Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в рамках предоставленных полномочий функции
Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере расследования преступлений, а также исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, и возглавляющим органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с возложенными задачами следственный департамент
Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет следующие основные функции: анализирует следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел Российской Федерации, разрабатывает и реализует меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучает, обобщает и рекомендует к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывает для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организует взаимодействие следователей органов внутренних дел
Российской Федерации с органами, осуществляющими оперативно- розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучает правоприменительную практику следователей органов внутренних дел Российской Федерации и осуществляет разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской
Федерации;

обеспечивает эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организует рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.
Следственный департамент возглавляет начальник Следственного департамента Министерства внутренних дел России – заместитель Министра внутренних дел, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению
Министра внутренних дел Российской Федерации.
Главные следственные управления (управления, отделы) министерств внутренних дел, главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов
Российской Федерации, следственные управления (отделы) управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, начальников главных управлений
(управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах - начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел
Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской
Федерации).
Структура и штатная численность главных следственных управлений, управлений, отделов утверждаются министрами, начальниками главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на особо важных и режимных объектах,
управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью.
Следственные управления (отделы, отделения, группы) органов внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов - начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).
Структура и штатное расписание следственных управлений (отделов, отделений, групп) утверждаются начальниками вышестоящих органов внутренних дел в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью по предложению начальников главных следственных управлений (управлений, отделов).
3. Следственный комитет Российской Федерации, его структура и
задачи
Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 403-
ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в Российской
Федерации создан самостоятельный орган предварительного следствия –
Следственный комитет Российской Федерации.
Следственный комитет Российской Федерации (далее также -
Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской
Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.


Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о
Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
Основными задачами Следственного комитета являются:
1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации;
2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются указанным выше федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской

Федерации и иными нормативными правовыми актами Президента
Российской Федерации.
Систему Следственного комитета Российской Федерации составляют следственные органы Следственного комитета - центральный аппарат
Следственного комитета и подразделения центрального аппарата (в том числе по федеральным округам); главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской
Федерации (в том числе их подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы
Следственного комитета; следственные отделы и следственные отделения
Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета; учреждения Следственного комитета - научные и образовательные учреждения Следственного комитета, а также иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности
Следственного комитета.
В следственном комитете учреждаются должности следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам, следователя-криминалиста, старшего следователя-криминалиста.
Сотрудниками Следственного комитета наряду со следователями являются руководители следственных органов Следственного комитета, а также другие должностные лица Следственного комитета, имеющие специальные или воинские звания либо замещающие должности, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий.
Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления
Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и