Файл: Форма государства разнообразные подходы к определению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Профессор Ирина Анатольевна Конюхова классифицирует федерации по следующим основаниям:

1) в зависимости от способа образования федеративного государства федерации бывают союзными и децентрализованными. Первые - союзные образуются на основе объединения независимых государств в результате договора, соглашения - США, СССР, ОАЭ, Объединенная Республика Танзания. Вторые - децентрализованные создаются либо путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта - Индия, Канада, Пакистан, либо на основе договора с составными частями государства о децентрализации власти на принципах федерализма, положения которого инкорпорируются в федеральную конституцию - Российская Федерация;

2) по количеству уровней федеративных отношений федерации бывают двухуровневыми и трёхуровневыми. Первые - двухуровневые - в федеративных отношениях имеют две стороны - федерацию и её субъектов. Вторые - трехуровневые - помимо двух названных еще и третью сторону - территории местного самоуправления;

3) в зависимости от способа разделения государственной власти по вертикали федерации бывают делегированными (когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз) и децентрализованными (когда центр передает определенный объем государственной власти территориям с учётом их интересов);

4) с точки зрения характера отношений, определяемого наличием или отсутствием элементов соподчиненности, а также уровня централизации в системе разделения государственной власти выделяются три вида федерализма - централизованный, нецентрализованный и смешанный;

5) в зависимости от статуса субъекта федерации - симметричные (абсолютных не существует, но тенденция в этом направлении наблюдается у США), асимметричные (ограниченная асимметрия, выражается в различиях в правосубъектности однородных по природе и соответственно одинаковых по названию субъектов федерации, Индия и абсолютная асимметрия, наличие разных по природе субъектов федерации, у которых неравный объем прав и обязанностей - Танзания) и симметричные с элементами асимметрии (таких федераций большинство, субъекты федерации однородны по природе и статусу, но конституция допускает из общего правила исключения, которые касаются отдельных элементов статуса субъекта федерации - это Австрия, Германия, Бразилия, США, Швейцария).


В научной литературе традиционно принято отличать от федерации конфедерацию - союз или объединение нескольких самостоятельных и суверенных государств (например, Ганзейская лига, 1367-1669 гг., Нидерланды, 1579-1795 гг., Германская конфедерация, 1815-1866 гг., Объединенная Арабская Республика, куда входили Египет и Сирия, 1958-1961 гг.). Некоторые авторы относят к конфедерации и Европейский союз, и современные таможенные союзы, например Бенилюкс.

Конфедерации, создаваясь для решения внешнеполитических, оборонных и транспортных задач, не имеют единой денежной и налоговой системы, единого гражданства, общей конституции. Однако в них создаются те властные органы, которые необходимы для решения текущих задач, стоящих перед конфедерацией. Но решения этих органов имеют силу на территории государств, её образующих, только при их согласии на это. Каждое государство, входящее в неё, сохраняет свой суверенитет, является субъектом международного права, может в любой момент не только выйти из конфедерации, но и отменить любое решение, принятое органами конфедерации. Конфедерация не имеет ни бюджета, ни системы налогов, поскольку её финансовая база создается из добровольных взносов государств-участников.

Конфедерацию можно рассматривать как особую форму государственного устройства.

2.3 Политический режим

Содержание политического режима, как я уже обозначил в первом разделе, достаточно широко. Его образуют множество общественных отношений. Так, в понятие политического режима включаются следующие признаки (общественные отношения): степень участия народа в формирования политической власти, соотношение прав и свобод человека с правами государства, гарантированность прав и свобод личности, степень реализации политической власти непосредственно народом, положение средств массовой информации и реальная гласность в обществе, стимулирующий или ограничивающий характер правового регулирования деятельности граждан и должностных лиц, методы осуществления политической власти, степень верховенства закона, принципы взаимоотношения общества и власти, реальное и юридическое положение силовых структур государства, степень политического плюрализма.

Профессор Валерий Васильевич Лазарев полагает, что политические (государственные) режимы не возникают случайно. Они развиваются взаимосвязано и под воздействием зримых и невидимых факторов. К видимым факторам, влияющим на них, относятся экономический уклад общества, достигнутый в связи с ним уровень материальной жизни людей, уровень их культуры, форма правления и государственное устройство в обществе.


Оперируя этими факторами, можно определить их влияние не только на государственный режим, но и на государство, познать его сущность и предназначение, эффективность государственной власти и возможности её развития в будущем. В классификации современных государственных режимов можно выделить два направления. Первый сформировался в советское время и был основан на марксисткой типологии государств, когда каждому типу государства соответствовал определённый политический режим: рабовладельческому - деспотизм, монархизм, аристократизм, рабовладельческая демократия; феодальному - абсолютизм, просвещенный абсолютизм и т.д., капитализму - конституционный, бонапартиский, военно-полицейский, фашистский.

Большинство отечественных и зарубежных учёных не склонны связывать государственный режим и отдельные типы государства и дают лишь самую общую классификацию государственных режимов, подразделяя их на два вида - демократический и антидемократический. При этом допускается, что каждый из них в зависимости от конкретных исторических условий, сущностных и содержательных характеристик государства, народных обычаев и традиций может подразделяться на самые различные виды и разновидности.

К характерным признакам демократического государственного режима можно отнести реальную подотчётность и подконтрольность органов власти народу; развитие рыночной экономики; разделение власти; политический и идеологический плюрализм, образуемый свободой слова и критикой; наличие реальной политической оппозиции; выборность и реальную сменяемость органов государственной власти, гласность в их деятельности; провозглашение, конституционное закрепление, охрану и реальный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина.

История знает разные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти. Античная демократия - политический режим, построенный на предоставлении широких прав и свобод рабовладельцам и лишении всех прав рабов. Такой режим называется аристократическим (греч. аristokratia - власть лучших). Близким по содержанию политическим режимом является олигархический, также построенный на господстве небольшой группы эксплуататоров.

Наибольшее распространение в современных условиях получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту, избираемому всем народом на основе всеобщего, равного избирательного права. Разновидностью парламентской демократии является либерально-демократический режим (лат. liberalis - свободный), отстаивающий ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. Либеральный режим обуславливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнёров. Либеральное государство провозглашает формальное равенство всех граждан, свободу слова, мнений, форм собственности, даёт простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в Конституции, но и становятся осуществимыми на практике.


Государственная власть при либерализме формируется путём выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Государственные решения принимаются большинством голосов.

В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берёт на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Недемократический режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, в том числе в сфере экономики; запрещением оппозиционных партий и других организаций; ограничением роли выборных государственных органов и неадекватным усилением роли исполнительных органов; сосредоточением большинства властных полномочий в руках главы государства или правительства; высокой степенью централизации исполнительной власти, когда большинство чиновников нижних инстанций являются статистами в процессе управления; упором в государственном управлении на методы принуждения.

Можно выделить несколько разновидностей недемократического режима, например деспотический (страны Древнего Востока), при котором правитель обладает неограниченной властью, имеющей божественное обоснование, а всё государственное управление основано на безусловном подчинении ему. Но отличительным признаком этого режима является видимость легитимности, народной поддержки. От него отличают тиранический режим, при котором правитель узурпирует власть, но существует широкая оппозиция, которая подавляется жестокими репрессиями. Такой государственный режим, по мнению В.В. Оксамытного, также нелегитимен.

Ещё одной разновидностью недемократического режима является тоталитарный. Для него характерны господство одной идеологии, наличие сильного легитимного лидера, развитая карательная система. В рамках этого режима общественная жизнь и экономика милитаризируется, происходит тотальное принудительное вовлечение практически всего населения в различные государственные, партийные, военные или государственно-общественные организации. Происходит инфильтрация всего государственного аппарата членами правящей партии, влекущая за собой сращивание партийных и государственных организаций. Происходит либо полное обобществление собственности (жёсткая форма тоталитаризма), например Германия 1933-1945 гг., СССР, либо она частично сохраняется, но берется под контроль государства (мягкая форма тоталитаризма).


В категорию разновидностей недемократического режима входит и авторитарный. Авторитарный режим имеет своим отличительным признаком концентрацию и государственной, и вообще политической власти в одних руках. Это могут быть отдельный харизматический лидер, правящая партия, группировка, хунта. Определяющий принцип такого режима - «можно все, кроме политики». От тоталитарного такой режим отличается тем, что при нём не происходит огосударствления экономики, культуры, социальной сферы. Государство не пытается вторгаться в личную жизнь граждан, существует определенный уровень автономии и хозяйствующих субъектов. Для решения отдельных вопросов власть может прибегать и к внеправовым методам, но только в крайнем случае и на короткое время. Преобладают административно-командные методы управления. Иногда в рамках этого режима существует «декоративная» оппозиция, могут формально закрепляться права и свободы личности, политический плюрализм, наличествовать местное самоуправление, отдельные элементы гражданского общества. Наличие или отсутствие последних дает основания выделять «мягкий» и «жёсткий» авторитаризм.

Однако разделение государственных режимов на демократический и антидемократический имеет два недостатка. Во-первых, трудно согласится с тем, что отсутствие отдельных элементов демократического режима автоматически переводит существующий государственный режим в разряд антидемократического. Так, в условиях демократического режима на выборах в парламент политическая оппозиция потерпела сокрушительное поражение и исчезла возможность политически оппонировать власти. Можно ли и нужно ли назвать возникший режим антидемократическим? Можно ли, например, назвать демократическим государственный режим США, где на политической сцене представлено только две партии, политические программы обеих партий совпадают в большинстве пунктов и различия в них может найти только специалист, но не рядовой избиратель? Ведь налицо отсутствие и реальной оппозиции власти, и политического и идеологического плюрализма.

Во-вторых, как считают многие учёные, сама идея демократического режима является противоречивой. Прежде всего из-за того, что демократия - это не просто механическая воля большинства, а учёт интересов и меньшинства. Реализация этого принципа предполагает наличие у всех граждан умения мыслить общезначимыми и общегосударственными, что есть следствие высокой политической и правовой культуры. В отсутствие этого демократия превращается в «пустой» рынок, где предметом купли-продажи выступают волеизъявление избирателей (через политические технологии), государственные должности (через взятки), внешне и внутриполитические решения всех органов власти, отдельные политики, чиновники и т.д.