Файл: Рынок и конкуренция в системе предпринимательства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отмеченные выше типы конкурентного поведения тесно зависят от методов конкуренции.

Существует два основных метода: ценовая и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция - это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а значит - снижения цен.

Неценовая конкуренция включает изменение качества продукта, создание нового продукта, совершенствование услуг сопутствующих товаров.

В современных условиях преобладают неценовые методы конкуренции.

Конкурентная стратегия - это конкуренция и система действий фирмы, направленная на достижение конечных целей.

Изначально любая фирма имеет конечную цель, выражающуюся в монополизации рынка товара для максимизации получаемой прибыли. В связи с этим каждая фирма в современных условиях имеет две стратегические установки: 1) установку на монополизацию рынка товара и 2) установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка[16, c.280].

Согласно первой установке действия предприятия направлены на уменьшение числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.

Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения, уменьшение степени риска, а значит увеличение прибыли в долгосрочном периоде.

Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется предпринимателями в зависимости от ролевой и содержательной функций в процессе конкурентного взаимодействия.

В соответствии с ролевой функцией A. Котлер выделяет следующие типы конкурентов:

1) лидеры (40 % доли на рынке);

2) претенденты на лидерство (30 %);

3) ведомые (20 %);

4) новички (10 %).

Четвертая группа озабочена поиском ниши на рынке, причем эта ниша должна быть достаточно прибыльна, иметь потенциал роста и не привлекать внимание крупных конкурентов.

Третья группа не вступает в конкурентную борьбу с первыми и вторыми и в своей стратегии следует за лидерами.

Вторая группа обнаруживает значительный атакующий потенциал.

Первая вынуждена, с одной стороны, отражать атаки других лидеров и претендентов на лидерство, а, с другой стороны, атаковать своих конкурентов[17, c. 392].

В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:

1) крупные высокоустойчивые предприятия, осуществляющие массовое производство;

2) специализированные предприятия, приспособленные к определенному рынку;


3) мелкие и средние предприятия, осуществляющие экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;

4) мелкие универсальные предприятия, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.

Наличие столь разнородных конкурентов делает конкурентную борьбу неисчерпаемой, однако полезно знать, каким образом предприятие осуществляет свою политику, чтобы подчинит рынок себе.
1.3. Влияние конкуренции на предпринимательскую деятельность
Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии – 186, в Западной Европе – 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические монополии возникали «снизу» в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались «сверху» и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный производственный и научно-технический потенциал. При социализме же монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышения конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками[18, c. 175].


Специфика отечественных монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.



РАЗДЕЛ 2. Исследование логики предпринимательского поведения на примере вновь создаваемого предприятия
2.1. Организационно-экономическое обоснование предпринимательской идеи


  1. Резюме

    1. Заявитель:

Голович Дмитрий Романович

    1. Адрес Заявителя:

83008, г. Донецк, ул. Ермолая Жукова, 56

    1. Наименование проекта:

Организация кафе «MES AMIS»

    1. Краткое описание проекта:

На территории арендуемого помещения открытие кафе (точки общественного питания).

    1. Место реализации проекта:

г. Донецк.

    1. Общая стоимость проекта, тыс. тыс. руб.: 10

    2. Сумма финансирования со стороны центра занятости, тыс. тыс. руб.: 10

    3. Цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации проекта:

  1. Создание рабочего места для себя, а также для наемных работников.

  2. Получение прибыли.

  3. Более полное удовлетворение потребности населения г. Донецка в услугах общественного питания, а также дополнительное создание точки провождения досуга.

2. Юридические аспекты будущей деятельности.

Настоящий проект представляет собой создание нового предприятия, путем учреждения общества с ограниченной ответственностью с двумя учредителями. Питание занимает важную роль в жизни человека. В условиях научно-технического прогресса много времени тратится на проезд к месту работы и обратно, трудовую деятельность. На приготовление пищи в домашних условиях приходится много времени. Поэтому возникает необходимость пойти в предприятие общественного питания. Сеть предприятий общественного питания в настоящее время достаточно широкая. Цены, по которым реализуется продукция, не всегда приемлемы. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить доступные цены с высоким качеством приготавливаемых блюд и широким ассортиментом.

2.1. Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности:

частный предприниматель

2.2. Планируемое налогообложение:

единый налог, лицензирование торговой деятельности алкогольной группой товара
, приобретение торгового патента на деятельность в сфере общественного питания.

2.4. Дислокация места ведения бизнеса:

г. Донецк, Автозаправочный комплекс «Лукойл». Рядом расположены ряд производственных фирм и торговых точек, которые обеспечат поток покупателей.

На предприятии будет обслуживаться 16 посадочных мест. Каждое посадочное место будет обслуживаться в течение 30 минут. Рабочий день по обслуживанию клиентов будет происходить с 9-00 до 18-00, но возможно и обслуживание до КЧ. Следовательно, в день пропускная способность предприятия будет 200 человек.

Предприятие буде работать в арендованном помещении и на арендованном оборудовании.
3. Продукты и услуги

Какие бы события, радостные или грустные, не происходили в жизни человека, для поддержания жизненных сил ему необходимо питаться. Такова человеческая природа, с которой, как известно, не поспоришь. Причем, часто хочется поесть не дома, на кухне или перед телевизором, а в каких-либо других местах (выбор которых, как правило, зависит от настроения, повода и содержимого кошелька), специально для этого предназначенных и объединенных под названием «заведения общественного питания".

Данная отрасль хозяйствования в последние годы развивается столь стремительно, что названные заведения можно встретить буквально на каждом шагу.

Согласно п. 1.3 Правил № 219 общественное питание – сфера производственно-торговой деятельности, в которой производится и продается продукция собственного производства и покупные товары, как правило, предназначенные для потребления на месте, с организацией досуга или без него.

Согласно п. 1.5 Правил № 219 существуют следующие типы заведений общественного питания: фабрики-кухни, фабрики-заготовители, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии[1].

Кафе – заведение с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления, предназначенные для быстрого обслуживания потребителей. В зависимости от ассортимента кафе бывают общего типа и специализированные. По оформлению кафе – очень «демократичные» заведения общественного питания. Мебель, столовые приборы и посуда, используются в них, самые простые.

В своей деятельности Кафе «MES AMIS» планирует использовать разные каналы закупки сырья, но в основном одноуровневый и двухуровневый, т.е. непосредственно у производителей или у оптовых посредников.