Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В период пандемии многое предприятия создали виртуальные экскурсии по своим заводам и фабрикам с детальными фотографиями и описанием. Следует отметить, что вынужденная самоизоляция привнесла много нового во внеурочную деятельность, развив формы организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и модели взаимодействия педагогов и обучающихся [6]. Так, например, школьные музеи оцифровали свои фонды и расширили экспозиции при помощи новых технологий VR/AR. Сочетая современные технологии, интересные проекты, исторические события они узнают что-то новое, развивают дополнительные навыки, а возможно – выбирают свою будущую профессию.

Любая деятельность всегда направлена на результат. Что касается внеурочной деятельности, то здесь важным является приобретение опыта самостоятельного социального действия – опыта совместной деятельности, самоорганизации, самоопределения, опыта исследовательской деятельности, опыта публичного выступления.

Внеурочная работа служит отличным подкреплением учебного материала на примере личного погружения и наглядной демонстрации предмета или явления. В заключении хотелось бы сказать, что в какой бы форме ни была организована внеурочная деятельность, актуальной ее можно назвать только в том случае, если она для школьника была интересной, оставила след в душе, позволила раскрыть и проявить себя, сделала его более уверенным в себе, не отбила «вкус» к образованию. Приятные эмоции – хороший стимулятор для усвоения необходимой и важной информации в процессе обучения и социализации.

Внеурочная деятельность должна выявлять, раскрывать способности, интересы обучающихся, поддерживать их в их начинаниях, быть адаптирована к запросам и потребностям детей, помогать в их профессиональной ориентации. Необходимо расширять возможности школ по реализации внеурочной деятельности, в том числе потенциал студентов педагогических специальностей и самих ВУЗов. Такое сотрудничество педагогических ВУЗов и школ позволит решить следующие задачи:

  • развитие творческого содружества учителей и преподавателей ВУЗов,

  • использование материально-технического, кадрового потенциала вузов для обеспечения качественного образования, социализации и профессиональной ориентации школьников,

  • разработка новых образовательных программ внеурочной деятельности, в том числе по «Москвоведению»,

  • реализация форматов сотрудничества в виде наставничества.



Содержанием наставничества в форме «студент» - «ученик» в рамках внеурочной деятельности может стать:

  • непосредственное участие студентов на занятиях в различных формах внеурочной деятельности,

  • выступление студентов на предметных неделях, учебных конференциях,

  • помощь студентов в разработке сценариев и проведении школьных мероприятий,

  • курирование студентами учебно-исследовательской деятельности школьников,

  • совместное участие студентов и школьников в различных проектах, конкурсах, олимпиадах,

  • совместные экскурсии, посещение музеев, театров Москвы,

  • создание предметных интернет-сообществ



2.2. Введение «Москвоведения» в образовательную программу как одна из актуальных проблем системы общего образования Москвы

Москвоведение — одна из отраслей краеведения, занимающаяся изучением Москвы. Сам термин «москвоведение» является относительно новым и ещё не до конца устоявшимся. С. С. Илизаров считает, что появившаяся в XVIII веке научная и художественная литература о Москве позволяет применить этот термин к той эпохе.. По его словам, «применение понятия «москвоведение» по отношению к массиву работ о Москве, написанных в XVIII в., в определённом смысле более справедливо, чем к последующему периоду». По мнению С.С.Илизарова термин «москвоведение» не сводится только к краеведению, а является более емким, комплексным.

Краеведение в московских школах появилось в 1920-х годах, тогда не было еще и термина «москвоведение», предполагалось, что ученики будут заниматься исследовательской деятельностью, в основном обследованием близлежащих фабрик и заводов. В 1929 году преподавание в школах СССР в школах прекратилось. Вновь москвоведение в школах Москвы как краеведческий курс появилось в 1994 году, были выпущены учебники, предмет предназначался в основном для 8-9 классов.

11 августа 2022 года состоялся Круглый стол, на котором эксперты института гуманитарных наук совместно с представителями власти и общественности обсудили предложения Мэру Москвы о внедрении предмета «Москвоведение» в образовательный процесс. Было предложено поэтапно внедрить «Москвоведение» в образовательный школьный процесс в рамках внеурочной деятельности.

14 сентября 2021 года в Московском городском педагогическом университете прошло заседание круглого стола «Москвоведение 2.0», организатором которого выступило отделение Российского исторического общества в Москве.

Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко отметил особую значимость начала обсуждения важности «Москвоведения». «Для нас это было связано с тем, что во многих педагогических вузах активно идут разговоры о необходимости наращивания педпрактики у студентов. Акцент тут должен быть сделан не на том, чтобы быстрее приблизить студентов к школьной доске, а на том, чтобы они поняли, что современное образование живёт везде: и в гаджетах, и на городских улицах»,
 — сказал он. Игорь Реморенко также сообщил, что первое, с чего начинается обучение в МГПУ — это социокультурная практика, где студентам предлагается описать окружающие их феномены, которые содержат в себе потенциал.

С 7 по 12 ноября прошел IX педагогический форум «Кадры московской школы: мотивация, навигация, коммуникация», организаторами которого были Корпоративный университет московского образования и Единая независимая ассоциация педагогов города Москвы при поддержке столичного Департамента образования и науки. Одна из секций - «Мосвоведение 2.0. Перезагрузка», где речь вновь шла о новых подходах, которые помогут увлечь современных школьников наукой об истории и традициях Москвы.

Актуальность изучения «Москвоведения» в школах объясняется еще и объективно сложившейся полиэтнической школьной среды, большого количества детей не только из других регионов России, но и ближнего зарубежья. «Москвоведение» является культурологическим предметом, который может и должен, прежде всего, решать проблемы гуманизации  образования, социокультурной адаптации учащихся. Главное предназначение «Москвоведения» не только в том, чтобы учащиеся овладели новой информацией, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, способствовать развитию ребенка, воспитать такие свойства, как доброжелательность, взаимопомощь, терпение и терпимость, трудолюбие, отзывчивость, а главное – ответственность за свои дела и слова.

Изучение «Москвоведения» знакомит учащихся со своим городом, формирует их гражданскую позицию. «Москвоведение» позволяет достичь у обучающихся таких личностных результатов, как чувство патриотизма, гордости за свой город, активное участие в жизни родного края, страны, осознание российской гражданской идентичности в поликультурном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры России и своего края, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства. Предмет «Москвоведение» позволяет решать широкий круг воспитательных, образовательных и практико-ориентированных задач. Этому способствует знакомство с героическими страницами истории Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, нравы, предания, праздники москвичей.


В столице пока не пришли к единому мнению по этому вопросу, что показала дискуссия на секции. Одни считают, что изучение этого курса должно быть добровольным в рамках дополнительного образования, другие настаивают на введении обязательного предмета, третьи полагают, что модули по «Москвоведению» логично было бы включить в курсы литературы, истории, географии, обществознания.

Нами был проведен анализ официальных сайтов общеобразовательных учреждений Северо-Восточного округа Москвы показал, что в 2022/2023 учебном году москвоведение реализуется только в 29 учреждениях из 49, что составляет 59 %:

  • в формате учебного предмета учебного плана школы – 0 (0%),

  • в рамках дополнительных общеразвивающих программ – в 25 учреждениях (51 %):

  • в рамках внеурочной деятельности – в 9 учреждениях (18 %).

В приложении к данной работе приведены конкретные результаты: в каких учреждениях, какие программы реализуются, для какой категории обучающихся.

Таким образом, проблема введения и реализации программ по «Москвоведению» в школах Москвы не нашла однозначного решения. На сегодняшний день только чуть более половины школ (на примере Северо-Восточного округа Москвы) их реализуют, причем в основном в виде дополнительных образовательных программ. Задача же стоит во внедрении программ по «Москвоведению» в основные образовательные программы различных уровней общего образования. Учитывая невысокую вероятность введения «Москвоведения» в качестве самостоятельного предмета в учебный план, наиболее приемлемым вариантом является внеурочная деятельность, являющаяся частью основной образовательной программы. Именно поэтому, мы и останавливаемся на рассмотрении возможности реализации курса внеурочной деятельности по «Москвоведению» посредством наставничества в форме «студент» - «ученик».

Следует отметить, что нами не была найдена на официальных сайтах общеобразовательных организаций Северо-Восточного округа Москвы какая-либо информация о реализации такой формы наставничества, как «студент» - «ученик». Поэтому идея применения наставничества в данном ракурсе представляется на наш взгляд интересной и актуальной.
2.3. Модель наставничества «студент» - «ученик» при внедрении «Москвоведения» в рамках внеурочной деятельности