Файл: Московский городской педагогический университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наставничество «студент» - «ученик» при реализации программ курсов внеурочной деятельности позволяет решить актуальную проблему активного «включения» в образовательный процесс обучающихся, организовать индивидуальное сопровождение обучающегося при поддержке наставника. Перед нами стояла задача разработать продукт – модель наставничества «студент» - «ученик», дайджест мероприятий, необходимых для ее реализации.

Для построения модели наставничества «студент» - «ученик» нами была отобрана одна из рабочая программа курса внеурочной деятельности по «Москвоведению». Это рабочая программа «Моя Москва», разработанная ГБОУ Школа № 760 им. А.П. Маресьева и реализуемая на уровне основного общего образования. Рабочая программа приводится в Приложении.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Целями курса являются:

  • Формирование у школьников представление о Москве;

  • Пробуждение интереса к прошлому и настоящему города;

  • Приобщение детей к отечественной культуре и истории, заложение основ знаний о Москве, которые будут расширяться, и углубляться в дальнейшем.

Задачами курса являются:

  • Воспитывать у обучающихся патриотизм и чувство любви к своей истории и своей Родины;

  • формирование духовно-нравственных идеалов;

  • воспитать гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры,

  • Формировать у обучающихся:

  • навыки любознательности, интереса к изучению исторического наследия Родины;

  • обработки и принятия разных мнений; сотрудничать со сверстниками, одноклассниками, другими учениками и учителем;

  • уважительного отношение к Родной стране.

В программе определены также требования к результатам ее реализации, в том числе личностным, метапредметным, предметным, содержание курса, а также количество часов, отводимых на изучение отдельных тем. В курсе изучаются такие темы, как «Москва сквозь время», «Москва сегодня», «Москва военная».

На наш взгляд модель наставничества «студент» - «ученик» как нельзя лучше будет способствовать достижению таких результатов, как:

  • личностных результатов - «развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций»,

  • метапредметных результатов - «способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.», «формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации»,

  • предметных результатов - «овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества», «способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности».



Для формирования модели наставничества «студент» - «ученик» при реализации данного курса внеурочной деятельности, определим Портрет Наставника (студента) и Портрет Наставляемого (ученика).

Портрет Наставника – студент 2 – 3 курса среднего или высшего профессионального учреждения из числа активных студентов, имеющий позитивное отношение к школе, готовый передавать свои знания и опыт, доброжелательный.

Портрет Наставляемого – обучающийся по программе соответствующего курса внеурочной деятельности, имеющий низкую учебную мотивацию, не включенный в школьное сообщество или, наоборот, имеющий высокие образовательные потребности, интересующийся и любознательный.

Этапами наставнического взаимодействия будут:

  1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • заключение соглашения о взаимодействии между общеобразовательной организацией и учреждение профессионального образования,

  • утверждение Положения общеобразовательной организации о наставничестве и Программы наставничества,

  • закрепление кураторов Программы наставничества.

  1. Мотивационная встреча со студентами, на которой куратор Программы расскажет о наставничестве, его целях, задачах, возможностях, форматах взаимодействия.

  2. Сбор заявок от желающих принять участие в Программе студентов. Анкетирование студентов, изъявивших желание участвовать в Программе.

Анкета обязательно включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников: мотивация, навыки, возможная частота встреч. После анкетирования проводится тестирование, включающее вопросы о коммуникационных навыках, эмпатии, психологической подготовке, осознанию ответственности. Тестирование не имеет целью отсеять часть наставников, скорее, направлено на выявление пробелов, которые необходимо восполнить в процессе обучения.

  1. Обучение наставников куратором Программы. Студентам-наставникам предлагаются ролевые ситуации, которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией. Наставники учатся выстраивать диалог с подростком, реагировать на его запрос, формировать устойчивые связи, как помочь наставляемому формулировать цели и совместно развивать необходимые навыки. Для этого можно использовать систему рабочих тетрадей МЕНТОРИ «Рабочие тетради наставника».

  2. Формирование пар / групп Наставник - Наставляемый.


Можно использовать один из вариантов:

1 вариант: куратор предлагает Наставляемому встретиться с определенным Наставником,

2 вариант: проводится групповая встреча, на которой Наставники и Наставляемые рассказывают о себе, своих навыках / проблемах. Может производиться в формате Mentor Match («быстрые встречи», когда Наставляемые переходят от одного Наставника к другому). По окончании Наставники и Наставляемые изъявляют желание составить наставническую пару, при совпадении желаний пара организуется,

3 вариант: дистанционное анкетирование (Наставники заполняют анкеты, посвященные их возможностям, Наставляемые – их проблемам), по результатам которого куратор составляет пары).

  1. Непосредственное взаимодействие Наставника и Наставляемого.

  2. Куратор выполняет функцию организатора, следит за системностью встреч, собирает обратную связь от участников и при необходимости проводит групповую встречу с уточнением текущих проблем. После каждой встречи / серии встреч Наставник и Наставляемый проводят оценку своих результатов.

  3. Подведение итогов по завершении наставнической программы: Наставник и Наставляемый представляют результаты взаимодействия, проводят презентационную встречу с куратором и другими наставническими парами. Лучшие Наставники по результатам обратной связи от кураторов и Наставляемых поощряются за активную общественную и культурную работу, признаются активными участниками студенческого сообщества. Лучшие наставнические практики размещаются на сайте образовательной организации.


Отбор студентов – Наставников проводится из числа студентов, отвечающих критериям (портрету Наставника).

Отбор обучающихся – Наставляемых проводится с учетом их желания и согласия родителей (законных представителей). Последнее важно, так как студенты – Наставники действуют не в качестве педагогических работников, имеющих право работать с детьми, а на общественных началах.

Формами взаимодействия студента - Наставника и обучающегося – Наставляемого, определяющими их совместную деятельность, направленную на решение определенных задач, позволяющих мотивировать обучающегося, оказывать ему необходимую помощь при выполнении сложных заданий, проектов являются:

  • Скаффолдинг (от английского слова «скаффолдинг» (scaffolding), что означает «строительные леса») – форма взаимодействия, при которой Наставляемый решает задачу при поддержке Наставника. При этом задача настолько сложна, что в одиночку Наставляемый точно не справится, но при поддержке она оказывается ему по силам.

  • Баддинг (от английского слова «buddy», что означает «приятель») – форма взаимодействия, при которой Наставник и Наставляемый вместе работают над проблемой, объединяются, чтобы оказывать друг другу поддержку, обмениваться информацией, делиться успехами и инсайтами.

  • Коучинг форма взаимодействия, при которой Наставник помогает Наставляемому, используя его собственные знания и опыт решить определенные проблемы, задачи и поставленные цели, помогает Наставляемому, используя его собственный потенциал, повысить производительность и эффективность учебы, повысить самооценку.

  • Тьютеринг – форма взаимодействия, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов Наставляемого, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на формирование его учебной и образовательной рефлексии.

  • Тренинг – форма взаимодействия, при которой Наставник содействет совершенствованию у Наставляемого определенных навыков путем многократного выполнения определенных действий.

  • Супервизия - форма поддержки Наставником Наставляемого, позволяющая Наставляемому сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности, оценить их и разделить часть ответственности с Наставником.

  • Консультирование – форма взаимодействия, при которой Наставник обсуждает с Наставляемым вопросы, требующие решение, оказывает при необходимости информационную и иную помощь, учит чему-либо и повышает его компетентность.

  • Фасилитация – форма взаимодействия, при которой за счёт неформального стиля общения и особенностей личности Наставника и Наставляемого облегчается процесс обучения и усиливается продуктивность образования.

  • Шедоуинг - (от английского «shadow» - тень) — форма взаимодействия, предполагающая наблюдение Наставляемым за работой, выполнением определенных действий Наставника с целью совершения аналогичных действий в последующем, Наставляемый не комментирует происходящее, не задает уточняющие вопросы, а наблюдает за действиями Наставника.



При непосредственном участии студента – Наставника при реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва» могут быть проведены следующие мероприятия:

  • Совместное посещение Московского Кремля и Красной площади (в соответствии с тематикой программы курса),

  • Экскурсия по Бульварному кольцу (в соответствии с тематикой программы курса),

  • Совместная подготовка к участию Ученика – Наставляемого в городском конкурсе юных экскурсоводов «Путешествие по Москве»,

  • Совместная подготовка к участию Ученика – Наставляемого в онлайн-викторине "История Москвы. Москва будущего» (организатор - Городской методический центр),

  • Совместная подготовка и проведение в своей школе игры «Колесо истории» для учащихся 5-6 класса на тему: «Всем известно, что земля начинается с кремля!»

  • Оказание консультативной помощи ученику – Наставляемому в подготовке презентационных роликов по тематике курса: «Московская архитектура разных эпох», «Площади и памятники Москвы», «Москва военная» и др.

  • Создание плана - карты Северо-Восточного округа Москвы с нанесением на нее памятников, музеев, исторических мест и др.


Ожидаемые эффекты наставничества «студент» - ученик» при реализации курса внеурочной деятельности «Моя Москва»:

Для Наставника:

  • развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, сотворчества;

  • улучшение образовательных результатов;

  • усиление уверенности в своих собственных силах и развитие личностного потенциала;

  • репутация и повышение доверия среди сверстников;

  • возможность увидеть новые «горизонты» для развития;

  • систематизация имеющегося опыта.

Для Наставляемого:

  • развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, сотворчества;

  • повышение мотивации;

  • положительное психоэмоциональное состояние;

  • активизация участия в различных конкурсах;

  • улучшение образовательных результатов

  • появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

Для образовательных организаций:

  • повышение результативности;

  • укрепление связи между образовательными организациями;

  • создание комфортной психологической среды для обучающихся;

  • интеграция школьного и студенческого сообщества;

  • увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем.



Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующую модель наставничества «студент» - «ученик»:

Схема