Файл: Использование чатботов в юридической деятельности курсовая работа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности регуляторных песочниц при реализации каких-либо инновационных проектов заключаются в отмене некоторых обязательных

24 требований законодательства, допущении изъятий из общего правового режима для конкретных компаний на определенных территориях в строго определенный период времени с возможными ограничениями числа клиентов, суммы сделок и пр.
Первоначально применяемые в финансовой сфере, регуляторные песочницы сегодня внедряются и в область права. Как отмечают эксперты
ThomsonReuters Х. Хименез и М. Хаган, «регуляторные песочницы в юридической индустрии позволят экспериментировать с новыми подходами, включая новые бизнес-модели или юридические технологии, обеспечат безопасную среду для бизнеса, позволяющую тестировать услуги или продукты без риска быть привлеченным к ответственности за несанкционированную юридическую практику».
В условиях цифровизации правотворчества создание регуляторных песочниц имеет большой потенциал для апробации новаторских правотворческих решений и выбора наиболее перспективного варианта правового регулирования, в том числе обеспечивает апробацию регулирования искусственного интеллекта. Так, регуляторная песочница в области искусственного интеллекта функционирует с 1 июля 2020 г. в
Москве. Тестирование и внедрение технологий искусственного интеллекта посредством создания регуляторных песочниц планируется в ближайшее время в Канаде, Норвегии, Португалии [7].
31 июля 2020 года был принят Федеральный закон N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в
Российской Федерации», предусматривающий применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального регулирования в сфере цифровых инноваций по таким направлениям, как медицинская деятельность, проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство, финансовый рынок, продажа товаров, работ, услугдистанционным способом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный

25 ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений, предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, промышленность. Иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает законопроекты, вносящие изменения в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в целях реализации положений Федерального закона
«Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в
Российской Федерации». Одним из направлений разработки и апробации цифровых инноваций согласно этим законопроектам является применение систем искусственного интеллекта при предоставлении услуг (проекты: роботизированной гостиницы без физического присутствия персонала -
«Умный отель»; беспилотного наземного и авиационного транспорта; внедрения систем поддержки принятия врачебных решений, использующих технологии искусственного интеллекта; сервиса для малого и среднего бизнеса по подбору оптимальных сфер и мест деятельности на базе больших данных; исследований рутинной клинической практики на основе обезличенных данных из медицинских карт и пр.).
В экспертной правотворческой практике анализ правового массива, связанной информации междисциплинарного характера, выявление пробелов, дефектов и коллизий, требующих устранения, целесообразно осуществлять с применением искусственного юридического интеллекта
(datamining (интеллектуальный анализ (добыча) данных, обнаружение знаний в базах данных), нейронные сети, экспертные системы).
В частности, datamining позволяет: обработать сверхбольшой объем данных разного рода (количественная, качественная информация; информация в разных областях); выполнить многомерные задачи (поиск связи между значением целевого показателя и набором значений группы


26 других показателей баз данных). Таким образом осуществляется оперативный анализ правового массива на предмет выявления противоречий, некорректности отсылочных и бланкетных норм, актов заданной тематики, нуждающихся во внесении изменений и дополнений.
Нейронная сеть может применяться в рамках антикоррупционной экспертизы для обнаружения коррупциогенных факторов; кроме того, для моделирования ситуаций применения того или иного нормативного правового акта. Нейронная сеть может быть обучена таким образом, чтобы заранее учитывать возможные политические, экономические, социальные, культурные и другие факторы, влияющие на качество и содержание проекта нормативного правового акта.
В экспертной деятельности в правотворчестве возможно использование искусственного юридического интеллекта (направление «экспертные системы»), в алгоритмах которого должна быть воспроизведена мыслительная работа эксперта (например, по аналогии с роботом-судьей в правоприменении) и который будет способен, в частности, выявлять слабые места проекта нормативного правового акта, оценивать риски его принятия, обнаруживать коллизии, пробелы, дублирование, несоответствие предлагаемого регулирования актам более высокой юридической силы, расхождение в терминологии с действующими актами, сопоставлять проект с международными актами (в том числе с правом ЕАЭС в целях гармонизации и унификации законодательства в рамках этого Союза), оценивать его с формальной точки зрения. Это позволит повысить скорость и эффективность оценки проектируемого акта, обеспечит ее объективность, создаст дополнительные барьеры для лоббирования и коррупционных проявлений.
В современном мире мы можем наблюдать актуализацию экспертной деятельности, появление новых экспертных институтов и видов экспертиз проектов нормативных правовых актов. Метаморфозы претерпевает экспертное знание; предмет, методы и результаты новых видов экспертиз в условиях цифровизации, технологизации и новых вызовов развития

27 государства приобретают новые качественные отличительные характеристики.
На всем жизненном цикле нормативного правового акта - от создания до реализации - он становится объектом сложной развитой системы экспертиз, различающихся в зависимости от профильной направленности
(правовая, лингвистическая, педагогическая, экологическая), субъекта проведения (государственная, независимая, общественная) и пр. Оценки текста нормативного правового акта и его проекта могут быть совершенно разными и касаться разных сторон объекта, поскольку в силу своей профессиональной подготовки эксперты-правоведы, эксперты-лингвисты, эксперты-педагоги, эксперты-экологи и т.п. исследуют и оценивают определенные срезы нормативного правового акта с помощью присущих данным отраслям знания средств, методов и понятий.
Если представить текст нормативного правового акта в виде круга, то его экспертизы будут проекциями этого объекта в определенной плоскости.
Проекции отражают те или иные стороны объекта, поэтому тот, кто работает с экспертными заключениями, должен уметь складывать множественные проекции в единую систему. Однако следует иметь в виду риски несогласованности результатов экспертиз между собой. Это актуализирует проблему согласования, аккумулирования разных экспертных оценок, системного, комплексного взгляда на объект оценки [5].
Комплексная экспертиза позволяет оценить не только правовые, но и иные аспекты (экономические, политические, социологические и многие другие) предлагаемого регулирования. Предложения о проведении комплексной экспертизы встречаются в литературе. Так, предлагается проводить единую комплексную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов (федеральных и региональных законов, подзаконных нормативных правовых актов), объединяющую различные виды экспертизы.
Если системно рассматривать правовую экспертизу, то очевидно, что ее эффективность повышается, если проводить ее в совокупности с другими


28 видами экспертизы. Сама по себе правовая экспертиза не обладает таким потенциалом, какого можно достичь, осуществляя комплексную оценку проектируемых актов на предмет диагностики разного рода рисков, выявления не только юридических, но и социальных, экономических, финансовых, политических, экологических и прочих последствий.
На современном этапе общественного и государственного развития к традиционным видам экспертиз добавляются новые. Так, до относительно недавнего времени не была регламентирована антикоррупционная экспертиза, хотя оценка акта на предмет наличия в нем факторов, способствующих коррупционным проявлениям, проводилась в рамках правовой экспертизы. В литературе появляются идеи о проведении психологической, гендерной, криминологической, этнокультурной и прочих видов экспертизы.
Проблему комплексности правотворческой экспертизы успешно решает применение технологий искусственного интеллекта
(не ограничиваясь лишь таким его видом, как юридический). Это значительно сокращает временные и человеческие ресурсы для проведения разных видов экспертиз и позволяет избежать затруднений при согласовании результатов различных экспертиз.
Эксперт, как правило, смотрит на объект, условно говоря, в режиме 3D, когда объекты существуют в определенные моменты, срезы времени, ведь обычно так в основном и происходит, когда анализируется то или иное состояние объекта. Однако сейчас эксперт должен переходить от 3D к 4D режиму, мыслить в категориях жизненного цикла нормативного правового акта, поскольку видение состояний объекта становится недостаточным, не хватает показа темпоральных изменений одного и того же объекта. 4D - это видение темпоральных трансформаций одного и того же объекта. Поэтому нужно учиться мыслить об одном и том же объекте с темпоральными частями, которые существуют не все время. При этом надо иметь в виду, что не все этапы жизненного цикла акта обязательно имеют формальное

29 выражение. Объемная оценка нормативного правового акта в режиме 4D - предмет комплексной экспертизы с применением технологий искусственного интеллекта.
Для проведения правотворческой экспертизы с использованием технологий искусственного интеллекта необходимо выработать критерии оценки того или иного акта, своего рода чек-лист. Чек-листы широко применяются в менеджменте, с недавних пор - при проведении проверок юридических лиц. Придуманы они были для контроля выполнения четкой последовательности действий при управлении чем-либо. Нам хорошо известно, что в законодательство введено понятие риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора). Такой подход предполагает деление бизнеса по категориям риска и применение чек-листов при проведении проверок. В сфере экспертизы в правотворчестве могло бы быть свое понятие чек-листов, фактически оно существует и даже активно используется. У того или иного эксперта обычно чек-лист предстает в виде вопросов, на которые шаг за шагом, последовательно он должен он ответить.
Для искусственного юридического интеллекта вероятной проблемой может стать «открытая текстура» юридического языка, уходящая своими корнями к концепции «открытой текстуры» естественного языка Фридриха
Вайсмана. В философии права Герберт Харт назвал открытую текстуру юридического языка его преимуществом, что позволяет конкретизировать неопределенные, абстрактные нормы в каждом конкретном случае их применения с учетом конкретной ситуации.
2.2. Чат-бот для юриста и адвоката
Юристы в своём отношении к автоматизации процесса своей работы делятся на два лагеря: одни внедряют новые решения в работу компании, которые способны дать информационные технологии на данный момент


30 времени (CRM, чат-ботов, облачные хранилища файлов, электронный документооборот), другие работают классическим способом, чаще используют телефон, электронную почту, хранят и работают с документами локально в программах установленных на компьютере. Все новые технологии, программы, сервисы для автоматизации работы юридических компаний называются LegalTech -решениями (Легал Тек).
Чат-боты совсем недавно стали применяться в юридической сфере.
Некоторые чат-боты умеют генерировать по запросу необходимые документы для граждан, некоторые с развитым искусственным интеллектом успешно консультируют граждан, некоторые помогают юристам найти нужный закон, постановление, практику, не и пр. Данные технологии находятся ещё только в стадии активного развития и позволить их себе внедрить могут только большие компании [3].
Будем ориентироваться на сервис Chatim (Чатим), специалисты которого внедряют LegalTech решения, связанные с чат-бот технологиями на сайты юридических компаний и, в целом, чат-боты для бизнеса в различных сферах.
Чат-бот это виджет, который можно установить себе на сайт. Он будет выглядеть как обычный онлайн-чат для сайта, но вместо человека там может работать бот. Чат-бот будет работать по определённому сценарию, который можно задать в конструкторе в виде цепочки диалога вопрос-ответ. Сценарий можно выбрать из готового шаблона чат-бота, либо же написать самостоятельно. При разработке чат-бота в него можно внедрить формы для сбора контактов, кнопки набора телефонного номера, ссылки на документы, страницы сайта. Целью чат-бота будет удержать посетителя сайта, получить от него вопрос, по возможности проконсультировать его и предложить ему оставить контакты для дальнейшей связи с юристом.
Если юридическая компания или конкретно адвокат занимается только коммерческим или уголовным или налоговым правом, то чат-бот сможет отфильтровать вопросы и клиентов, которым требуется помощь по праву

31 социального обеспечения, семейному праву, защита прав потребителей или просто частые справочные вопросы пр. В результате, клиент будет вежливо оповещён об этом, а компания не потратит время на работу с ним.
Юридическая компания у которой есть сайт, чаще всего, занимается привлечением трафика на него. Посетители могут приходить на сайт как с рекламных статей, так и с контекстной рекламы, так и из поисковой системы
Яндекс, Google на статьи и другие страницы сайта. Каждый такой посетитель важен, стоит денег компании и требует внимания. Юристы и секретари не всегда могут быть онлайн, как в рабочее время, так и в выходные и ночное время. Чат-бот может предложить помощь каждому посетителю сайта по ранее разработанному алгоритму, затем взять у него номер телефона для дальнейшей работы с ним юриста. Чат-бот, конечно же, не сможет качественно оказать юридическую помощь, но ответить на стандартные вопросы - сможет. В результате, повысится количество обращений клиентов в компанию.
Если клиент попал в ДТП, разводится, ему требуется оформить наследство, то чат-бот может задавать ему наводящие вопросы, получать ответы на них и формировать качественную заявку с детальным описанием проблемы клиента, которую отправит затем вместе с контактами клиента юристу, к примеру, в CRM или на почту. В результате, юрист будет заранее знать о проблеме клиента как можно больше и сэкономит время на консультацию.
Если компания генерирует юридическиелиды на своём сайте, то ей особенно важно изучать статистику лидогенерации и повышать качество лидов. Здесь важно понимать сколько стоит качественный юридический лид, какие источники рекламы и ключевые слова приносят больше всего заявок, по которым больше посетителей сайта становятся клиентами и платят компании за юридические услуги. Чат-бот может помочь генерировать именно качественныелиды, формируя и фильтруя вопросы клиентов. Чат-бот можно проинтегрировать с CRM, системой аналитики Яндекс.Метрика,


32
GoogleAnalytics (Гугл Аналитикс) и др. Редактировать рекламные кампании, настраивать сценарий шаблона чат-бота, добавляя в него новые вопросы- ответы, триггеры для активации по ключевому слову и многое другое.
Возможности для повышения качества заявок - безграничны [1].
Юридическая компания может определить, какие отрасли права наиболее прибыльные и требуют сразу вмешательство специалиста, в таком случае, чат-бот может понять, что вопрос от клиента из этой области права и переключиться в режим онлайн-чата. Юрист будет оповещён об этом и сможет проконсультировать клиента в онлайн-чате, заменив чат-бота.
Кроме качественной фильтрации и генерации юридических заявок, очень важно правильно настроить поступление и сортировку заявок. Часть этой задачи может взять на себя чат-бот, часть секретарь компании, который будет читать, обзванивать заявки. Чат-бот может сортировать данные в заявке и создать необходимым образом карточку клиента в CRM. В результате юрист получит готовых клиентов и не потратит время на бесплатную юридическую консультацию.
Примеры использования юридического чат бота Chatim.io на сайте адвоката, юридической компании:
Пример 1. Автоматическое переключение в режим-онлайн чата.
У Александра есть небольшая фирма, которая занимается продажей автозапчастей. К нему пришла налоговая, у Александра возникли вопросы по правомерности штрафа, которая ему выписала налоговая. Он находит сайт компании и переходит сразу в онлайн-чат, поскольку юридические лица обрабатываются компанией на сайте в приоритетном порядке и только в онлайн чате. Юрист работает с ним в чате и приглашает его в офис,
Александру помогают и он становится постоянным клиентом компании.
Пример 2. Фильтрация вопроса.
Ксения после очередной ссоры с мужем хочет развестись. Она находит сайт компании, но чат-бот вежливо фильтрует её вопрос, поскольку выясняет

33 в результате наводящих вопросов, что вопрос касается развода, а компания не занимается семейным правом и разводами, в частности.
Пример 3. Генерация качественной заявки.
Евгению необходимо оформить наследство. Чат-бот пошагово выясняет у Евгения, какое имущество он хочет оформить, сроки, родственные связи и пр. Чат-бот формирует качественную заявку, которая направляется в CRM юристу. Юрист знакомится с заявкой, связывается с
Евгением, приглашает его на встречу, помогает ему оформить наследство.
Стоит отметить, что интересное применение находят боты для юристов и в социальных сетях и мессенджерах, таких как Telegram (Телеграм),
Facebook (Фейсбук), VK (ВК). Логический подход в работе чат-бота в мессенджерах одинаков с чат-ботами для сайтов, но способы привлечения трафика и технологии реализации другие [2].
1   2   3   4