Файл: Реферат по дисциплине История образования и педагогической мысли на тему В. П. Вахтеровпедагогическая деятельность и взгляды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
что учение становится мукой, внушает отвращение детям". Его страшно огорчало, что слишком живуча традиция, когда при отборе содержания образования, методов обучения, организации учебного процесса идут не от ученика, не от анализа его природы, его способностей и интересов, а от анализа школьных предметов и других внешних обстоятельств. В то же время педагог отмечает и прогрессивную тенденцию: благодаря

Я. А. Коменскому, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и другим педагогам прошлого "широко распространилась мысль, что законы воспитания и обучения должна предписывать человеческая природа, что вся педагогика должна быть основана на изучении природы человека и ребенка".

При обосновании развивающей педагогики В. П. Вахтеров акцентирует внимание на том, что каждый ребенок изначально обладает внутренним стремлением к развитию и росту. Это есть стремление «к развитию самого ребенка как думающей, чувствующей и хотящей личности». Так в педагогике В. П. Вахтерова возникает одна из основных установок гуманистической педагогики - ориентация на личность ребенка. Ребенок в процессе воспитания всегда является целью. Он как личность уникален и неповторим. Это проявляется, согласно В. П. Вахтерову, во всем: в его физическом, психическом развитии, в его склонностях, интересах и способностях. И это требует «индивидуализировать» воспитание.

По Вахтерову, "стремление к развитию не есть нечто, однажды навсегда данное ребенку. Оно определяется не только наследственностью", но и внешними факторами, влиянием общества, школы, воспитания, личного опыта и переживаний.

Таким образом, "развитие ребенка является результатом этих двух факторов: во-первых, внутренних стремлений к развитию и, во-вторых,
влияния окружающей среды. Приспособление ребенка к среде и приспособление самой среды к потребностям ребенка - вот задача воспитания".

Помощь ребенку в реализации стремления к развитию является главным условием воспитания и прогресса в человеческом обществе. Однако это стремление, как правило, заглушается и в семье, и в школе.

В. П. Вахтеров видел сложность и трудность задачи - осуществить во всей полноте индивидуализацию: сколько людей на свете, столько получается воспитательных систем. Он считал возможным до известной степени облегчить эту задачу разделением детей на типы и предложил свою типологию по признаку преобладающих склонностей. В статье "Наши методы преподавания и умственный паразитизм" В. П. Вахтеров по степени влияния на умственное развитие обучаемых разделяет все применяемые способы и приемы обучения на две группы, две категории. К первой группе он относит "те приемы, когда учитель имеет в виду возбудить самодеятельность учащихся, дать толчок и пищу их творческим силам, когда он предлагает ученикам материалы в известном расположении и ставит задачи, а до всего остального ученики доходят сами. Они сами делают выводы из данных материалов, фактов и цифр, а когда возможно, то сами же делают и наблюдения... Здесь ученик ставится в положение изобретателя: он сам делает открытия и изобретения, он сам переживает тот умственный процесс и те же чувства, которые переживал творец и изобретатель...". Ученики сами эти материалы классифицируют, комбинируют, сравнивают, находят в них сходства и различия, обобщают. Таким образом, построенный учебный процесс позволяет успешно

развивать ум,
сметливость, способность к суждению, личную инициативу, привычку к самопроверке, стремление доходить до всего самому, наблюдательность, творчество, критическое восприятие чужого мнения. Все способы обучения, характеризующиеся высокой познавательной активностью, самостоятельностью и развитием учащихся, педагог обобщенно называет сократическим (или эвристическим) методом. Все "неэвристическое", не развивающее В. П. Вахтеров называет "дидактическим методом", рассчитанным "на скорое натаскивание или выгонку учеников к экзамену, на пассивное восприятие механическим путем возможно большего количество сведений, на быстрое запоминание готовых выводов, решений, правил и формул, на усвоение слов, слов и слов, на быструю дрессировку учащихся". В нем главную роль играет слово, учительское или книжное; все выводы, обобщения, правила, положения преподносятся в готовом виде; цель учения сводится к тому, чтобы понять, запомнить и воспроизвести слова учителя. В результате из детей приготовляются "умственные автоматы", "не способные рассуждать, принимающие все на веру, не приученные наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, находить причинные связи, проверять себя и других...".

Какому методу надо отдать предпочтение, эвристическому или дидактическому? Несомненно, В. П. Вахтеров объявляет приоритетным эвристический метод. Если бы такой метод преобладал в школе, считает он, то способность людей делать открытия, их творческие проявления в тысячу раз превосходили бы то, что наблюдается на практике.

Однако у него нет полного отказа от дидактического метода. Он говорил:
"Оба метода уместны при изучении одного и того же предмета, но "всякому овощу свое время", и надо хорошо знать, когда уместен один метод, когда

-другой".

При отборе содержания образования, выборе способов обучения, организации учебной работы, создании различных типов школ основным критерием, по Вахтерову, должно быть развитие школьников. Важно указание педагога на то, что "для гармонического развития внимания, памяти и воображения нельзя ограничиваться одной какой-нибудь отраслью знаний". Любым специалистам "нужны и развитая память, и умение сосредоточить свое внимание на вопросах, какие выдвигает перед ними жизнь, и наблюдательность, и здравый, развитой рассудок, и светлое, разумное миросозерцание... Общее образование - самый надежный фундамент, и без него у нас не будет ни хороших ремесленников, ни хороших врачей, юристов и ученых". В общем развитии школьников В. П. Вахтеров придавал большое значение межпредметным связям. В предисловии ко второй книге "Мира в рассказах для детей" он писал: "Один из самых крупных недостатков старой школы состоял в том, что между отдельными предметами преподавания не существовало связей... Мы все знаем школы, где при огромном количестве учебного материала не развивали, а притупляли учеников именно тем, что

каждый предмет занимал изолированное положение, стоял особняком, не
был связан с другими предметами, не входил в мировоззрение ученика и являлся балластом, подавляющим умственные силы ребенка". В качестве одного из средств установления таких связей В. П. Вахтеров предложил чтение "деловых статей" по истории, географии, природоведению и из других областей знания. Вместе с женой Э. О. Вахтеровой он составил и издал четыре книги "Мир в рассказах для детей", для каждого года обучения в начальном училище - отдельную книгу. Эта хрестоматия заслуженно считалась одной из лучших учебных книг в России, особенно удачным в ней оказался природоведческий материал. Книги хрестоматии, начиная с публикации первой в 1900 г., за два десятилетия выдержали по нескольку десятков

изданий.

В 1907 г. был опубликован труд В. П. Вахтерова "Предметный метод обучения", в котором словесному обучению противопоставляется "предметное обучение", позволяющее значительно повысить познавательную активность учащихся и их общее развитие, вести обучение более эффективно и экономно. Это принцип наглядности, о котором почти одинаково высказывались Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский: "Ученик развивается, когда он сам действует. Он должен ответить делом, своим делом на всякое впечатление. Движение, труд, действие, упражнение - вот одно из звеньев, через которое должен пройти каждый урок".

Однако В. П. Вахтеров считал, что "оба метода должны помогать один другому и потому между ними должно быть сохранено