Файл: Введение 3 Воспитательная система образовательного учреждения сущность и основные компоненты 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 3

1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты 5

1.1 Сущность воспитательной системы образовательного учреждения 5

1.2 Структура и этапы воспитательной системы школы 7

2. Принципы технологии моделирования и построения воспитательной системы школы 10

2.1 Модель воспитательной системы школы 10

2.2 Учебная деятельность 13

Заключение 18

Список литературы 20

Приложения 22


Введение


Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. Социально – экономические изменения в обществе, произошедшие за последние годы, негативно повлияли не только на духовное и физическое здоровье детей, но и на развитие их творческих способностей.

Вышесказанное позволяет говорить нам об актуальности выбранной темы. Идеи, связанные с проблемой развития творчества, привлекали внимание исследователей в разные времена. В работах Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Иоганна Песталоцци, Жан - Жака Руссо прослеживались идеи развития творческой личности. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли труды А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др.

Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации на ступени среднего общего образования являются Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Государственный образовательный Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Моделируя воспитательную систему, закладывая в неё разнообразие элементов, их связей, альтернативные пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы.


Объект работы - воспитательный процесс общеобразовательного учреждения

Предмет работы – управление развитием воспитательной системы школы.

Цель работы – моделирование воспитательной системы школы.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность воспитательной системы образовательного учреждения;

  • изучить структуру и этапы воспитательной системы школы;

  • определить модель воспитательной системы школы;

  • охарактеризовать учебную деятельность.

В процессе написания работы использовались такие методы исследования, как: анализ литературных источников, обобщения, описания и т.д. Информационной базой работы послужили современная научная литература по вопросам моделирование воспитательной системы школы.

Методологической базой исследования послужили работы Г.К. Бельгибаевой, В.С. Безруковой, Н.В. Бордовской, В.В. Воронова, Н.Ф. Головановой, В.В. Князевой, Л.П. Крившенко и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты

1.1 Сущность воспитательной системы образовательного учреждения


Понятие «воспитательная система» занимает особое место в ряду терминов педагогической науки. По своему существу оно весьма обширно и включает в себя несколько компонентов. Прежде всего, конечно воспитательная система тесно связана с самим процессом воспитания, под которым традиционно понимается целенаправленное воздействие на личность, а также передача общественного опыта подрастающему поколению.

Учитывая это, можно отметить, что характер воспитательной системы неоднозначный. С одной стороны, данная система психолого-педагогическая, с другой - социально-педагогическая, что объясняется фактом оказания большого влияния ее на воспитанников не только в педагогическом ключе (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и в общественном (через социальную адаптацию, общественную деятельность, взаимоотношения, психологический климат)1.

Под системой воспитательной работы, как правило, признают систему взаимосвязанных воспитательных событий, приводящих к поставленной цели. В педагогике также существует понятие «дидактическая система», включающая в себя цели образования, его содержание, сам процесс, способы и формы его организации. В этом случае данное понятие рассматривается как подсистема воспитательной системы.


В научной литературе существует несколько определений, при помощи которых исследователи пытаются отразить сущность воспитательной системы. Так, Н. Л.Селиванова, В.А.Караковский предлагают следующую трактовку: «Воспитательная система есть целостный общественный организм, образующийся в ходе взаимодействия ключевых компонентов воспитания (цели, субъекты, их работа, общение, дела, материальная база) и владеющий этими интегративными данными, как стиль жизни коллектива, его психологический климат». Е. Н. Степанов считает, что главное предназначение воспитательной системы содержится в педагогическом обеспечении. По его мнению, воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие которых обусловливает возможность образовательного учреждения содействовать развитию личности учащихся2.

Однозначно все исследователи признают некоторые черты, отличающие специфику воспитательной системы как социально-педагогического явления:

  • это система общественная и ее функционирование осуществляется согласно с законами социального развития;

  • это система педагогическая и подразумевает реализацию целого ряда педагогических задач, для решения которых применяются многообразные формы, приемы и методы;

  • это система ценностно-ориентированная, признающая исключительно гуманистический стиль взаимоотношений между воспитателем и детьми;

  • это система целостная, состоящая компонентов, связь и взаимодействие которых дает возможность ей работать как единое целое;

  • это система открытая, имеющая большое количество связей и взаимоотношений с общественной и природной средой;

  • это система целенаправленная;

  • это система сложная и многоаспектная; это система саморазвивающаяся и самоуправляемая.



1.2 Структура и этапы воспитательной системы школы


Характеризуя внутреннее строение воспитательной системы, ученые высказывают различные точки зрения по поводу составляющих ее компонентов. Это можно объяснить сложностью и поли структурностью системы. Кроме того, актуальным остается вопрос о том, какие компоненты надлежит считать главными, более весомыми, а какие второстепенными.

Академик Л. И. Новикова и ее коллеги относят к количеству наиболее значимых компонентов следующие:

  • цели, воплощенные в начальной концепции;

  • работа, обеспечивающая достижение целевых ориентиров;

  • субъекты деятельности;

  • рождающиеся в работе и общении дела;

  • среда системы, освоенная субъектом;

  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и ее становление.


Этапы становления воспитательной системы. Каждая воспитательная система в своем развитии проходит четыре определенных этапа: становление системы, отработка, конечное оформление, перестройка воспитательной системы (Рис.1)3.

На этапе становления воспитательной системы создается инициативная группа, осознающая необходимость в совершенствовании и обновлении воспитательного процесса, владеющая возможностью к продуцированию, претворению в жизнь новых педагогических мыслей, умеющая системно думать и работать.

Используя простые приемы и способы диагностики, организаторы выявляют главные трудности и дефекты в работе педагогического коллектива. На разных заседаниях и совещаниях педагогического, ученического и родительского обществ дискуссируются трудности, значимые вопросы, предлагаются пути, приемы обновления и улучшения школьной жизни. Исследуется доктрина и практика воспитательных систем, теоретические и методические базы проектирования вида выпускника учебного заведения.



Рис.1. Этапы становления воспитательной системы
На базе анализа и обобщения информации разрабатываются концептуальные положения о построении воспитательной системы (ключевые характеристики образовательного учреждения, его воспитательный потенциал, достижения и проблемы, теоретико-методологические базы системы, ценностные ориентиры)4.

Второй этап связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. Утверждаются приоритетные направления работы, усложняется работа подростков в области самоуправления, развивается инициатива и самодеятельность, коллективное творчество. Следует ясно воплощенный процесс группового воспитания через коллектив.

На третьем этапе система бесповоротно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные взаимосвязи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система действует. Школьный коллектив выступает как единое целое, связанное общей целью, совместной работой, отношениями содружества, ответственностью. Чтобы в воспитательной системе не появлялось торможения, предпринимаются ее периодические обновления с учетом современных условий и требований.

Четвертый этап - перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, что приводит к кризисным явлениям внутри системы. Предпосылки их происхождения различны, но
больше всего сводятся к отсутствию инициативы, творческого подхода, недостатку новизны5.

Таким образом, этапы становления воспитательной системы сообразуются с этапами становления коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе развития системы наблюдается и развитие коллектива. В процессе упорядочения содержания работы системы коллектив становится инструментом группового воспитания, а на шаге ее функционирования - субъектом воспитания личности.

2. Принципы технологии моделирования и построения воспитательной системы школы

2.1 Модель воспитательной системы школы


Педагогическая система образования школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг). Эта система – единое целое, где взаимосвязанная педагогическая деятельность, определенная блоками – программами и деятельность учащихся и ученического совета, протекающая в разных формах. Кроме этого система охватывает и разнообразную деятельность за пределами школы.

Программа воспитания и социализации системы образования школ на уровне среднего общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению6.

Методика организации и проведения коллективных творческих дел остается одной из ведущих в модели воспитательной системы школы. Но многие стали забывать, что методика коллективных творческих дел требует выполнения всех стадий. В школах коллективных творческих дел используется чаще в 3-4-х и 5-8 классах. Обычно это дело рассчитано на классы – параллели и проводится оно строго по шести этапам (выбор темы и целей, коллективное планирование, распределение ролей и поручений, подготовка, проведение, обсуждение результатов и выход на следующее дело). Традиционными становятся общешкольные конкурсы «Лучший класс», «Помоги соседу в доме», «Сегодня ученик – завтра рабочий», «Золотая осень», фольклорный фестиваль «Казачий курень», фестиваль искусств «Радуга» и многие другие