Файл: Реферат по дисциплине История образования и педагогической мысли на тему В. П. Вахтеровпедагогическая деятельность и взгляды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина Кафедра педагогики

РЕФЕРАТ


по дисциплине История образования и педагогической мысли на тему: «В.П.Вахтеров-педагогическая деятельность и взгляды»

Направление подготовки

44.03.01 Педагогическое образование


Направленность (профиль) образовательной программы

Физическая культура с основами безопасности жизнедеятельности



Выполнил: Зуева Виктория Адександровна
Курс 1, группа JZ-Б21А-01
Проверил: Строгова Н.Е., к.п.н., доцент кафедры педагогики


Красноярск 2021

Введение
Василий Порфирьевич Вахтеров
(13января 1853-3апреля 1924, Москва) - известный российский педагог, ученый, методист начальной школы, деятель народного образования.
Родился в семье промыслового рабочего (консисторского сторожа). Учился в Арзамасском духовном училище, затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1874 году он оканчивает курсы при Московском учительском институте и получает назначение учителем в одно из училищ Смоленской губернии.
В одном из источников есть указание на работу Василия Порфирьевича и в Виленской губернии. Так, в биографическом очерке П. К. Козлова (1863– 1935) упоминается, что будущий путешественник «собирался поступить в Виленский учительский институт, однако педагоги (среди которых был известный в
будущем деятель просвещения В. П. Вахтёров) не смогли выхлопотать ему казённую стипендию».
Шесть лет Василий Порфирьевич работает учителем, а затем в течение 15 лет (1881-1896) был инспектором народных училищ. Сначала в Смоленской губернии, а затем с1890 года его переводят в Москву, как энергичного, талантливого педагога. Принимал активное участие в работе Московского комитета грамотности, в организации школ для рабочих и способствовал созданию ряда внешкольных учреждений. В 1896 вынужден был уйти в отставку, так как департамент полиции квалифицировал его деятельность как

«прикрытие среди учителей Москвы неблагонадёжного элемента». С 1898 по 1902 читал лекции на учительских курсах в Курске, Саратове и других городах. С 1893 по 1903 работал в школе при Тверской мануфактуре Морозовой. В 1903 был арестован за якобы противоправительственную агитацию в школе и среди рабочих и выслан в Новгородскую губернию.
В декабре 1904 был восстановлен во всех своих правах и возвратился в Москву, но к педагогической деятельности допущен не был. Принимал участие в учреждении Всероссийского учительского союза (1905—1907). Был одним из организаторов и участником Всероссийского съезда по вопросам народного образования (1913—1914), Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка (1916). После Октябрьской революции вел методическую работу с учителями, преподавал на курсах ликбеза, читал лекции на педагогическом факультете 2-го МГУ (1923—1924).

Основные публикации:



«Основы новой педагогики» (1913); «Русский букварь» (1898); «Мир в рассказах для детей» (1902); "Внешкольное образование народа" (1896);
"Сельские воскресные школы" (2-е издание, 1896); "Всеобщее обучение" (1897); "Народные чтения" (1897); "Нравственное воспитание и начальная школа" (1900); "На первой ступени обучения" (11-е издание, 1912); "Предметный метод обучения" (3-е издание, 1911); "Спорные вопросы образования" (1907); "Записка об организации начальной школы на новых началах" (1906).
Вахтеров В. П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Изд. журнала «Русская мысль», 1901. 241 с.

Педагогические идеи В.П. Вахтерова



Если стоит жить, то только для того, чтобы помогать развитию.

В. П. Вахтеров

Василий Порфирьевич Вахтеров нередко обращался к трудам Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов, чтобы подкрепить свои положения, относящиеся к развитию учащихся. Именно их наследие оказало существенное влияние на его научное мировоззрение, помогло дать теоретическое обоснование развивающей педагогике. Наука совершенствуется кумулятивно и неравномерно. Революционным взрывом в развитии естествознания во второй половине XIX в. стало эволюционное учение Ч. Дарвина. Дарвинизм произвел значительные изменения в мировосприятии многих ученых, в том числе и на В. П. Вахтерова. Под влиянием этого учения у него сложилось четкое понимание вечно изменяющегося
материального мира. От философских идей, навеянных дарвинизмом, и от соответствующей общенаучной концепции Вахтеров ведет обоснование всех положений развивающей педагогики. В его главном труде "Основы новой педагогики" (1913) он пишет:

"Идея развития является последним словом современной науки и филосо фии. Она лежит в основе современного миросозерцания, с нею связаны все наши лучшие упования и надежды на будущее. Она представляет собою самое ценное завоевание XIX века..." Осмысливая педагогику как науку, В. П. Вахтеров находил, что ей не хватает цельности, системности, методичности. По мнению педагога, сосуществование множества различных концепций, точек зрения на сущность педагогики требует синтеза этого знания, для осуществления

которого необходимо найти объединяющую все идею, лежащую в основе педагогической деятельности.

В своей педагогической системе В. П. Вахтеров прибегает к идее развития как основополагающей установке при изучении природы человека. «Идея развития в широком смысле слова... может служить связующим началом для самых разнообразных с первого взгляда педагогических требований, дидактических приемов, способов и т.п.». По мнению ученого, идея развития может определить цели, задачи, основные принципы педагогической деятельности

"Попытки, предпринятые в этом направлении, не удовлетворяли меня, пока я не пришел к убеждению,

что все отдельные элементы педагогики удобнее всего объединяются иде ей развития, понимания этой теории в самом широком смысле этого слова

- и как развитие индивидуума, и как биологическое развитие рода, и как исторический процесс, и, причем главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника...
Эволюционная теория бросила во все отрасли знания ослепительный поток светлых идей, поколебавших все прежние устои, открывших

совершенно новые перспективы".

Именно эволюционная теория, идея развития должна занять, по Вахтерову, "главное место в педагогике", стать основным методологическим принципом. И в воспитании не только детей, но и взрослого населения. С реализацией этого принципа он связывал большие надежды. "Только тогда, когда воспитание народных масс и в школе и в жизни будет поставлено на основах учения о развитии, согласовано со здоровыми стремлениями к развитию, с законами природы, только тогда можно рассчитывать на то, что страна направит всю мощь своих творческих сил и всю свою инициативу, и энергию на справедливую организацию общественной жизни, промышленности, науки, искусства и культуры вообще". Чтобы было возможным задействовать "эволюционную педагогику", считал В. П. Вахтеров, необходимо освоить учение о развитии в целом, обобщить практику воспитания, экспериментировать, изучать историю педагогики, знакомиться с биографиями знаменитых людей. При этом необходимо научное изучение развития ребенка, в первую очередь с позиций педагогики и психологии, с учетом данных изучения его биологами и представителями других наук о человеке.

В работах В. П. Вахтерова не встречается термин "природосообразность". Однако он постоянно предупреждает, чтобы развитие строилось на основе законов природы, так как "забвение природы учащихся приводит к тому,