Файл: Форма государства разнообразные подходы к определению.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине : Теория государства и права
Тема: «Форма государства: разнообразные подходы к определению»
Москва – 2021 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….………..…3
1. Понятие и элементы формы государства……………………………………..5
1.1 Сущность понятия «форма государства», основные подходы к определению………………………………………………………………………5
1.2 Основные элементы формы государства……………………………...….…9
1.3 Факторы, влияющие на форму государства…………………………….…11
2. Характеристика основных элементов формы государства………...………12
2.1 Форма правления……………………………………………………….……12
2.2 Форма государственного устройства………………………………………18
2.3 Политический режим……………………………………………………..…25
3. Форма российского государства………………………………………..……30
3.1 Форма правления в России……………………………………………….…30
3.2 Форма государственного устройства России……………………...………32
3.3 Политический режим Российского государства…………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...…..35
Литература………………………………………………………………...……..37
Введение
После распада СССР перед образовавшимися на его основе государствами возникла проблема формы государства. Актуальность этой проблемы заключается в том, что перед каждым государством возник вопрос, как объединена его территория, как организованы органы власти, какими методами и средствами осуществляется государственная власть.
Сама тема "Форма государства" занимает одно из важнейших мест в курсе "Теория государства и права". Это объясняется тем, что прежде, чем приступать к изучению государства, необходимо выяснить его территориальную структуру, порядок образования и организацию высших органов государственной власти, систему методов, способов и средств осуществления политической власти, т. е. непосредственно форму государства.
Вопрос о форме государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти главным образом зависит эффективность государственного управления, состояния законности и правопорядка. От формы государства в большой степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Большое влияние на форму государства оказывает культура, исторические традиции его народа, религия, национальный менталитет, географические условия проживания, характер взаимоотношений органов власти с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, церковью и т. д.).
Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие элементы формы государства: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
Форма правления выражает основные принципы организации системы органов государственной власти и их взаимоотношения друг с другом. Форма государственного устройства обеспечивает организацию взаимоотношений между всем государством в целом и его составными частями. Политический режим составляет совокупность приемов и методов осуществления власти, которые обеспечивают проведение в жизнь подлинной демократии, степень политической свободы в общества либо выступают способом осуществления реакционной диктатуры, средством обеспечения тоталитарной системы управления в процессе осуществления государственной власти.
Конкретизируя все выше сказанное, можно сказать, что форма государства - это организация и устройство государственной власти, обусловленные сущностью и социальным назначением государства.
Таким образом, форма государства - это сложная, причудливо переплетенная совокупность его признаков, сформировавшихся пол воздействием объективных и субъективных причин, отличающих одно государство от другого.
Цель данной работы - изучить государство с точки зрения его формы. Это значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.
1. Понятие и элементы формы государства
1.1 Сущность понятия «форма государства», основные подходы к определению
Государство как политическая организация, как властная система, пронизывающая всё общество, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом организовать, построить государство, люди бьются, пожалуй, с момента его зарождения. Ибо в государственно-организованном обществе от этого зависят их жизнь и благосостояние. По мнению профессора Сергея Александровича Комарова, такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство (строй) государства и общества.
Ещё с древних времен, со времен античности, устройство государства, его строение выражалось в понятии «форма государства». Нужно отметить, что в философии и юриспруденции того времени категории «форма» вообще придавалось большое значение. Римские юристы говорили: «форма дает бытие вещи».
Существует три основных смысла философской категории «форма»:
1. как разновидность чего-либо («формы диктатуры пролетариата»);
2. как проявление, выражение чего-либо вовне (внешняя форма);
3. как способ устройства, внутренней организации чего-либо (внутренняя форма).
Когда речь идёт о форме государства, имеется в виду форма как способ устройства. Однако здесь нужно обратить внимание на одно обстоятельство общефилософского характера. А именно на то, что за исключением понимания формы как способа выражения вовне (внешней формы) за «формой» всегда стоит какое-либо целостное явление (при этом данное явление в одном отношении может рассматриваться как форма, а в другом - как содержание). А вот за «формой государства» никакого целостного явления нет. То, что обозначается как «форма государства», представляет собой, по существу, лишь набор основных параметров, позиций, которые издавна для характеристики государства представляются главными: исходя из них, государство может быть охарактеризовано как бы наиболее полно.
Доказательством изложенного тезиса является то, что применительно к форме государства не могут быть выделены её виды, ибо о таковых можно вести речь лишь применительно к целостным образованиям. И, действительно, если обратиться к литературе, то можно заметить, что в ней ведётся речь о видах формы правления, о видах формы государственного устройства, о видах политического режима, но никогда о видах формы государства.
Как было замечено выше, вопрос о форме государства исследуется юридической наукой с древних времен, причём тогда мыслители основное внимание обращали на формы государственного правления, хотя исподволь анализировали и другие моменты, касающиеся понятия «форма государства». Так, Ш. Монтескье в своей работе «О духе законов» под формами государства понимал образы правления, и среди этих образов правления выделял республиканский, монархический и деспотический. Республиканское правление - это такое правление, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его. Монархическое правление - форма правления, при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов. Между тем, в деспотическом правлении всё вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. «Как для республики, - утверждал мыслитель, - нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна».
Ещё раньше Т. Гоббс касался проблемы формы государства, и в понятие этой формы он вкладывал организацию или «образ правления делами общества». Он отмечал, что различных форм государств может быть только три. Различие государств заключается в различии суверена, или лица, являющегося представителем всех и каждого из массы людей. Так как верховная власть может принадлежать или одному человеку, или собранию большого числа людей, а в собрании имеют право участвовать или каждый, или лишь определённые люди, отличающиеся от остальных, то могут быть только три вида государства. Ибо представителем должны быть или один человек, или большее число людей, а это - собрание или всех, или только части. Если представителем народа является один человек, тогда государство представляет собой монархию; если собрание всех, кто хочет участвовать в управлении тогда демократия, или народовластие; а если верховная власть принадлежит собранию лишь части горожан, тогда это аристократия. Иных видов государства быть не может. Тирания и олигархия есть лишь разные названия монархии и аристократии.
Государство и государственная власть могут приобретать самые разнообразные формы. Они традиционно фиксируются такими понятиями, как «форма государственного правления» и «форма государственного устройства». Общим для них является понятие формы государства, которая характеризуется и формой государственного правления, и формой государственного устройства. Понятие «форма государства» является одним из важнейших вопросов в теории государства и права.
Однако до сих пор в отношении понятия «форма государства» нет достаточной ясности. Одни авторы относят к форме государства не только форму государственного правления или форму государственного устройства, но и форму государственного или государственно-правового режима, политический режим, не только статику (структуру), но и динамику (функционирование, средства, приемы, методы и способы осуществления, а иногда и развитие) государственной власти. По мнению других авторов, форма государства - это совокупность устойчивых отношений между органами государства, т.е. способы их существования друг с другом, в том числе характер распределения государственной власти между ними, а также пути их образования (формирования), взаимной ответственности и способы осуществления государственной власти.
Следовательно, принимая точку зрения большинства учёных, а также сделав собственный вывод по данному вопросу, можно дать определение формы государства следующим образом: это структура, определённая модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
1.2 Основные элементы формы государства
Несмотря на различные подходы к определению формы государства, можно выделить три основных элемента формы государства: 1) форму правления, 2) форму государственного устройства и 3) государственный режим. Их совокупность позволяет максимально зафиксировать все устойчивые и значимые отношения между государственными органами, территориальными образованиями и населением государства, их статику и динамику, т.е. наиболее чётко определить форму государства как явление.
Под формой правления понимается совокупность устойчивых взаимоотношений между высшими органами государства, прежде всего порядок их формирования, а также порядок распределения между ними властных полномочий и взаимодействия между собой. В качестве высших формоопределяющих органов государства традиционно рассматривают глав государств (монархов или президентов), высшие представительные органы (парламенты, иные коллегиальные органы законодательной ветви власти), правительства (как коллегиальный орган исполнительно-распорядительной власти) и высшие судебные учреждения.
В научной литературе сформировался подход, в рамках которого выделяют две основные формы правления - монархию и республику, каждая из которых имеет свои разновидности. В основу такого деления положено сразу два критерия: 1) участие (неучастие) населения в процедуре формирования высших органов государственной власти и 2) принадлежность высшей государственной власти одному или многим лицам.
Форма государственного устройства - это совокупность устойчивых взаимоотношений между центральными, региональными и местными органами государственной власти. Эти отношения, будучи устойчивыми, отражают степень централизации государственной власти. Именно централизация государственной власти определяет порядок формирования, компетенцию и ответственность государственных органов «по вертикали», являясь вторым формообразующим элементом устройства государственной власти. В тех государствах, где существуют органы местного самоуправления, они, как правило, не входят в систему органов государственной власти. Отношения органов местного самоуправления и государственных органов вышестоящего уровня сильно влияют на форму государственного устройства, следовательно, эти отношения являются формообразующими. Обычно выделяют две основные формы государственного устройства: унитарное и федеративное государство, каждое из которых имеет свои разновидности.