Файл: Контрольная работа по дисциплине Экологическое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Более того, наряду с принятыми Законами по охране окружающей среды, с учетом экологической обстановки в стране представляется нецелесообразным принятие таких законов и решений, как: «Об использовании атомной энергии», разрешающий тем самым ввоз в Россию из-за рубежа облученного ядерного топлива и превращающий Россию в свалку ядерных отходов»; о переводе лесов первой группы, так называемых водоохранных и климатообразующих лесов, в группу нелесных зон, разрешающих рубку леса. Принятые Земельный и Лесной кодексы РФ привели к ослаблению механизмов государственного управления лесами и землями и ведут к крупномасштабным экологическим катастрофам. Несмотря на принятый Закон о недрах РФ продолжается разбазаривание природных ресурсов. Принятые решения об упразднении ведомств, входящих в структуры Госкомитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной службы лесного хозяйства РФ, и передача их функций Минприроды РФ ослабило контроль за охраной окружающей природной среды.

Вслед за этими решениями ослаб государственный контроль за состоянием зон экологического бедствия, практически прекратила деятельность служба Заповедного дела, подразделения Экологической милиции; служба Экологической экспертизы потеряла свою самостоятельность и независимость; в средних школах, техникумах и вузах стали исключаться из программы экологические дисциплины и т.д.

Сегодня окружающая природная среда страдает больше всего от выпускаемой неэкологической промышленной продукции: машин, оборудования; использования экологически грязных технологий, прежде всего в автомобильной, энергетической, химической промышленности, черной и цветной металлургии.

О необходимости прекращения выпуска автотранспорта, не отвечающего современным экологическим стандартам, в России говорят давно. Более того, ГОСТы, подразумевающие соответствие продукции автопрома нормам Евро-2 в отношении легковых автомобилей, введены с июля 2002 г., а по грузовым машинам и того раньше - с января 2000 г. Тем не менее отечественные автозаводы, всеми правдами и неправдами добиваясь отсрочки «исполнения приговора», с завидным упорством продолжают клепать морально и технически устаревшие, а главное - опасные для окружающей среды модели. Конец экологическому беспределу мог бы положить правительственный документ.

Эта задача не под силу ни губернаторам, ни главам администрации городов. Эта задача под силу только Правительству РФ.


Обеспечение экологической безопасности становится важнейшим компонентом национальной безопасности, оказывая всё большее влияние на благополучие и здоровье населения, а также на экономическое развитие всех отраслей народного хозяйства, ставя ограничения экономическому развитию страны.

Среди важнейших составляющих экологической безопасности страны - решение проблем внедрения новых технологий, производства машин и оборудования экологически безопасных, экологически чистых ресурсосберегающих технологий, широкое внедрение малоотходных и безотходных производств как в промышленности, так и в сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в строительстве. Каждая новая технология, каждая новая машина, каждый новый проект строительства должны быть подвергнуты общественной независимой экологической экспертизе, а не только государственной.

В ближайшее время необходимо решить проблемы о зонах экологического бедствия, предотвратить рост техногенных катастроф, уносящих тысячи и тысячи жизней; принять исчерпывающие меры по улучшению качества среды во всех сферах деятельности человека, ведущие к улучшению здоровья населения, качества жизни человека.

В физическом выражении потери невозобновляемых природных ресурсов в России весьма значительны. В среднем потери при добыче составляют: хромовых руд - 28%, калийной соли - 61%, соли поваренной - 46%, угля - 14,9%, нефти из пластов извлекается не более 30%. При добыче нефти в России теряется 8-10 млрд м3 природного газа - сжигается в факелах (что равняется примерно объему потребления газа в быту населением России за год). Еще более трагична проблема с использованием леса: только за год из 336 млн м3 вырубленной древесины на лесосеках и лесовозных дорогах брошено 35 млн м3, не считая потерь при лесосплаве, при переработке древесины в отходы уходит около 30% и т.д.

При переходе к рыночной экономике использование природных ресурсов - леса, богатств недр стало более интенсивным за счет увеличения предпринимателями, коммерсантами вывоза их за рубеж при ослаблении государственного регулирования этого процесса. Предприниматели стремятся получить как можно быстрее прибыль, и нередко это делается за счет хищнического использования недр, лесов, земли, растительного и животного мира.

Нельзя считать экономически эффективной с точки зрения ресурсосбережения структуру внешней торговли.

Некоторые недостаточно четкие формулировки Закона о местном самоуправлении оставили лазейки для нерационального использования природных ресурсов. Конечно, старая система выкачивания центральными ведомствами природных ресурсов из областей и республик была не лучше. Но замена ведомственности на местничество оказывается крайне опасной и также ведет к безвозвратной потере ресурсов. Право собственности на ресурсы еще не означает права бесконтрольного распоряжения ими: государству в интересах всего населения необходимо более четко регламентировать природопользование независимо от форм собственности. Так, владелец леса во Франции не имеет права срубить дерево без соответствующего разрешения органов власти.


Срочной задачей в нашей стране является определение баланса интересов собственника (пользователя), отдельных территорий и всего государства.

Проблема борьбы с радиоактивными и химическими загрязнениями территории России выдвигается на первый план среди других экологических проблем ввиду огромных масштабов и опасных последствий радиоактивного и химического загрязнений территории России.

Чтобы представить масштабы радиоактивного загрязнения, достаточно ознакомиться с картой объектов радиационного риска Арктики и Севера России и с публикациями по радиационному загрязнению в специальном информационном выпуске международного экологического журнала «Эконорд». Крайне опасной стала радиационная обстановка в Карском море и на Дальневосточных акваториях Тихого океана с затоплением отслуживших свой срок атомных подводных лодок.

Сегодня как никогда стали экологической угрозой, не только для России, но и для всего мира, захоронения отравляющих веществ, произведенные в 1946-47 гг. в акваториях Балтийского моря. Ученые Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН (г. Калининград), обследовавшие в 2003 г. места захоронения отравляющих веществ в затопленных корпусах кораблей, выяснили, что за 58 лет корпуса от коррозии изрядно разрушились и возможны выбросы фтора, хлора… Не случайно в Калининградской области за последние 4 года на 13% возросло количество онкологических заболеваний, частота заболеваний бронхиальной астмой увеличилась на 40%. Специалисты утверждают, что максимум через 10 лет на Балтике может разразиться мощная экологическая катастрофа.

В Уральске построили новый завод по уничтожению химического оружия. Завод переработал 400 т веществ (всего их 40 тыс. т в стране) и остановился из-за протеста местных жителей, т.к. завод близко находится от их жилья.

Известные случаи загрязнения окружающей среды требуют незамедлительных мер по совершенствованию системы защиты населения не только от радиоактивных загрязнений, но и от особо опасных токсичных веществ (таких как диоксины, полихлорбефинилы, бенз(а)пирены, пестициды и др.). Это под силу государству при условии более четкой организации служб охраны природы и взаимодействия различных инспекций на областном, городском и районном уровнях без дополнительных денежных средств.

Если общий экологический беспорядок условно принять за 100%, то значительная его часть (30-40%) придется на последствия местной бесхозяйственности.

Не надо никаких затрат и капитальных вложений, чтобы избавиться от «ползучей» радиации в школах, вузах, научно-исследовательских институтах, поликлиниках, больницах, на отдельных предприятиях и объектах, на свалках. Обилие открытых мусоросборников, помоек и т.п. в городских поселениях привело к резкому увеличению грызунов, бездомных животных, являющихся переносчиками инфекционных болезней.


Ежегодно Москва «производит» более 19 млн т отходов. Только малая часть превращается в пепел на трёх мусоросжигательных заводах, весь хлам и грязь оседают мертвым грузом на полигонах Подмосковья.

Создается впечатление, что загрязнение окружающей среды в местах проживания населения, отдыха и работы вышло из-под контроля государственных природоохранных и санэпидемиологических организаций России.

Для ликвидации экологического беспорядка необходимо активизировать деятельность городских и районных комитетов по охране окружающей природной среды и служб охраны природы.

Уровень экологической культуры, знаний у населения России - самый низкий среди развитых стран мира. Из-за низкого уровня экологического образования и воспитания люди не осознают приближающейся экологической катастрофы и в целом безучастны к охране окружающей среды. В вузах, школах и техникумах проблеме охраны окружающей среды и природопользования не уделяется должного внимания. Далеко не во всех учебных заведениях введены дисциплины по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. То нет учебников, то нет преподавателей, то нет времени. Организация лекций и проведение занятий об охране окружающей среды в рабочих коллективах на предприятиях - редкое явление.

Экологическое просвещение - вот что должно быть первой и главной заботой руководства страны в целях экологического возрождения России.

Из-за экологической безграмотности люди привыкли к безнаказанности загрязнения: все вокруг бросают, загрязняют и не убирают за собой. Более того - ищут виновных в загрязненности улиц, зон отдыха и т.д. Пора ввести штрафы на «людей - загрязнителей природы», как за рубежом.

Необходимо создание общего экологического пространства СНГ. В обозримом будущем это пространство должно быть единым не только в рамках СНГ, но оно должно сомкнуться с уже существующими Европейскими и Азиатскими экологическими пространствами, где действуют общие экологические правила поведения, формируются и решаются согласованные задачи по улучшению качества среды и условий жизни.

Без международных программ нельзя приостановить трансграничные переносы загрязняющих веществ из стран, соседствующих с Россией. Так, импорт свинца, кадмия и других загрязнителей в Россию из Польши, Германии и Швеции более чем в 10 раз превышает их экспорт из России. Велик импорт загрязнителей в Россию из Украины, Белоруссии, Литвы, Финляндии.


Без совместных экологических программ не будут решены проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Кольского п-ова, Арала и оз. Ханка (на границе с Китаем). Политика - политикой, экономика - экономикой, но природа ждать не будет, необходимо незамедлительно разрабатывать и принимать межгосударственные соглашения по названным и другим природным объектам.

Чтобы улучшить среду обитания человека, необходимо разработать и постепенно реализовывать практическими мерами программу «Экология и здоровье человека».

Какие параметры должны быть определены для проживания человека в окружающей среде обитания? Мы этих параметров не знаем. Сегодня человек является экологически беззащитнымОн может работать и жить в местах, где радиация, загазованность превышают в сотни и тысячи раз нормы, не зная об этом. Он может употреблять пищу с содержанием нитратов и тяжелых металлов, опасных для жизни, не зная об этом. Это сложная проблема, но она требует незамедлительного решения в условиях России.

Анализ заболеваемости населения, наложенный на демографическую структуру и социальные аспекты, дает основную характеристику территории, называемую экологическим рискомСтепень экологического риска - это не характеристика среды, а характеристика человека, находящегося в данной среде, его возможность заболеть, повредить какую-либо жизнеобеспечивающую систему, например генетическую. Экологический риск в отличие от также необходимого показателя ПДК - очень важная социальная характеристика. Если сказать человеку, что он вдыхает 10 веществ, каждое из которых превышает предельную норму, то такое сообщение лишь чисто абстрактно встревожит его ум и сердце. Но если сказать ему, что степень риска для его ребенка заболеть раком при длительном воздействии этих веществ составляет 80%, он отнесется к этому иначе.

Никакие государственные, региональные экологические программы не могут быть реализованы без широкой поддержки общественности. На каждом предприятии (в организации), где имеет место загрязнение окружающей среды, должны быть организованы общественные комиссии по экологии (в цехе, на предприятии и т.д.). Эти комиссии обязаны совместно с администрацией выявлять все источники загрязнения окружающей среды и разрабатывать конкретные мероприятия по их устранению.

Общественное экологическое движение необходимо организовать на каждом предприятии, в каждом городе, районе так, чтобы работающие и население не только митинговали по поводу экологических нарушений, но и принимали самое активное участие в разработке и внедрении экологических программ для всех сред их обитания.