Файл: Контрольная работа 1 Вариант 3 Рецензент Жилина В. А дата получения контрольной работы 2021 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Имена (язык) бессмысленны и к действительности не имеют никакого отношения.

Основные положения теории номинализма: общих понятий не существует, а существуют только единичные предметы: имена, которые познает, нарекает человек в звуках, символах, знаках. Поэтому Адам нарекает имена животным, то есть универсалии (идеи) являются врожденным свойством души человека. Крайний номинализм рассматривает общие понятия как идею о самом человеке, то есть общая идея человека присутствует в уме Бога, а все индивидуальные виды, то есть "человек" причастны к этой идее.

Спор между номиналистами и реалистами возник в средние века. Причиной спора была в том, каким образом осуществляется познание внешнего мира: общие понятия (универсалии) присутствуют в самом человеке или в самих предметах (реалисты). Если существует только общее "Имя" (номинализм), то возникает опасность трибожия. Если реальность родового понятия противопоставляется реальности его видовых определений, то возникает опасность пантеизма (крайний реализм). Католическая церковь канонизировала решение проблемы универсалий в духе умеренного реализма (Фома Аквинат). Теория номинализма У. Оккамы изложена в английском эмпиризме.

Номинализм отрицает существование универсалий. Мотивация для этого проистекает из нескольких проблем, первая из которых заключается в том, где они могут существовать. Платон, как известно, придерживался одной интерпретации, что существует область абстрактных форм или универсалий, кроме физического мира



  1. В чем суть субъективного идеализма И. Канта?

Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания.

Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».


Уже в Древней Греции идеализм был обличен в основные формы. И объективный, и субъективный идеализм постепенно обретали своих сторонников. Классическая форма объективного идеализма – это Платоновская философия, особенностью которой является тесная связь с религией и мифологией. Платон считал, что они неизменные и вечные, в отличие от материальных предметов, которые подвержены изменениям и разрушению.

Кант был уверен, что есть реальность, которая от человека не зависит, иначе - есть объективная реальность. Существование этой реальности доказывалось Кантом по-разному, в том числе на примере талеров. «Талеры могут быть и у вас в грезах, и у вас в кошельке – якобы говорил Кант. – Почувствуйте разницу!»

Несмотря на свое глубокое убеждение в существовании Бога (и других духов), Кант не может это существование доказать. Мы не можем знать есть Бог или нет. Вы спросите – «если мы ничего не можем знать о Боге, что же нам остается делать?». Кант отвечает – «Нам остается в Него только верить! Ведь если бы мы знали, что Бог есть, то вера в него нам была бы не нужна».

А, следовательно, по мнению Канта, объективная реальность духовного мира нам принципиально недоступна, единственной реальностью, которую мы в состоянии знать является субъективный мир нашего сознания. Вот именно в таком смысле немецкий философ и является субъективным идеалистом.

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.

Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны.




  1. Какова роль науки в становлении направлений неклассической философии?

Возникновение науки в нашем современном представлении – относительно новый процесс, требующий постоянного изучения. В Средневековье такого понятия не существовало, так как социальные условия развитию науки никак не способствовали. Стремление придать всем существующим предметам и явлениям рациональное объяснение возникло в XVI-XVII вв., когда способы познания мира разделились на философию и науку. И это было только начало – с течением времени и изменением восприятия людей классическую частично сменила неклассическая наука, а затем возникла пост неклассическая.

С возникновением неклассической науки произошло множество значимых для мира открытий, возникло внедрение новых экспериментальных данных. Изучение природы явлений перешло на новый уровень.

Неклассический этап развития науки наступил в конце XIX – середине XX века. Он стал логическим продолжением классического течения, которое в этот период претерпевало кризис рационального мышления. Это была третья научная революция, поражающая своей глобальностью. Неклассическая наука предлагала понимать объекты не как нечто стабильное, а пропускать их через своеобразный срез из различных теорий, способов восприятия и принципов исследования.

Чрезвычайно важная проблема, до сих пор еще не получившего окончательного решения, это понимание тех причин, по которым произошел кризис науки в конце XIX века. Безусловно, эти причины связаны с неадекватностью классической науки прежде всего неадекватностью ее метода познания тем системам явлений, которые вошли в поле человеческой практики в указанную эпоху.

Убеждение ученых XVIII и XIX веков в незыблемости классической картины мира обусловили болезненность кризиса и рождения неклассической науки, однако неизбежность и плодотворность этого кризиса были очевидны для философски мыслящих представителей научной элиты конца XIX начала ХХ века, поскольку классическая наука давала слишком упрощенный и однородный» образ мироздания, тогда как философский взгляд на мир подсказывал идею неисчерпаемого богатства форм природы и нашего познания.

Нетрудно видеть, что наиболее общим принципом классической науки, никогда не формулируемым в явном виде именно в силу его абсолютной самоочевидности», является убеждение в полной объективности и определенности изучаемого в научном познании мира.


Ни один ученый классической эпохи даже не задавался вопросом о том, существует ли объективно тот предмет, который он исследует, точно так же, как он даже не задавался вопросом о том, является ли этот предмет определенным и однозначным во всех своих свойствах, вне зависимости от ситуации, в которой он находится; на оба этих гипотетических вопроса, если бы они были сформулированы явно, был бы мгновенно дан положительный ответ. Однако в итоге перемен, произошедших в науке в конце XIX начале ХХ века, именно указанное убеждение было признано главным источником всех тех ошибок и заблуждений, к которым пришла классическая наука. Неклассическая наука отказалась от этого убеждения и попыталась разработать более сложную систему исходных принципов понимания реальности и ее отношений с человеком (наблюдателем»).