Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Наставничество «студент» - «ученик» при реализации программ курсов внеурочной деятельности позволяет решить актуальную проблему активного «включения» в образовательный процесс обучающихся, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника. Перед нами стояла задача разработать продукт – модель наставничества «студент» - «ученик», дайджест мероприятий, необходимых для ее реализации.
Для построения модели наставничества «студент» - «ученик» нами была отобрана одна из рабочая программа курса внеурочной деятельности по «Москвоведению». Это рабочая программа «Моя Москва», разработанная ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева и реализуемая на уровне основного общего образования. Рабочая программа приводится в Приложении.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Целями курса являются:
-
Формирование у школьников представление о Москве; -
Пробуждение интереса к прошлому и настоящему города; -
Приобщение детей к отечественной культуре и истории, заложение основ знаний о Москве, которые будут расширяться, и углубляться в дальнейшем.
Задачами курса являются:
-
Воспитывать у обучающихся патриотизм и чувство любви к своей истории и своей Родины; -
формирование духовно-нравственных идеалов; -
воспитать гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры, -
Формировать у обучающихся:
-
навыки любознательности, интереса к изучению исторического наследия Родины; -
обработки и принятия разных мнений; сотрудничать со сверстниками, одноклассниками, другими учениками и учителем; -
уважительного отношение к Родной стране.
В программе определены также требования к результатам ее реализации, в том числе личностным, метапредметным, предметным, содержание курса, а также количество часов, отводимых на изучение отдельных тем. В курсе изучаются такие темы, как «Москва сквозь время», «Москва сегодня», «Москва военная».
На наш взгляд модель наставничества «студент» - «ученик» как нельзя лучше будет способствовать достижению таких результатов, как:
-
личностных результатов - «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций», -
метапредметных результатов - «способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.», «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации», -
предметных результатов - «овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества», «способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности».
Для формирования модели наставничества «студент» - «ученик» при реализации данного курса внеурочной деятельности, определим Портрет Наставника (студента) и Портрет Наставляемого (ученика).
Портрет Наставника – студент 2 – 3 курса среднего или высшего профессионального учреждения из числа активных студентов, имеющий позитивное отношение к школе, готовый передавать свои знания и опыт, доброжелательный.
Портрет Наставляемого – обучающийся по программе соответствующего курса внеурочной деятельности, имеющий низкую учебную мотивацию, не включенный в школьное сообщество или, наоборот, имеющий высокие образовательные потребности, интересующийся и любознательный.
Этапами наставнического взаимодействия будут:
-
Нормативно-правовое обеспечение:
-
заключение соглашения о взаимодействии между общеобразовательной организацией и учреждение профессионального образования, -
утверждение Положения общеобразовательной организации о наставничестве и Программы наставничества, -
закрепление кураторов Программы наставничества.
-
Мотивационная встреча со студентами, на которой куратор Программы расскажет о наставничестве, его целях, задачах, возможностях, форматах взаимодействия. -
Сбор заявок от желающих принять участие в Программе студентов. Анкетирование студентов, изъявивших желание участвовать в Программе.
Анкета обязательно включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников: мотивация, навыки, возможная частота встреч. После анкетирования проводится тестирование, включающее вопросы о коммуникационных навыках, эмпатии, психологической подготовке, осознанию ответственности. Тестирование не имеет целью отсеять часть наставников, скорее, направлено на выявление пробелов, которые необходимо восполнить в процессе обучения.
-
Обучение наставников куратором Программы. Студентам-наставникам предлагаются ролевые ситуации, которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией. Наставники учатся выстраивать диалог с подростком, реагировать на его запрос, формировать устойчивые связи, как помочь наставляемому формулировать цели и совместно развивать необходимые навыки. Для этого можно использовать систему рабочих тетрадей МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника». -
Формирование пар / групп Наставник - Наставляемый.
Можно использовать один из вариантов:
1 вариант: куратор предлагает Наставляемому встретиться с определенным Наставником,
2 вариант: проводится групповая встреча, на которой Наставники и Наставляемые рассказывают о себе, своих навыках / проблемах. Может производиться в формате Mentor Match («быстрые встречи», когда Наставляемые переходят от одного Наставника к другому). По окончании Наставники и Наставляемые изъявляют желание составить наставническую пару, при совпадении желаний пара организуется,
3 вариант: дистанционное анкетирование (Наставники заполняют анкеты, посвященные их возможностям, Наставляемые – их проблемам), по результатам которого куратор составляет пары).
-
Непосредственное взаимодействие Наставника и Наставляемого. -
Куратор выполняет функцию организатора, следит за системностью встреч, собирает обратную связь от участников и при необходимости проводит групповую встречу с уточнением текущих проблем. После каждой встречи / серии встреч Наставник и Наставляемый проводят оценку своих результатов. -
Подведение итогов по завершении наставнической программы: Наставник и Наставляемый представляют результаты взаимодействия, проводят презентационную встречу с куратором и другими наставническими парами. Лучшие Наставники по результатам обратной связи от кураторов и Наставляемых поощряются за активную общественную и культурную работу, признаются активными участниками студенческого сообщества. Лучшие наставнические практики размещаются на сайте образовательной организации.
Отбор студентов – Наставников проводится из числа студентов, отвечающих критериям (портрету Наставника).
Отбор обучающихся – Наставляемых проводится с учетом их желания и согласия родителей (законных представителей). Последнее важно, так как студенты – Наставники действуют не в качестве педагогических работников, имеющих право работать с детьми, а на общественных началах.
Формами взаимодействия студента - Наставника и обучающегося – Наставляемого, определяющими их совместную деятельность, направленную на решение определенных задач, позволяющих мотивировать обучающегося, оказывать ему необходимую помощь при выполнении сложных заданий, проектов являются:
-
Скаффолдинг (от английского слова «скаффолдинг» (scaffolding), что означает «строительные леса») – форма взаимодействия, при которой Наставляемый решает задачу при поддержке Наставника. При этом задача настолько сложна, что в одиночку Наставляемый точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам. -
Баддинг (от английского слова «buddy», что означает «приятель») – форма взаимодействия, при которой Наставник и Наставляемый вместе работают над проблемой, объединяются, чтобы оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами и инсайтами. -
Коучинг – форма взаимодействия, при которой Наставник помогает Наставляемому, используя его собственные знания и опыт решить определенные проблемы, задачи и поставленные цели, помогает Наставляемому, используя его собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку. -
Тьютеринг – форма взаимодействия, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов Наставляемого, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на формирование его учебной и образовательной рефлексии. -
Тренинг – форма взаимодействия, при которой Наставник содействет совершенствованию у Наставляемого определенных навыков путем многократного выполнения определенных действий. -
Супервизия - форма поддержки Наставником Наставляемого, позволяющая Наставляемому сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности, оценить их и разделить часть ответственности с Наставником. -
Консультирование – форма взаимодействия, при которой Наставник обсуждает с Наставляемым вопросы, требующие решение, оказывает при необходимости информационную и иную помощь, учит чему-либо и повышает его компетентность. -
Фасилитация – форма взаимодействия, при которой за счёт неформального стиля общения и особенностей личности Наставника и Наставляемого облегчается процесс обучения и усиливается продуктивность образования. -
Шедоуинг - (от английского «shadow» - тень) — форма взаимодействия, предполагающая наблюдение Наставляемым за работой, выполнением определенных действий Наставника с целью совершения аналогичных действий в последующем, Наставляемый не комментирует происходящее, не задает уточняющие вопросы, а наблюдает за действиями Наставника.
При непосредственном участии студента – Наставника при реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва» могут быть проведены следующие мероприятия:
-
Совместное посещение Московского Кремля и Красной площади (в соответствии с тематикой программы курса), -
Экскурсия по Бульварному кольцу (в соответствии с тематикой программы курса), -
Совместная подготовка к участию Ученика – Наставляемого в городском конкурсе юных экскурсоводов «Путешествие по Москве», -
Совместная подготовка к участию Ученика – Наставляемого в онлайн-викторине "История Москвы. Москва будущего» (организатор - Городской методический центр), -
Совместная подготовка и проведение в своей школе игры «Колесо истории» для учащихся 5-6 класса на тему: «Всем известно, что земля начинается с кремля!» -
Оказание консультативной помощи ученику – Наставляемому в подготовке презентационных роликов по тематике курса: «Московская архитектура разных эпох», «Площади и памятники Москвы», «Москва военная» и др. -
Создание плана - карты Северо-Восточного округа Москвы с нанесением на нее памятников, музеев, исторических мест и др.
Ожидаемые эффекты наставничества «студент» - ученик» при реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва»:
Для Наставника:
-
развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, сотворчества; -
улучшение образовательных результатов; -
усиление уверенности в своих собственных силах и развитие личностного потенциала; -
репутация и повышение доверия среди сверстников; -
возможность увидеть новые «горизонты» для развития; -
систематизация имеющегося опыта.
Для Наставляемого:
-
развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, сотворчества; -
повышение мотивации; -
положительное психоэмоциональное состояние; -
активизация участия в различных конкурсах; -
улучшение образовательных результатов -
появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.
Для образовательных организаций:
-
повышение результативности; -
укрепление связи между образовательными организациями; -
создание комфортной психологической среды для обучающихся; -
интеграция школьного и студенческого сообщества; -
увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующую модель наставничества «студент» - «ученик»:
Схема