Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65.

Жизнь в училище была для Федора настолько безрадостной, что он решается на побег в Казань, но его догоняют и возвращают в училище66. Через полгода, впрочем, из-за болезни матери, за которой было некому ухаживать, отец вернул Федора домой, устроив писцом сначала в земскую управу, а потом в судебную палату. По выздоровлении матери Шаляпин снова начинает петь в церковном хоре, а в свободные вечера и при наличии «свобод­ных» денег посещает спектакли в городском театре. Из певчих ему пришлось уйти в 15 лет, когда начат ломаться голос. Семья в это время бедствовала; чтобы поправить дела, переехали в Астрахань.

Астрахань встретила семью Шаляпиных нуждой и голодом. Посе­лились в грязной тесной хибарке. Мать сначала пекла и продавала пироги, потом мыла посуду на пароходах, и тогда дома появлялись кухонные объедки; ими можно было как-то про­кормить мужа, Федора и маленького Василия - младший брат родился в 1884 году. Иногда Федору удавалось спеть в церкви, и тогда он приносил домой рубль-полтора, в 16 лет у него стал «прорезываться» баритон. А в саду, в антрепризе Черка­сова, ставили «Кармен» и другие оперы. Федор пел в них бес­платно. Когда отец узнал о столь «невыгодных» условиях, он в гневе разорвал ноты, проклиная страсть сына к театрам.

Возможно, что в памяти артиста остался именно этот эпизод, чтобы проще было объяснить себе окончательный разрыв с семьей. Федор, чтобы не обременять родителей, вернулся в Казань, а в семнадцать лет, когда установился голос, подался искать работы в театре.
1.2 Отрочество Ф.Шаляпина. Начало карьеры
Вскоре удача улыбнулась Федору: антрепренёр Русской комической оперы и оперетты в Уфе С.Я. Семёнов-Самарский предложил место хориста. Семнадцатилетний Шаляпин был счастлив ведь это можно было назвать первым в его жизни контрактом.

Семен Яковлевич Семенов-Самарский собирал хор для своей Русской комической оперы и оперетты. Труппа отправлялась на осенне-зимний сезон в Уфу. Худого, долговязого Шаляпина, прибавившего себе для солидности два года, приняли вторым басом. С антрепренером он подписал театральный контракт на 20 рублей в месяц, хотя работать готов был и за меньшие деньги. Семенов-Самарский не разочаровался в молодом хористе; в труппе к нему тоже отнеслись доброжелательно.

Первая порученная роль заключалась в хоровой партии комической оперы А. Замары «Певец из Палермо». Сильно волнуясь, вспоминая свой позорный провал в Панаевском саду, Ф.И. Шаляпин впервые выступил на сцене как профессиональный артист. Это произошло 26 октября 1890 года. Эту дату можно считать началом артистической карьеры великого певца
67.

В 1890 году на святках решили поставить оперу польского композитора Станислава Монюшко «Галька». У солиста, готовившего партию Стольника, роль не шла, и он отказался петь накануне генеральной репетиция. Замены не было, и антрепренёр, чтобы избежать провала, обратился к Шаляпину. Свой восторг и одновременный испуг Фёдор Иванович запомнил на всю жизнь, также как и слова антрепренёра: «Возьмите ноты и выучите к завтраму»68. Вся ночь ушла на разучивание роли, и на следующий день на генеральной репетиции «Гальки» Шаляпин поразил всех безукоризненным знанием партии.

18 декабря 1890 года в Уфе состоялся сольный дебют молодого певца. Именно с этим эпизодом биографии Шаляпина принято связывать начало его артистической карьеры. Голос начинающего артиста заслужил лестных похвал антрепренера. В конце сезона Семенов-Самарский предложил Шаляпину бенефис, как «полезному члену труппы». Для бенефиса Федор выбрал партию Неизвестного в «Аскольдовой могиле» и сорвал аплодисменты зрителей. От публики Шаляпин получил в подарок 50 рублей, серебряные часы, да еще со сборов перепало 30 рублей. Целое состояние! Наконец-то он приоделся: купил верблюжье пальто, кожаную куртку, сапоги, тросточку и перчатки. И почувствовал себя абсолютно счастливым. По окончании сезона трупа Семенова-Самарского разъехалась, и Федору пришлось решать, что делать дальше. Оставшись в Уфе, он устроился, по обыкновению, переписчиком бумаг и иногда пел в любительских спектаклях.

Местные поклонники молодого артиста обещали собрать денег, чтобы отправить его в Петербург, учиться в консерватории. Но время шло, а обещание оставалось неисполненным. Шаляпину надоело ждать, и он вступил в малороссийскую опереточную труппу Григория Деркача. Вместе с новыми товарищами он колесил по городам Урала, Поволжья, Средней Азии, Закавказья. В Баку, узнав о смерти матери, Федор попросил у хозяина денег, чтобы съездить на похороны, но получил всего два рубля со словами «мало ли кто у кого умирает». После этого артист ушел из труппы. Немного поработал во французской оперетке, а после ее распада мыкался но городу без гроша в кармане. Наконец в 1892 году судьба занесла его в Тифлис.

В Тифлисе, не имея возможности подработать, Шаляпин часто голодал, что было особенно тяжело, поскольку отовсюду неслись запахи чудесной грузинской еды. По счастью, нашлось место писца в управлении Закавказской железной дороги, а потом произошло событие полностью изменившее ход жизни Федора. По совету сослуживцев он набрался смелости и пришел на прослушивание к местному профессору пения Дмитрию Андреевичу Усатову, бывшему тенору Большого театра, первому исполнителю партии Ленского в опере «Евгений Онегин». Эта судьбоносная встреча стала поворотной в жизни Ф.И. Шаляпина. Прослушав юношу, профессор сказал, что учиться тот не только может, но и должен. Более того, Усатов решил обучать нового студента бесплатно, а друг его, аптекарь, пообещал выдавать что-то вроде стипендии. Навсегда сохранил Шаляпин чувство благодарности к своему первому и единственному учителю вокала.


«С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь, писал Федор Иванович. Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус и что я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес»69. Постановка голоса у Шаляпина оказалась природ­ная, но Усатов обращал особое внимание певца на выразительность пения, учил его понимать смысл произ­носимых слов и чувства, которые вызвали именно эти слова, а не другие70.

Как музыкальными средствами можно выявлять характеры персонажей Усатов часто показывал на примерах из опер Мусоргского. Благодаря учителю Шаляпин увлекся творчеством этого композитора, хотя товарищи по классу предпочитали итальянцев, а про Мусоргского говорили, что это «Смертельный яд для голоса и пения».

Вскоре двадцатилетнего Федора взяли на работу в тифлисскую казенную оперу, где он пел Мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте», Тонио в «Паяцах» и весь басовый репертуар труппы. Роли готовил очень быстро, «как блины пек». Музыкальный критик В. Д. Корсаков, общавшийся с Шаляпиным в Тифлисе, писал о поразившей его особенности юноши «с первого раза с листа петь незнакомую партию свободно и с выражением, чего иногда не достигает артист, даже старательно разучивший партию»71. Ф.И. Шаляпин становился известным, о нем много говорили и писали, и на крыльях успеха он решил попытать счастья на столичной сцене.

Из Баку в Тифлис Шаляпин приехал без гроша, на платформе с песком. Из Тифлиса он уехал с комфортом, по бесплатному билету железнодорожного служащего. Билет устроили ему поклонники и даже снабдили фор­менной фуражкой и курткой железнодорожника, чтобы не придрался контролер. Усатов вручил Шаляпину рекомендательное письмо, адресованное управляющему Московской конторой им­ператорских театров.

Прибыв в Москву, Шаляпин передал через вахтера письмо и два часа ждал ответа. Затем вахтер вышел и сообщил, что «ответа не будет». Понятно, почему Шаля­пин в годы своей славы не питал особых симпатий к чи­новникам императорских театров и испортил немало Крови этим господам72. Начав поиски работы, вскоре Шаляпин с удовольствием убедился, что его работа в Тифлисе не прошла незамеченной для театральных профессионалов столицы. Вскоре Шаляпин получил приглашение на летний сезон в петербургский сад «Аркадия». Но этот опыт оказался неуспешным. По контракту почти ничего не платили, и скучен был сам репертуар. Шаляпин, привыкший в Тифлисе к полной занятости и отдаче сил, за неделю мог выучить целую сложную партию. А тут одну и ту же партию Миракля он должен был петь каждый вечер. Не было ни публики, ни желания играть в полную силу. Хотелось совсем другого чего-то серьезного и глубокого. Вскоре летний сезон в «Аркадии» был окончен, нужно было ехать в Казань, но Шаляпин решил разорвать контракт.


Оставшись опять без работы, Федор не отчаивался и зимой 1891 года поступил в частную оперу, дававшую спектакли в Панаевском театре, где его встретили как желанного партнера. 18 сентября 1894 года Федор пел партию Мефистофеля в опере Гуно «Фауст». Все чаще стали появляться за кулисами у Федора разные известные в музыкальном мире люди. Все чаще стали похваливать его голос, его внешние данные, пророча молодому артисту хорошее будущее в столичных театрах. И это укрепляло его веру в то, что он не зря рискнул и остался в столице. Вот только в Панаевском театре платили столько, что едва хватало, чтобы не умереть с голоду73. После исполнения партии Бертрама в опере «Роберт-Дьявол» Шаляпин начал входить в моду, его стали приглашать в светские салоны. Результатом выступления на одном из таких музыкальных вечеров стало подписание контракта с Дирекцией Императорских театров» предел желаний для 21-летнего певца.

Дебют Шаляпина на сцене Мариинки состоялся в апреле 1895 года в роли Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно. Певец хотел исполнить эту роль по-новому, предложил оригинальным костюм и грим, однако в театре это вызвало лишь насмешки. Новаторства ему не позволили. Дебют прошел довольно обыденно. Чуть лучшее впечатление Шаляпин произвел в «Кармен», но в «Руслане и Людмиле» его ждал полный провал. Газеты обвинили руководство театра в том, что такую роль, как Руслан поручили музыкально невежественному молокососу. Позже Ф.И. Шаляпин признавался, что неудача пошла ему на пользу, выбив из него излишнюю самоуверенность. «Урок, который я извлек из этого неуспеха, практически сводился к тому, что я окончательно понял недостаточность механической выучки той или другой роли... Я стал бояться в моей работе беззаботной торопливости и легкомысленной поспешности»74. На следующий сезон петь не оправдавшему надежды артисту почти не давали.

С горя он шел в ресторан Лейнера, вскоре поползли слухи о его непробудном пьянстве. Чем дальше шел сезон, тем становилось труднее. Особенно угнетали репетиции. На них Шаляпина учили все: режиссер, суфлер, хористы и чуть ли не плотники. С особой неприязнью вспоминал певец о царившей в Мариинке бюрократической рутине. Неуспех первого опыта на Императорской сцене он приписывал именно засилью «странных людей с бородами и без бород, в вицмундирах с золотыми пуговицами и с синими бархатными воротниками» чиновников. Они распоряжались в театре всем, ничего не понимая в музыке, давали указания артистам и композиторам. Так, директор Императорских театров И. А. Всеволожский требовал от Н. Римского-Корсакова «сокращать длинноты», ибо их не любит публика.


К русской опере в Мариинском театре вообще относились с презрением. Тот же Всеволожский говорил: «Когда представляют русскую оперу, на сцене отвратительно пахнет щами и гречневой кашей». Рутина мешала обновлению репертуара и не давала Шаляпину простора для творчества.

Шаблонное исполнение ролей больше не удовлетворяло ищущего артиста. Пытаясь нащупать свой стиль, он порой впадал в гротеск, делал странные, угловатые жесты, неоправданно форсировал голос. Ему хотелось соединить оперу с драмой, и в этом его поддержал известный драматический артист Мамонт Дальский, с которым Шаляпин подружился. Он помогал певцу вжиться в образ, прочувствовать его изнутри. «Интонация твоего персонажа фальшивая, говорил Дальский, объясняя роль Мельника в «Русалке». Наставления и укоры, которые мельник делает своей дочери, ты говоришь тоном мелкого лавочника, а мельник степенный мужик, собственник мельницы и угодьев»75.

Советы друга помогли Шаляпину прийти к тому, что потом назовут шаляпинской «революцией» в опере. Артист и автор театральных мемуаров Н.Н. Ходотов писал: «Много взял Шаляпин от Дальского. Даже единственный шаляпинский тембр, увлекший за собой массу других певцов-басов, подражателей, получил свою обработку в «школе» Дальского. Самая артистичность, драматическая музыкальность, красочность фраз Мамонта вошла в плоть и кровь гениальной восприимчивой натуры Федора Шаляпина»76.

Казенная, затхлая атмосфера императорских теат­ров угнетала Шаляпина. Шаляпин пробыл в Мариинском театре с апреля 1895 до весны 1896 года. Затем он покидает Мариинский театр, чиновники, ведавшие театром, легко расстаются с ним, да и он без сожаления расстается с Петербургом. Поклонники Шаляпина часто спорили о том, в каком городе, Москве или Петербурге, Шаляпин создал луч­шие из своих оперных партий. Но бесспорно одно: бли­стательный путь Шаляпина, оперного певца, начался в Тифлисе. В Тифлисе он познакомился с Усатовым, там Шаляпина приняли в казенную оперу, там он впервые спел большие партии в «Сказках Гофмана», в «Демоне».

Таким образом, приобщение к народной песне и интерес к театральному искусству ярко проявился у Ф.И. Шаляпина уже в детском возрасте. Будучи сыном крестьянина, он упорно противился всем ремеслам, кроме артистического, упорно стремясь к профессиональному исполнительству. Истоки творчества Ф.И. Шаляпина зарождались в атмосфере русского быта, любви к природе, к народной песне, к простым людям и их нелегкой судьбе.