Файл: Реферат по дисциплине История образования и педагогической мысли на тему В. П. Вахтеровпедагогическая деятельность и взгляды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
равновесие".

К этому вопросу примыкает проблема трудности в учебной работе. В связи с задачами по развитию учащихся против устранения трудностей горячо выступали И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский. Такой же позиции придерживался и В. П. Вахтеров. "Есть мнение, будто для ученика может быть интересен только урок, не требующий от него серьезного, усиленного труда, будто легкие упражнения могут доставить удовольствие ребенку. Это совершенно не верно. Очень часто мы видим ребенка, заинтересованного мудреною задачею, требующею от него устойчивой, напряженной работы мысли; и еще чаще мы видим рассеянного, скучающего ребенка, занятого самым легким, но бесцельным и бессодержательным упражнением. Нужно избегать непосильных задач, - это правда; но нечего бояться серьезной

работы, в меру сил ученика". Он доказывал, что для успешного развития ребенка нужно постоянно ставить задачи все более сложные, иначе он будет топтаться на одном месте в развитии. Действительно, постоянное преодоление посильных трудностей является движущей силой развития. У В. П. Вахтерова, как почти у всех сторонников развивающей педагогики, четко проходит мысль о ненасилии над ребенком, внутреннем стимулировании, возбуждении интереса к учению.

Но, в отличие от Ж. Ж. Руссо, он идет в трактовке интереса от естественного развития ребенка. "С нашей точки зрения, интерес - это прямое выражение стремления к развитию тех функций, до которых дошла очередь Дело в том, что психические функции развиваются неравномерно
и неодновременно и надо уловить момент их проявления, чтобы их вовремя задействовать, помочь развитию, "не раньше, но и не позже этого момента". Такое объяснение очень близко к понятию "сензитивный период", к которому позже пришли психологи. Во всех своих учебных книгах для начальной школы, а также в методических руководствах к ним, В. П. Вахтеров стремился по возможности реализовать идеи развития. "Русский букварь" (1897; 122-е изд. - 1918), "Первый шаг. Букварь для письма и чтения" (1899), "Новый русский букварь" (1917), "Новый русский букварь для обучения письму и чтению" (1922), "На первой ступени обучения: Методическое руководство..." (1901), упомянутые ранее книги "Мир в рассказах для детей" с методическими предисловиями - все это вместе взятое является замечательным образцом учебно-методического комплекса для начальной школы.

В "Основах новой педагогики" В. П. Вахтеров специально выделяет главу об использовании экскурсий для общего развития, приводит множество примеров наблюдения за природными явлениями, развивающих кругозор детей и совершенствующих общее развитие. В основном его идеи относятся к умственной сфере. Но он затрагивает и вопросы нравственного развития.

В. П. Вахтеров задумывался над тем, почему эвристический метод, обеспечивающий высокое развитие, не получил большого распространения, и указывал на некоторые причины:


  1. "этот метод требует от учителя и большего знания, и большего развития, а главное - большой любви к детям";




  1. существует предрассудок, что он требует от учеников больше времени;





  1. нет понимания о границе применения эвристического и дидактическог о методов, когда следует применить один, а когда другой;




  1. неумение руководить самостоятельной работой детей.

Список используемой литературы:


  1. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.. 1913.

  2. Вахтеров В. П. Избр. пед. соч. М., 1987.

  3. Песталоцци И. Г. Избр. пед. произв.: В 3 т. М., 1965. Т. 3. 4.Большая Советская Энциклопедия.