Файл: Форма государства разнообразные подходы к определению.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые теоретики государства и права употребляют термины «государственно-правовой режим», «политико-правовой режим», «государственно-политический режим». Ни один из этих терминов нельзя считать объективно отражающим суть проблемы. Первый термин является внутренне противоречивым, поскольку любое государство использует не только законодательные, правовые, но и наоборот, внеправовые методы. Более того, государство может вообще творить произвол, хотя и вынуждено принимать законы, но оно может им не следовать. Иногда государство, наоборот, не может следовать принятым законам, поскольку возникает ситуация непредвиденная, не урегулированная законодательством.
Второй термин - «политико-правовой режим» также во многом неточен. Политика представляет собой такую сферу деятельности, которую государство стремится урегулировать законами и иными нормами права, но добиться полного правового регулирования политических отношений оно не в силах. В современном постсоциалистическом, государстве любая политическая сила, получившая большинство в парламенте, способна изменить любой закон, ограничивающий её. Более того, в политике нет раз и навсегда, и не может быть установленных правил.
Третий термин «государственно-политический режим» несёт в себе элемент тавтологии, поскольку общеизвестно, что государство есть главный элемент политической системы. Любое воздействие государственной власти на общественные отношения есть одновременно политическое воздействие.
1.3 Факторы, влияющие на форму государства
Форма государства складывается под действием множества факторов. В первую очередь, на неё влияют особенности исторического развития, традиции, политико-правовые идеи, национальный состав населения, внешние факторы.
Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному - республиканская. Или, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
Один и тот же режим может быть при разных формах правления. Так, по форме правления Англия - конституционная монархия, ФРГ и Италия - парламентские республики, США и Франция - президентские республики, но политический режим в этих странах один и тот же - буржуазная демократия. Или, например, в 1930-е годы республиками официально именовались и Германия, и Франция, и Советский Союз, но государственный режим у них был разным.
В то же время прослеживаются и такие зависимости: изменение политического режима влечёт изменение формы государства и наоборот - реорганизация государства с точки зрения формы правления и государственного устройства влечёт изменение режима функционирования государственной власти.
Очевидно, для того, чтобы понять закономерности этих взаимосвязей, нужно не просто рассматривать соотношение формы правления, формы государственного устройства и политического режима, а принимать во внимание всю политическую ситуацию в стране, учитывать мощное влияние на политический режим институтов гражданского общества.
2. Характеристика основных элементов формы государства
2.1 Форма правления
В литературе нет однозначного определения понятию «форма правления» («форма правления государства», «форма государственного правления»).
Профессор Анатолий Борисович Венгеров понимает форму правления в узком (структура и взаимоотношения высших органов государства, а именно главы государства, парламента и правительства) и в широком (способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прямые и обратные связи с населением) смыслах.
Профессор Людмила Александровна Морозова полагает, что форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; 3) компетенцию этих органов.
Сравнительный анализ названных подходов к определению понятия формы правления государства еще только предстоит сделать учёным-юристам. Здесь же лишь отмечу, что многие авторы разграничивают государства по форме их правления на монархии и республики.
Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие. Учёные по-разному дают определение понятия этому термину. Так профессор Валерий Васильевич Лазарев считает, что монархия - такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству. По мнению профессора Валерия Николаевича Протасова, монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т.п.), который наследует её как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
Монархические государства могут быть либо абсолютными, либо ограниченными.
Монархия как форма правления имеет не юридическую, а религиозную природу, получает от неё легитимацию и государственный смысл. Монарх - лицо юридически безответственное, он не может быть привлечён к какой либо ответственности, не может быть отстранён от престола. В его руках сосредоточена вся полнота государственной власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, он единолично представляет государство на международной арене. Его деятельность и потребности финансируются из государственного бюджета. Он имеет право отмены приговора и помилования, право на особый церемониал, особый титул. Такую разновидность монархии принято называть абсолютной.
Абсолютная монархия насчитывает более 4 тысяч. Лет. Она претерпевала значительные изменения, трансформируясь, приспосабливаясь к конкретным историческим условиям. В настоящее время государств с такой формой правления практически не осталось. Несмотря на то, что сейчас примерно одна шестая всех существующих государств имеет монархическую форму правления, речь идет не об абсолютной монархии, а двух её разновидностях - дуалистической и парламентарной. Однако им присущи главные признаки, свойственные любой монархии: наличие монарха, который занимает свою должность независимо от волеизъявления населения, хотя его полномочия могут быть сильно ограничены, он делит их с представительными и исполнительными органами власти государства.
При дуалистической монархии наряду с монархом существует парламент, который осуществляет законодательную власть. Монарх не вправе вмешиваться в деятельность парламента, но сохраняет контроль над правительством. Он может единолично назначать и смещать министров и правительство. По мнению профессора Михаила Николаевича Марченко, «характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится непосредственно в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху». Эта форма правления существует в Марокко, Брунее, Бутане, Тонга, Иордании.
В парламентарной монархии власть монарха ограничена ещё существеннее. Парламент не только независим от монарха, но и назначает правительство. Политические партии, получившие большинство на выборах в парламенте, формируют правительство помимо монарха. Правительство ответственно исключительно перед парламентом.
Юридически монарх вправе издавать законы, но они приобретают юридическую силу только после согласия (контрасигнации) представителя правительства либо премьер-министра. Сам монарх осуществляет церемониальные функции, иногда внешнеполитические функции. К государствам парламентарной монархии относятся: Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония.
Между тем «не во всех государствах, где установлена форма правления в виде парламентарной монархии, - о чем пишет профессор Людмила Александровна Морозова, - доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Австралия, Великобритания, Канада) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель превращается, - полагает Л.А. Морозова, - в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих в парламенте большинством, через партийные фракции контролирует парламент. Эта система, - делает вывод Л.А. Морозова, - получила название системы кабинета, или министериализма».
При республиканской форме правления в противовес монархии всё население участвует в формировании высших органов государственной власти, и власть в этом случае никогда не принадлежит одному лицу. Республика в переводе с латинского языка означает общественное дело. Для республиканской формы правления характерны следующие особенности:
1) высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
2) ограничен срок полномочий представительных органов публичной власти;
3) действующим законодательством предусмотрена юридическая ответственность органов публичной власти перед населением страны.
Традиционно выделяют парламентарную и президентскую республиканские формы правления. Критерием выделения разновидностей республиканских форм правления является порядок формирования исполнительной власти.
В парламентарной республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается населением и выполняет законодательную функцию от выборов до выборов. Он же формирует правительство, члены которого есть представители доминирующей в парламенте политической силы. Правительство ответственно только перед парламентом и может осуществлять исполнительную власть лишь до того момента, пока пользуется поддержкой парламента и населения. Правительство, как правило, возглавляет премьер-министр, который фактически выступает связующим звеном между правительством и парламентом, координируя их деятельность. При такой форме правления может быть и должность президента, который избирается парламентом и в законодательную деятельность не вмешивается: не обладает правом вето, не может отправить правительство в отставку. В основном он выполняет представительские функции, и его статус аналогичен монарху в парламентарной монархии с той лишь разницей, что он занимает должность срочно и выборно, а не пожизненно, как монарх. Такая форма правления существует в Венгрии, Германии, Индии, Италии, Польше.
Для президентской республики характерно чёткое отграничение законодательной и исполнительной властей друг от друга. В ней и президент, и парламент избираются населением независимо друг от друга. Президент формирует правительство, которое ответственно только перед ним. Парламент занимается законодательной работой, не может отправить в отставку правительство, но может начать процедуру отстранения президента от должности (импичмент), но только в том случае, если президент совершит уголовное преступление. К президентским республикам можно отнести США, Мексику, Финляндию.
Профессор Виталий Васильевич Оксамытный выделяет также:
1) суперпрезидентские республики (латиноамериканские, в которых глава государства явно доминирует в системе разделения властей и наделен широкими полномочиями, в том числе по изданию правовых актов на уровне законов; афро-азиатские, которые являются, по сути, разновидностью монархических государств с авторитарным режимом власти);
2) суперпарламентские республики (Израиль, в котором особые полномочия исполнительной власти подкреплены процедурой всенародного избрания премьер-министра, тогда как президент страны назначается Кнессетом (парламентом);
3) республики со смешанной формой правления, в которых сочетаются элементы президентской и парламентарной республик (Армения, Беларусь, Португалия, Украина, Франция).
Профессор Людмила Александровна Морозова полагает, что «во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик». Например, в тех государствах, где президент является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, который утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несёт ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Смешанные республики, - пишет далее Л.А. Морозова, - устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.)». Некоторые республики, на взгляд учёного, «превращаются в «монархические». «Это те, в которых президент занимает свой пост пожизненно, например КНДР». По мнению Л.А. Морозовой, «в условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики» (Алжир, Нигерия). Она также считает, что «в настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. В современном мире появляются выборные монархии (ОАЭ, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты».