Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВЫВОДЫ по 2 главе:

  1. Модель наставничества «студент» - «ученик» может стать логическим приложением результата социокультурной практики студентов – первокурсников. Опыт и знания, приобретенные студентами в ходе социокультурной практики, могут найти применение в участии их в реализации образовательного процесса в учреждениях общего образования.

  2. Необходимо развивать и всячески популяризировать, использовать, развивать и поддерживать российские традиции образования, в том числе традиции связи ВУЗов и школ, традиции наставничества, выстраивать прикладной вектор в организации внеурочной деятельности. Следует ориентировать школьников на современные прикладные задачи, внедряя в содержание внеурочной деятельности курсы «Москвоведения».

  3. Наставничество в форме «студент» - «ученик» при реализации программ по «Москвоведению» создаст дополнительные условия повышения качества образования в целом.

  4. Предлагаемая модель наставничества «студент» - «ученик» на примере реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва» позволит достичь положительных эффектов как для студентов и школьников, так и для образовательных учреждений в целом.


Список литературы:

  1.  Илизаров С.С. Москва в науке и культуре России XVIII века. Диссертация на соискания степени доктора исторических наук : Москва, 2004. 521 c.

  2. МОСКОВСКИЙ КОД. Сборник статей по краеведению. М., 2020 (https://mosrest.mos.ru/upload/medialibrary/7fc/moskovskiy-kod_web.pdf)

  3. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, авторский коллектив под руководством доктора психол.наук, профессора Н.Ю. Синягиной, Министерство просвещения Российской Федерации, АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства» (https://k-obr.spb.ru/media/content/docs/5701/%D0%A6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C._5.12.2019_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%8B%D0%BB%D0%BA%D0%B8.pdf)

  4. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. – [Электронный ресурс] – URL: sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-vorganizatsiyah-xxi-veka%20.pdf

  5. Кондратьева И. А. Наставничество в образовательных организациях и бизнес компаниях (https://science.potentiales.ru/content/issues/2019.08/issue3_article5.pdf)

  6. Кондратьева И.А. Наставничество как стиль работы современного руководителя//Образование личности.-№1.-2017.-С.63-65 или Кондратьева И. Наставничество как стиль работы современного руководителя // Образование личности. URL: http://foir.hspa.ranepa.ru/index.php/component/k2/item/2055.html

  7. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях/Под ред. Синягиной Н.Ю. , Райфшнайдер Т.Ю. - М.: Рыбаков Фонд, 2016

  8. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. (https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-forma-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-razvitiya-buduschih-pedagogov).

  9. Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020.

  10. Организация наставничества обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования: методические рекомендации/М.Р. Илакавичус. – СПб.: СПб АППО, 2021 г (https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2021/03/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82.pdf)

  11. Байбородова Л.В. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей». М., 2013. 177 с.






ПРИЛОЖЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

  • Активное слушание — практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

  • Виртуальное наставничество — тип наставничества, который использует видеоконференции, Интернет и электронную почту для наставников.

  • Коучинг — тренинг с персональным тренером (коучем). По области применения различаются карьерный коучинг, бизнес-коучинг, коучинг личной эффективности, лайф-коучинг.

  • Куратор — сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа их социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

  • Метакомпетенции — способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

  • Ментор — руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный надзиратель.

  • Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

  • Наставничество — это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

  • Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

  • Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

  • Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. ⁕

  • Развивающее наставничество — наставничество, при котором непосредственный руководитель не может быть наставником своего подчиненного, но, как правило, является участником процесса обучения своего подчиненного.

  • Тьютор (англ.) — неформальная педагогическая должность. Синонимы — репетитор, частный преподаватель, специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.

  • Форма наставничества — способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

  • Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Анализ реализации программ по московедению в школах

Северо-Восточного округа города Москвы

Наименование общеобразовательной организации

Формы реализации программ по московедению

Учебный предмет учебного плана основной образовательной программы

Курс внеурочной деятельности основной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа

ГБОУ Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых

-

-

-

ГАОУ Школа №16 ШИК с углубленным изучением отдельных предметов

-

-

«Моя Москва» (6 – 18 лет)

ГКОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102

-

-

-

ГБОУ Школа №166

-

-

-

ГБОУ Школа Бибирево

-

-

-

ГБОУ Школа №281

-

-

-

ГБОУ Школа №283

-

-

«Я покажу тебе Москву» (8 – 10 лет)

«Такая разная Москва» (8 – 10 лет)

ГБОУ Школа №285 им. В.А.Молодцова

-

-

-

ГБОУ Школа №293 имени А.Т.Твардовского

-

-

-

ГБОУ Школа №305

-

-

«Моя Москва»

(6 – 7 лет)

ГБОУ Школа №709

-

-

«Москвоходы» (7 – 12 лет, 14 – 15 лет)

«Я узнаю Москву (6 – 8 лет)

«Мой любимый город» (10 – 18 лет)

«Музеи Москвы» (10 – 12 лет)

ГБОУ Школа №760 им. А.П.Маресьева

-

«Моя Москва» (ООО)

«Музеи. Парки. Усадьбы.» (ООО)

-

ГБОУ Школа №763

-

-

«Я шагаю по Москве» (10 – 11 лет)

«Моя Москва» (11 – 14 лет)

ГБОУ Школа №950

-

«Московский экскурсовод» (ООО)

-

ГБОУ Школа №953

-

«Музеи, парки, усадьбы» - олимпиада (НОО)

«Моя Москва» (9 – 18 лет)


ГБОУ Школа №956

-

-

-

ГБОУ Школа №962

-

«Музеи, парки, усадьбы» - олимпиада (НОО)

«Москвоведение» (НОО)

«Субботы московского школьника» (ООО)

«Юный экскурсовод» (11 – 14 лет)

«Музееведение» (12 – 18 лет)


ГБОУ Школа №967

-

-

«Москвоведение: Мой край» (6 – 12 лет)

ГБОУ Школа №1095 с углубленным изучением французского языка

-

-

«Москвоведение» (6 – 11 лет)

«Экскурсионный клуб: Прогулки по Москве» (10 – 12 лет

ГБОУ Многопрофильная школа №1220

-

-

-

ГБОУ Школа №1236 с углубленным изучением иностранного языка им. С.В.Милашенкова

-

-

«Москвоведение: Юный историк» (14 – 16 лет)

«Юный экскурсовод» (14 – 16 лет)

ГБОУ Школа №1370 с углубленным изучением английского языка

-

-

«Я шагаю по Москве» (9 – 11 лет)

«Москвоведение:

Патриотический клуб «Мужество» (10 – 14 лет)


ГБОУ Школа №1374

-

-

«История Москвы» (10 – 14 лет)

«Юный москвич» (8 – 10 лет, 11 – 14 лет)

ГБОУ Школа №1381 с углубленным изучением английского языка

-

-

-

ГБОУ Школа №1411 с углубленным изучением английского языка

-

-

-

ГБОУ Школа №1412 с углубленным изучением иностранных языков

-

-

«Москвоведение: Страницы истории» (7 – 8 лет)

«Москва, я люблю тебя!» (6 – 7 лет)

ГБОУ Школа №1413 с углубленным изучением английского языка







«Мы – москвичи» (7 – 9 лет) «Я иду, шагаю по Москве» (10 – 12 лет)

«Москва как много в этом звуке» (10 – 12 лет)

«Москва глазами детей» (9 – 11 лет)

ГБОУ Школа №1415 Останкино

-

-

-

ГБОУ Школа №1416 Лианозово

-

-

«Моя Москва» (10 – 14 лет)

«История Москвы» (12 – 16 лет

ГБОУ Школа №1430 им. Героя Социалистического Труда Г.В.Кисунько

-

«Я шагаю по Москве» (НОО)

-

ГБОУ СОШ №1482

-

«Музеи. Парки. Усадьбы.» - урок в Москве (НОО, ООО, СОО)

-

ГБОУ Школа №1494

-

-

«Москвоведение» (6 – 12 лет)

«Родная улица» (11 – 16 лет)

ГБОУ Школа №1499 им. Героя СССР Ивана Архиповича Докукина

-

-

-

ГБОУ Школа №1503

-

-

-

ГБОУ Школа №1506

-

-

«Москвоведение» (6 – 10 лет)

ГАОУ Школа №1518

-

-

-

ГБОУ Школа №1531 имени С.К.Годовикова

-

-

-

ГБОУ Школа №1537 Информационные технологии

-

-

«Музееведение: Я шагаю по Москве» (6 – 10 лет, 11 – 14 лет)

ГБОУ Школа №1539

-


-

-

ГБОУ Школа №1554

-

-

-

ГБОУ Школа №1558 им. Росалии де Кастро

-

-

«Москвоведение» (10 – 12 лет)

«Московский экскурсовод» (11 – 15 лет)

ГБОУ Школа №1568 им. Пабло Неруды

-

«Музеи. Парки. Усадьбы.» (НОО)

«История и культура храмов столицы» (ООО)

«Музеи. Парки. Усадьбы.» (СОО)

-

ГБОУ Школа №1573

-

-

-

ГБОУ Школа №1577

-


«Музеи Москвы» (НОО)

«Моя Москва» (6 – 14 лет)

«История и культура Москвы» (12 – 16 лет)

ГБОУ Школа №1955




«Музеи. Парки. Усадьбы.» (ООО)

«Мой город, мой район» (12 – 17 лет)

«История района и Москвы» (12 – 17 лет)

ГБОУ Школа №2044

-

-

«Путешествие в свой город» (6 – 11 лет, 9 – 14 лет)

ГБОУ Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова

-

-

«Я шагаю по Москве» (10 – 13 лет)

«Москва и москвичи» (6 – 10 лет)

«Москва историческая» (10 – 14 лет

ГБОУ Школа Свиблово

-

-

«Моя Москва» (7 – 11 лет)

«Москва технологическая» (10 – 18 лет)

«Моя столица2 (10 – 13 лет)

«Москва, которой нет» (15 – 18 лет)

«Москва архитектурная» (12 – 14 лет)

«Прогулки по Москве» (13 – 14 лет

ГБОУ Школа Глория

-

-

«Архитектура Москвы» (13 – 16 лет)



ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности