Файл: Уголовноисполнительная политика Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Значение уголовно-исполнительной политики выражается в том, что она служит неким системообразующим средством, на основе которого в правовой сфере строится весь последующий уголовно-исполнительный механизм – особенно здесь имеется в виду правовое положение осужденного и регламентация исполнения конкретного вида наказания.

Федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)» принята в сентябре 2006г.

Фактически, все структуры УИС были модернизированы. Но пенитенциарная система в значительной степени сохранила прежние принципы в организации деятельности. Не были приняты во внимание современное состояние экономики, интеграция нашей страны в сферу международного права, международные стандарты работы с заключенными и изменения в гражданском обществе. Следовательно, потребовались новые реформы в этой области.

Для реализации этих целей принята Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития пенитенциарной системы, а также ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающими функционирование пенитенциарной системы на период до 2020 года.

Основные цели концепции обозначены следующим образом:

совершенствование деятельности пенитенциарных органов и учреждений с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;

сокращение рецидивов правонарушений со стороны лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, за счет проведения в местах лишения свободы мероприятий по адаптации к обществу освобожденных осужденных, включая участие гражданского общества;

гуманизация условий содержания задержанных и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и улучшение обеспечения соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

За последние годы учреждениями и органами УИС проделана огромная работа по совершенствованию их деятельности. Решен ряд задач и проблем, направленных на либерализацию уголовно-исполнительной политики, гуманизацию исполнения наказания, созданы предпосылки для внедрения концептуально новой программы пенитенциарной деятельности.


Реализуется курс на декриминализацию общества, расширение видов наказаний, альтернативных лишению свободы, улучшение условий содержания осужденных и подследственных.

При Федеральной службе исполнения наказаний и ее территориальных органах во всех субъектах Российской Федерации созданы общественные советы для привлечения общественности к решению вопросов, связанных с деятельностью пенитенциарной системы, и оказания помощи лицам, осужденным за преступления, в обеспечении им нормальных условий жизни.

Продолжается работа по совершенствованию кадрового обеспечения УИС. Работа кадровых аппаратов ФСИН России направлена на сохранение высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового состава, наиболее полно соответствующего современным и прогнозируемым условиям, способного эффективно решать поставленные задачи. Совершенствуется нормативная база, регламентирующая работу с кадрами ФСИН России, в 2014–2016 гг. осуществлен комплекс мероприятий по совершенствованию организационно-штатного построения учреждений и органов УИС.

Таким образом, мы резюмируем, что становление и развитие отечественной пенитенциарной системы - это сложная многоэтапная работа по созданию правовых актов для деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, связанных с гуманизацией исполнения наказаний и улучшением содержания подозреваемых и обвиняемых.
2.2 Актуальные проблемы реализации уголовно-исполнительной политики на современном этапе

В основе формирования и развития любой отрасли права лежит политика государства, которая определяет главные направления, задачи и содержание государственной деятельности во всех сферах социальной, экономической и правовой жизни общества. Одно из таких направлений – это политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью.

В борьбе с преступностью государство определяет основные направления деятельности правоохранительных и иных государственных органов, общественных формирований по охране прав граждан, субъектов общественных отношений от преступных посягательств, их предупреждению, пресечению преступлений, привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших уголовные деяния. Данная область политики выделяется в качестве уголовной (в широком смысле), составными частями которой выступают уголовная, уголовно-процессуальная, уголовно-исполнительная политика.


Уголовная политика устанавливает задачи по охране прав личности, субъектов правоотношений от преступных посягательств, основания и принципы уголовной ответственности, виды наказаний за совершенные преступления.

Уголовно-процессуальная политика определяет задачи, формы раскрытия преступлений, изобличения виновных, судебного разбирательства по установлению вины и назначению вида уголовного наказания лицу, совершившему преступление.1

Основные положения уголовно-исполнительной политики закреплены в нормативных актах законодательных и исполнительных органов Российской Федерации, которые являлись правовой основой формирования наименования и развития предмета уголовно-исполнительного права. Так, в ст. 71 Конституции указывается, что в ведении Российской Федерации находится уголовно-исполнительное законодательство.

История развития уголовно-исполнительной системы, действующего законодательства и его эффективности позволяет выделить следующие основные факторы, формирующие уголовно-исполнительную политику:

  • социально-политическое и экономическое состояние общества;

  • уровень развития демократизма, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей;

  • культура, правосознание и нравственное состояние общества;

  • уровень, структура и динамика преступности в стране;

  • развитие уголовного законодательства и практики его применения;

  • требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными;

  • уровень развития науки уголовно-исполнительного права.

Социально-политические и экономические преобразования в России обусловили создание новой правовой системы, которая нашла отражение в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Немаловажными факторами, влияющими на развитие уголовно-исполнительной политики, являются уровень, структура и динамика преступности. Важными факторами формирования политики в сфере исполнения наказания являются нравственное состояние общества, уровень культуры и правосознания граждан. Еще одним фактором, влияющим на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, являются достижения науки, которая не только разрабатывает проблемы борьбы с преступностью, но и исследует проблемы исправления осужденных.

Таким образом, являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика
определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Основным достижением уголовно-исполнительной политики (со времен распада СССР)в Российской Федерации является значительное сокращение численности осужденных в условиях изоляции – в 17 раз! Можно спорить о том, надо ли было искусственно сокращать численность мест лишения свободы ради выполнения требований ЕС или надо было найти средства финансирования либо внедрения новых методик и с учетом мировых достижений провести надлежащим образом судебную, правовую реформы и реформу УИС.

Реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства привела к отдельным негативным последствиям. Уголовный закон претерпел за время своего существования значительные изменения (более одной тысячи). Не-которые уголовные наказания по ряду причин по своему содержанию намного легче, чем принудительные меры воспитательного характера, например ограничение свободы (ст. 53 УК); ошибочная, на наш взгляд, политика смягчения ответственности за экономические преступления порождает у преступников чувство безнаказанности. До сих пор не вернули в ст. 44 УК1 конфискацию, нет регулирования принудительных мер медицинского характера по отношению к преступникам, больным наркоманией и иными заразными заболеваниями; сами осужденные к пожизненному лишению свободы утверждают о необходимости снятия моратория на смертную казнь (особенно за некоторые убийства, педофилию и терроризм) и т.д. По непонятным причинам за последние годы (несмотря на гуманизацию законодательства) число лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, почему-то снижается. Что это? Ущербность законодательства или неправильный подход к этому вопросу со стороны судейского корпуса?

Следует отметить, что личность осуждённого не может быть представлена как средоточие одних лишь негативных свойств и качеств: отдельные из них могут быть поражены полностью, другие – частично, а некоторые – вообще могут находиться в удовлетворительном состоянии. Задача педагогов и всего персонала уголовно – исполнительной системы – составить подробный психолого-педагогический портрет личности каждого осуждённого и на этой основе разработать и осуществить программу воспитательных воздействий, опираясь на положительные качества данной личности и разрушая, блокируя её отрицательные свойства.


Например, в каждом исправительном учреждении разрабатываются единые режимно-педагогические требования, которые персонал всех служб предъявляет к осуждённым. В зависимости от принадлежности осуждённых к той или иной классификационной группе к ним индивидуально применяется конкретный комплекс мер принуждения, стимулирования и исправления. Эффективность действия этого комплекса мер зависит от многих обстоятельств, но в целом она доказана практикой.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в условиях закрытости от гражданского общества.

Ошибки в кадровой политике приводят к стабильной статистике совершения преступлений сотрудниками ГУФСИН: от директора службы до рядового сотрудника (только в 2020 г. привлечен к ответственности 291 сотрудник).Сама служба ГУФСИН нуждается в реформировании, нет социальной защищенности сотрудников, особенно их материальное и бытовое обеспечение хромает по всем показателям. В соответствии со ст. 8 УИК РФ1 уголовно- исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осуждённых перед законом, дифференциации индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их право послушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием. В силу ряда причин, особенно под нажимом правозащитников и девальвации мировоззрения ряда сотрудников, отдельные принципы соблюдаются искаженно, например принцип равенства (за исключением случаев, предусмотренных ст. 80 УИК РФ): одни содержатся в общих камерах, другие – в отдельной камере с холодильником и телевизором, нередки случаи наличия у осужденных и подследственных сотовых телефонов, денежных средств и др. Бывшая советская система исполнения наказаний разрушена, и в настоящее время нет достаточного обеспечения осужденных общественно полезным трудом, все упирается в недофинансирование уголовно-исполнительной системы.

С учетом возрастных данных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо регламентировать особенность применения основных средств исправления осужденных; остро нуждается в корректировке воспитательный процесс несовершеннолетних правонарушителей.

С учетом меняющихся условий применения законодательства к лицам, совершившим преступления и, особенно, осужденных к лишению свободы, на наш взгляд, назрела необходимость внесения в ст. 8 УИК РФ принципа гласности исполнения уголовных наказаний за некоторыми ограничениями. Нарастающая потребность усиления контроля со стороны гражданского общества за работой структур власти, в том числе и за исполнением уголовных наказаний, диктует насущную потребность внедрения принципа гласности в этой сфере. При этом можно с уверенностью сказать, что реализация в УИС данного принципа только позитивно скажется на соблюдении иных принципов, особенно принципа законности. Внедрение этого принципа по многим показателям станет профилактическим средством для отдельных неустойчивых к криминалу людей и сыграет позитивную роль.