Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт гуманитарных наук

Общеуниверситетская кафедра философии и социальных наук
Петрова Ольга Евгеньевна
Тема выпускной квалификационной работы

Применение формы наставничества «студент – ученик» при внедрении предмета "москвоведение" в образовательный процесс

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы

«Социально-гуманитарные науки в цифровом образовании»

(очно-заочная форма обучения)


Руководитель ВКР:

_________________________

(ученая степень, ученое звание)

_________________________

(фамилия, имя, отчество)

_________________________

(подпись)
Рецензент:

_________________________

(ученая степень, ученое звание)

_________________________

(фамилия, имя, отчество)

_________________________

(подпись)

Москва

2022
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………..…………………………..… 3

ГЛАВА 1. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ ………………………………………………….. 5

1.1. Актуальность вопроса наставничества на современном этапе развития образования в России. ……………………………………….………………….5

1.2. Теоретические основы наставничества…….…………………………………

1.3. Успешные российские практики наставничества………………….

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………….….................

ГЛАВА2. НАСТАВНИЧЕСТВО «СТУДЕНТ» - «УЧЕНИК» ПРИ ВНЕДРЕНИИ ПРЕДМЕТА МОСКВОВЕДЕНИЕ КАК УСПЕШНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ…….

2.1. Социокультурная практика студентов и ее продолжение в формате участия во внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений…………..

2.2. Введение «Москвоведения» в образовательную программу как одна из актуальных проблем системы общего образования Москвы……………….

2.3. Модель наставничества «студент» - «ученик» при внедрении «Москвоведения» в рамках внеурочной деятельности……………………….

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования – форма наставничества «студент» - «ученик».

Предмет исследования – процесс организации наставничества «студент» - «ученик» в контексте предмета «Москвоведение».

Цель исследования: показать возможность применения формы наставничества «студент» - «ученик» при внедрении предмета «Москвоведение» и создать модель наставничества «студент» - «ученик».

Задачи исследования:

  1. Описать формы наставничества, в том числе «студент» - «ученик».

  2. Изучить проблему внедрения предмета «Москвоведение» в школах Москвы.

  3. Проанализировать состояние изучения «Москвоведения» в общеобразовательных школах Москвы.

  4. Предложить возможность использования социокультурной практики студентов-первокурсников в реализации программ по москвоведению.

  5. Предложить модель наставничества «студент» - «ученик» при внедрении предмета «Москвоведение».


Гипотеза исследования: предполагается, что реализация наставничества при внедрении предмета «Москвоведение» обеспечит системность и преемственность наставнических отношений будет содействовать воспитанию обучающихся как потенциала нашей страны

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, учебно-методических пособий по проблеме исследования; анализ данных официальных сайтов общеобразовательных организаций Северо-Восточного округа Москвы, моделирование.
ГЛАВА 1. НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ

1.1. Актуальность вопроса наставничества на современном этапе развития образования в России

Система образования Российской Федерации в настоящий момент развивается в направлении кардиальных изменений образовательной и социокультурной сферы. Такая необходимость продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора. Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование, который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели:



  • обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,

  • воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся. Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных ступеней и форм обучения.

Исследования наставничества в России показывают, что многие организации, как образовательные, так и бизнес, рассматривают наставничество как стратегически значимый элемент системы. Они выдвигают на первый план задачу развивать у обучающихся и сотрудников не только способности адекватно манипулировать полученными благодаря образованию знаниями, умениями и навыками, но и способности самостоятельно формировать у себя новые навыки и компетенции – т.е. метакомпетенцию. Вследствие этого меняются и сами модели наставничества: расширяется возможный состав участников наставнических отношений, сферы применения наставничества, сам процесс взаимодействия и круг решаемых с его помощью проблем.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно выделить пять:

«ученик – ученик»

«учитель – учитель»

«студент – ученик»,

«работодатель – ученик»

«работодатель – студент».

Каждая из названных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения / профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов трех субъектов системы: наставляемого, наставника (и его организации / предприятия) и региона действия.


В работе рассматриваются особенности разных форм наставничества, делается акцент на те проблемы, которые могут быть решены с помощью наставничества в форме «студент – ученик», рассматриваются возможные практики реализации данной формы при реализации общеобразовательных программ в школе.

1.2. Теоретические основы наставничества.

Наставничество – это развивающийся вид педагогической деятельности, при котором происходит взаимодействие опытного человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемым), в результате которого совершается передача знаний.

В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К. Д. Ушинский. Он считал, что профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. Значимость наставничества в адаптации молодых педагогов раскрывается в работах современных российских ученых и практиков (Т.Н. Щербаковой, И.В. Кругловой, С.Н. Силиной, О.Е. Лебедева, И.Г. Столяра и др.), а также зарубежных исследователей (Э. Парслоу, Д. Нуайэ, М. Рэй) [29]. В СССР наставничество начало развиваться с 30-х годов и распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения. И с 1950-х годов такой вид наставничества приобрел характер массового движения как одна из форм методической работы, которая ориентирована на помощь уже опытного учителя молодому специалисту «адаптироваться к новым условиям деятельности». Наставничество достигло расцвета в 70-х годах и рассматривалось как действенная форма профессиональной подготовки и профессиональной адаптации. Наставниками, как правило, становились люди авторитетные, с хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом. В 90-х годах Россия вступила в фазу рыночных отношений, и возникло такое явление, как конкуренция между более опытными и молодыми сотрудниками, что стало тормозить институт развития наставничества.

В 2019 году Министерство просвещения утвердило Целевую модель наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»). В «Методических рекомендациях по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность» наставничество определено как технология.


При реализации технологии наставничества необходимо ставить реальные задачи, пути их достижения, необходимо обеспечивать методологическое, информационное и технологическое этого процесса, взаимную заинтересованность, а также административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также заявлять обоснованные требования непосредственно к личности наставника.

Целью наставничества является построение отношений между наставником и наставляемым. Модель включает в себя 5 форм наставничества:

 «ученик – ученик», (студент-студент)

Это взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации.

Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения. Развитие потенциала, метакомпетенций…

Результатом правильной организации работы наставников будет выражаться в высокой степени включенности наставляемых во все образовательные, социальные и культурные процессы организации.

А также:

• повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;

• численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

• количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

• снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

• снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.

• взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

• взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

• взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Область применения данной формы: внеурочная деятельность, проектная деятельность, клубы, волонтерство.