Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВЫВОДЫ по 2 главе:
-
Модель наставничества «студент» - «ученик» может стать логическим приложением результата социокультурной практики студентов – первокурсников. Опыт и знания, приобретенные студентами в ходе социокультурной практики, могут найти применение в участии их в реализации образовательного процесса в учреждениях общего образования. -
Необходимо развивать и всячески популяризировать, использовать, развивать и поддерживать российские традиции образования, в том числе традиции связи ВУЗов и школ, традиции наставничества, выстраивать прикладной вектор в организации внеурочной деятельности. Следует ориентировать школьников на современные прикладные задачи, внедряя в содержание внеурочной деятельности курсы «Москвоведения». -
Наставничество в форме «студент» - «ученик» при реализации программ по «Москвоведению» создаст дополнительные условия повышения качества образования в целом. -
Предлагаемая модель наставничества «студент» - «ученик» на примере реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва» позволит достичь положительных эффектов как для студентов и школьников, так и для образовательных учреждений в целом.
Список литературы:
-
Илизаров С.С. Москва в науке и культуре России XVIII века. Диссертация на соискания степени доктора исторических наук : Москва, 2004. 521 c. -
МОСКОВСКИЙ КОД. Сборник статей по краеведению. М., 2020 (https://mosrest.mos.ru/upload/medialibrary/7fc/moskovskiy-kod_web.pdf) -
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, авторский коллектив под руководством доктора психол.наук, профессора Н.Ю. Синягиной, Министерство просвещения Российской Федерации, АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства» (https://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5701/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C._5.12.2019_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8.pdf) -
Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. – [Электронный ресурс] – URL: sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-vorganizatsiyah-xxi-veka%20.pdf -
Кондратьева И. А. Наставничество в образовательных организациях и бизнес компаниях (https://science.potentiales.ru/content/issues/2019.08/issue3_article5.pdf) -
Кондратьева И.А. Наставничество как стиль работы современного руководителя//Образование личности.-№1.-2017.-С.63-65 или Кондратьева И. Наставничество как стиль работы современного руководителя // Образование личности. URL: http://foir.hspa.ranepa.ru/index.php/component/k2/item/2055.html -
Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях/Под ред. Синягиной Н.Ю. , Райфшнайдер Т.Ю. - М.: Рыбаков Фонд, 2016 -
Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. (https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-razvitiya-buduschih-pedagogov). -
Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. -
Организация наставничества обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования: методические рекомендации/М.Р. Илакавичус. – СПб.: СПб АППО, 2021 г (https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82.pdf) -
Байбородова Л.В. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей». М., 2013. 177 с. -
ПРИЛОЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
-
Активное слушание — практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. -
Виртуальное наставничество — тип наставничества, который использует видеоконференции, Интернет и электронную почту для наставников. -
Коучинг — тренинг с персональным тренером (коучем). По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг. -
Куратор — сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа их социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. -
Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. -
Ментор — руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель. -
Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. -
Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. -
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. -
Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». -
Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. ⁕ -
Развивающее наставничество — наставничество, при котором непосредственный руководитель не может быть наставником своего подчиненного, но, как правило, является участником процесса обучения своего подчиненного. -
Тьютор (англ.) — неформальная педагогическая должность. Синонимы — репетитор, частный преподаватель, специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. -
Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. -
Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ реализации программ по московедению в школах
Северо-Восточного округа города Москвы
Наименование общеобразовательной организации | Формы реализации программ по московедению | ||
Учебный предмет учебного плана основной образовательной программы | Курс внеурочной деятельности основной образовательной программы | Дополнительная образовательная программа | |
ГБОУ Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых | - | - | - |
ГАОУ Школа №16 ШИК с углубленным изучением отдельных предметов | - | - | «Моя Москва» (6 – 18 лет) |
ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102 | - | - | - |
ГБОУ Школа №166 | - | - | - |
ГБОУ Школа Бибирево | - | - | - |
ГБОУ Школа №281 | - | - | - |
ГБОУ Школа №283 | - | - | «Я покажу тебе Москву» (8 – 10 лет) «Такая разная Москва» (8 – 10 лет) |
ГБОУ Школа №285 им. В.А.Молодцова | - | - | - |
ГБОУ Школа №293 имени А.Т.Твардовского | - | - | - |
ГБОУ Школа №305 | - | - | «Моя Москва» (6 – 7 лет) |
ГБОУ Школа №709 | - | - | «Москвоходы» (7 – 12 лет, 14 – 15 лет) «Я узнаю Москву (6 – 8 лет) «Мой любимый город» (10 – 18 лет) «Музеи Москвы» (10 – 12 лет) |
ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева | - | «Моя Москва» (ООО) «Музеи. Парки. Усадьбы.» (ООО) | - |
ГБОУ Школа №763 | - | - | «Я шагаю по Москве» (10 – 11 лет) «Моя Москва» (11 – 14 лет) |
ГБОУ Школа №950 | - | «Московский экскурсовод» (ООО) | - |
ГБОУ Школа №953 | - | «Музеи, парки, усадьбы» - олимпиада (НОО) | «Моя Москва» (9 – 18 лет) |
ГБОУ Школа №956 | - | - | - |
ГБОУ Школа №962 | - | «Музеи, парки, усадьбы» - олимпиада (НОО) «Москвоведение» (НОО) «Субботы московского школьника» (ООО) | «Юный экскурсовод» (11 – 14 лет) «Музееведение» (12 – 18 лет) |
ГБОУ Школа №967 | - | - | «Москвоведение: Мой край» (6 – 12 лет) |
ГБОУ Школа №1095 с углубленным изучением французского языка | - | - | «Москвоведение» (6 – 11 лет) «Экскурсионный клуб: Прогулки по Москве» (10 – 12 лет |
ГБОУ Многопрофильная школа №1220 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1236 с углубленным изучением иностранного языка им. С.В.Милашенкова | - | - | «Москвоведение: Юный историк» (14 – 16 лет) «Юный экскурсовод» (14 – 16 лет) |
ГБОУ Школа №1370 с углубленным изучением английского языка | - | - | «Я шагаю по Москве» (9 – 11 лет) «Москвоведение: Патриотический клуб «Мужество» (10 – 14 лет) |
ГБОУ Школа №1374 | - | - | «История Москвы» (10 – 14 лет) «Юный москвич» (8 – 10 лет, 11 – 14 лет) |
ГБОУ Школа №1381 с углубленным изучением английского языка | - | - | - |
ГБОУ Школа №1411 с углубленным изучением английского языка | - | - | - |
ГБОУ Школа №1412 с углубленным изучением иностранных языков | - | - | «Москвоведение: Страницы истории» (7 – 8 лет) «Москва, я люблю тебя!» (6 – 7 лет) |
ГБОУ Школа №1413 с углубленным изучением английского языка | | | «Мы – москвичи» (7 – 9 лет) «Я иду, шагаю по Москве» (10 – 12 лет) «Москва как много в этом звуке» (10 – 12 лет) «Москва глазами детей» (9 – 11 лет) |
ГБОУ Школа №1415 Останкино | - | - | - |
ГБОУ Школа №1416 Лианозово | - | - | «Моя Москва» (10 – 14 лет) «История Москвы» (12 – 16 лет |
ГБОУ Школа №1430 им. Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько | - | «Я шагаю по Москве» (НОО) | - |
ГБОУ СОШ №1482 | - | «Музеи. Парки. Усадьбы.» - урок в Москве (НОО, ООО, СОО) | - |
ГБОУ Школа №1494 | - | - | «Москвоведение» (6 – 12 лет) «Родная улица» (11 – 16 лет) |
ГБОУ Школа №1499 им. Героя СССР Ивана Архиповича Докукина | - | - | - |
ГБОУ Школа №1503 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1506 | - | - | «Москвоведение» (6 – 10 лет) |
ГАОУ Школа №1518 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1531 имени С.К.Годовикова | - | - | - |
ГБОУ Школа №1537 Информационные технологии | - | - | «Музееведение: Я шагаю по Москве» (6 – 10 лет, 11 – 14 лет) |
ГБОУ Школа №1539 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1554 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1558 им. Росалии де Кастро | - | - | «Москвоведение» (10 – 12 лет) «Московский экскурсовод» (11 – 15 лет) |
ГБОУ Школа №1568 им. Пабло Неруды | - | «Музеи. Парки. Усадьбы.» (НОО) «История и культура храмов столицы» (ООО) «Музеи. Парки. Усадьбы.» (СОО) | - |
ГБОУ Школа №1573 | - | - | - |
ГБОУ Школа №1577 | - | «Музеи Москвы» (НОО) | «Моя Москва» (6 – 14 лет) «История и культура Москвы» (12 – 16 лет) |
ГБОУ Школа №1955 | | «Музеи. Парки. Усадьбы.» (ООО) | «Мой город, мой район» (12 – 17 лет) «История района и Москвы» (12 – 17 лет) |
ГБОУ Школа №2044 | - | - | «Путешествие в свой город» (6 – 11 лет, 9 – 14 лет) |
ГБОУ Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова | - | - | «Я шагаю по Москве» (10 – 13 лет) «Москва и москвичи» (6 – 10 лет) «Москва историческая» (10 – 14 лет |
ГБОУ Школа Свиблово | - | - | «Моя Москва» (7 – 11 лет) «Москва технологическая» (10 – 18 лет) «Моя столица2 (10 – 13 лет) «Москва, которой нет» (15 – 18 лет) «Москва архитектурная» (12 – 14 лет) «Прогулки по Москве» (13 – 14 лет |
ГБОУ Школа Глория | - | - | «Архитектура Москвы» (13 – 16 лет) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности