Файл: Контрольная работа по дисциплине Муниципальное право.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Управление воспроизводством и развитием городского или сельского поселения как места проживания людей и самостоятельной цели возникло в России лишь в конце ХХ столетия на волне демократизации общества. Оно возникло как принципиально новый тип управления и не подпадает ни под один из ранее сложившихся типов. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.

Схематически система муниципального управления представлена на рисунке 1.1.



Рис.1.1. Система муниципального управления2.
Характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

- опора на философию и базовые принципы местного самоуправления;

- объект управления - локальная территория и происходящие на ней социально-экономические процессы;

- наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.


1.2 Особенности управления в муниципальной сфере



Перечисленными в предыдущем параграфе характерными чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие муниципальный менеджмент от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Эти отличия связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, на обустройство территории, на создание условий для воспроизводства и развития самого человека. Коллектив ученых под руководством профессора В.Б. Зотова, считает, что в этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального управления (рис.1.2)3.


Рис. 1.2. Особенности муниципального управления.
Первая особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли. В хозяйственном обществе заработная плата — это расходы: чем она выше, тем при прочих равных условиях будет ниже прибыль и эффективность работы предприятия. В муниципальном образовании рост доходов населения — одна из важнейших задач управления.

Вторая особенность — роль человека как участника процесса. Население в му­ниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объ­ект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления — опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т. е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно ос­новано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом
проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной сте­пени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Иногда говорят о местном сообществе как о «социальной корпорации» жителей.

Наконец, пятая особенность муниципального управления — множество одно­временно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный ха­рактер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муници­пальной власти особенно сложной задачей. В отличие от государственного управления, где важность стратегических проблем признавалась всегда, в муни­ципальном управлении легко отдать приоритет тактике действий перед страте­гией, «латанию дыр» перед перспективой. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Таким образом, логично будет придти к умозаключению, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая дея­тельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муни­ципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения. В муниципальном управлении механизм принуждения гораздо слабее и на первый план выходят методы и способы согласования интересов и корпоративного участия.

Муниципальное управление осуществляется через конкретную деятельность на­селения муниципального образования (местного сообщества) и органов местно­го самоуправления. Мы будем называть ее муниципальной деятельностью.

Муниципальная деятельность
это самостоятельная и под свою ответст­венность деятельность населения и органов местного самоуправления по ре­шению вопросов местного значения.

Именно совершая какие-то действия, осуществляя муниципальную деятель­ность, местное сообщество и органы местного самоуправления решают стоящие перед ними задачи. Муниципальное управление в этом смысле является формой организации муниципальной деятельности. Предмет муниципальной деятельно­сти — благоустройство жизни на территории муниципального образования (бла­гоустройство в широком смысле, как устройство на благо людей) и организация оказания населению различных муниципальных услуг. Эта деятельность много­гранна и многоаспектна, поэтому можно говорить об отдельных ее сферах: охра­на общественного порядка, водоснабжение, школьное образование и т. д.

Муниципальное образование как сложная социально-экономическая система должно одновременно обладать и устойчивостью к неблагоприятным внешним воздействиям, и нацеленностью на благоприятные изменения, т. е. на развитие, причем устойчивое. Управление состоянием муниципального образования позволяет поддерживать на достигнутом уровне все системы его жизнеобеспечения, объемы и качество муниципальных услуг. Управление развитием нацелено на повышение этого уровня, исходя из генеральной цели муниципальной деятельности — повышение качества жизни населения.

Управление состоянием и управление развитием — две взаимосвязанные стороны муниципального управления.

Особенности процесса муниципального управления вытекают из особенностей муниципального образования как объекта управления, а также муниципального управления как вида управленческой деятельности.




2. Муниципальное управление и местное самоуправление: их взаимосвязь и система органов




2.1 Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении



Прежде всего, необходимо подчеркнуть тот факт, что согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным.

Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Следовательно, муниципальное управление представляет собой упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения4.

Место и роль муниципального управления в местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное управление – определенный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий свои функции и компетенцию;

б) муниципальное управление – деятельность специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как органы муниципального управления (в законодательстве - местного самоуправления);

в) муниципальное управление – в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление – подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что муниципальное управление осуществляют только органы муниципального управления, наделенные для этого соответствующими полномочиями, и соответственно выходит, что понятие “муниципальное управление” не тождественно понятию “местное самоуправление”. Понятие “местное самоуправление” гораздо шире по своему содержанию, т.к. включает в себя все формы реализации местного самоуправления (непосредственной демократии, ТОС, органы местного самоуправления), а муниципальное управление является только его частью, которая реализуется органами муниципального управления.