Файл: Введение 3 Воспитательная система образовательного учреждения сущность и основные компоненты 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7.

Принципы педагогической системы образования
Создание духовно-нравственной воспитательной среды - это создание такой атмосферы в школы, в которой всегда присутствует поиск смысла работы учителя и педагогического коллектива, ученика и ученического коллектива, всего школьного сообщества.

При создании такой среды педагогический коллектив опирается на определенные принципы:

  • Принцип гуманистической ориентации воспитания. Он ориентирует на учет индивидуальности школьника, на создание условий для реализации интересов, наклонностей и способностей, на стимулирование новых интересов. Данный принцип предполагает также обеспечение свободы совести, вероисповедания и мировоззрения.

  • Принцип социальной защищенности. Этот принцип предполагает подготовку школьника к сложным отношениям, формирование волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающего мира, выработку определенного иммунитета к негативному влиянию социальной среды.

  • Принцип творчества. Главное условие - выбор школьником формы участия в учебной и внеучебной деятельности. Поддержки различных инициатив школьников. Создание творческой атмосферы.

  • Принцип сотрудничества коллектива школьников с коллективом учителей. Принцип coyправления. Этот принцип предполагает развитие инициативы и самостоятельности школьников, делегирование им полномочий и ответственности. Создание демократических и независимых от администрации детских сообществ.

  • Принцип выработки единых задач в области воспитания в общеобразовательных классах с учетом их специфических проблем.

  • Принцип вертикального смешивания возрастов. Этот принцип является эффективным средством при создании комфортной атмосферы в школьном коллективе.

Содержание педагогического процесса.

В основе педагогического процесса моделирование шести блоков-программ, базой которых являются духовные ценности.

I блок. «Сознание красоты спасет мир».
Задачи. Эстетизация школьной среды. Сохранение культурных ценностей.

II блок. «Все для любви, которая собирает».
Задачи. Возрождение идей соборности (церкви, человека, общества, познания, творчества). Воспитание милосердия. Единение в обществе. Профилактика экстремизма, радикализма, вражды. Привитие учащимся веротерпимости.

III блок. «Человек XXI столетия».

Задачи. Охрана окружающей среды. Экологическое образование. Формирование экологического мышления. Сохранение жизни на Земле.

IV блок. «В здоровом теле здоровый дух».
Задачи. Осуществление здоровье сберегающей деятельности. Формирование здорового образа жизни.

V блок. «В начале жизни школу помню я...».
Задачи. Гражданско-патриотическое воспитание. Возрождение российской национальной культуры. Воспитание чувства патриотизма и любви к школе, дому, семье, родному краю, Отчизне.

VI блок. «Мыслю, значит существую». 
Задачи. Интеллектуальное развитие. Учебно-исследовательская деятельность. Формирование творческого отношения к интеллектуальному труду и труду вообще8.

Программы-блоки позволяют решать и другие конкретные задачи:

  • организация познавательной  деятельности школьников разных возрастов, с единой темой, например, «Дни дружбы в школы», «Праздник Земли»;

  • методическая роль блока - показать активную форму воспитательной работы, которую любой воспитатель возьмет для работы с классом;

  • разработка тематического проекта для школьников разных возрастов, на перспективу, например, проект «Экскурсия», «Здоровье», «Милосердие».

 Осуществление деятельности по блокам-программам проходит в двух взаимосвязанных формах: урочная и внеурочная, внеклассная творческая деятельность.

2.2 Учебная деятельность


Напрямую занимаются проблемами нравственности предметные кафедры гуманитарного и общественного циклов. На таких предметах как история, литература, риторика и культура речи, русский язык, мировая художественная культура, философия, обществознание, психология, живопись поднимаются вопросы о совести, смысле жизни, душе, терпимости, самосовершенствовании, о культурных, художественных и духовных ценностях человека и общества. Тем самым создается атмосфера осознания себя как личности, осознания своего бытия на земле. Значительно расширен спектр курсов духовно-нравственного цикла за счет введения новых предметов: «История мировых религий», «Основы православной культуры», «Культура русского речевого общения», «Родное Подмосковье», в рамках которого ведется курс «Сергиево-Посадский край», «Древнерусский язык и литература», «Духовная музыка». Важный аспект воспитания духовности - гуманитарный подход к преподаванию предметов естественнонаучного цикла: химии, физики и биологии, экологии, охраны окружающей среды, естествознания как синтеза взглядов на мир человека. Важным здесь является признание необходимости преодоления разобщенности гуманитарной и естественнонаучной областей знания с целью формирования у учащихся целостной картины мира; жесткое разграничение гуманитарных, естественных и технических дисциплин уже давно привело к фрагментарности видения реальности, к искаженному восприятию мира и, в результате, к возникновению двух отчужденных друг от друга культур - гуманитарной и естественнонаучной. Учебная деятельность должна быть ориентирована на интегрирование предметов естественного и гуманитарного циклов. Основная цель здесь - преодолеть последствия тоталитарного «научного» атеизма, создавшего благоприятную почву для проникновения в российское общество деструктивных псевдорелигиозных течений, научить детей отличать истину ото лжи.


Работа по интересам. Учащиеся школы могут свободно выбирать вид внеурочной деятельности: это может быть творческое объединение, клубы, участие в различных проектах, конкурсах, конференциях, круглых столах, проходящих как в школы, так и в ВУЗах, в редакциях газет, в Духовной Академии, историко-художественном музее, музее игрушки и др9.

В школах работают десять творческих объединений, восемь клубов. Среди них и «Литературно-художественная гостиная», где проводятся творческие встречи с юными и зрелыми художниками, поэтами, музыкантами, фотографами, учителями нашего города. Добрая теплая атмосфера открытости и любви отличает эти вечера. Творческие объединения «Юный краевед», «Юный археолог», ансамбль русской песни «Бубенцы» воссоздают историю и духовную жизнь людей нашего края.

Педагогический клуб «Мыслящий класс», клуб творческого развития «Город мастеров», православный дискуссионный клуб «Логос» и другие создают условия для развития творческого и духовного потенциала личности учащихся. Православный дискуссионный клуб «Логос» каждую четверть проводит открытую дискуссию, в которой участвуют как его члены, так и учащиеся, и преподаватели школы, родители, студенты духовных учебных заведений, священники благочиния. Предваряют эту дискуссию занятия, на которых учащиеся прослушивают курс лекций по разработанной программе и одновременно готовят сообщения по подтемам. Они заслушиваются по системе «Защита мнения» с привлечением оппонентов10.

В создании духовно-нравственной воспитательной среды большую роль играет проектная деятельность. Не первый год в школы осуществляются следующие проекты: «Улицы моего города», «Милосердие», «Возрождение храма»; «Возрождение краеведческого музея школы»; «Духовная музыка».

Традицией в школы стало проведение праздника «Земля - наш общий дом»; недели славянской письменности и культуры, в рамках которой проводится «День славянской письменности и культуры, посвященный равноапостольным Кириллу и Мефодию»; праздника «Международный день православной молодежи», в рамках которого проводятся встречи с профессором богословия, слушателями регентской школы, студентами института, а также общение в Интернете с православной молодежью других городов и стран.

Формирование духовных потребностей предполагает возможности обучения в самоуправлении и соуправлении. Система самоуправления на настоящем этапе включает деятельность ученического совета школы по разным направлениям (секторы педагогических классов, социальной защиты учащихся, редакторов, культурно-художественной и учебно-исследовательской работы, материально-технического обеспечения). В системе соуправления создание демократических и независимых от администрации детских сообществ, как поле личностного самоопределения и самореализации, является одним из важнейших условий для выполнения социализирующей роли школы.


Таким образом, процесс социальной интеграции невозможен без участия значимого взрослого. Схема соуправления жизнедеятельностью школьников (Приложение 1)11.

Институт классных руководителей. В формировании духовных потребностей учащихся школы одно из ключевых мест занимает воспитательная работа, которая осуществляется разными категориями работников школы. Ключевой фигурой в системе воспитания остается классный руководитель, как человек, постоянно контактирующий с ребенком напрямую. Поэтому задача школы состоит в духовном единении сообщества не только классных руководителей, но и всего педагогического коллектива. Критерии готовности выпускника школы к жизни и профессиональной деятельности (Приложение 2). Задача педагогического коллектива - интеграция подростков в социум - должна идти по пути признания за ребенком права совершать собственный поступок и самому оценивать его. Педагог должен помочь ребенку увидеть как можно больше вариантов в той или иной ситуации поведения, и после совершения поступка помочь ребенку пережить и проанализировать совершенное.

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения зависит от классных руководителей, их профессионального мастерства. Анализ их деятельности показывает, что многие классные руководители, серьезно анализируя результаты своей работы, ставят перед собой и своим классом актуальные и реально выполнимые задачи. Изучение взаимоотношений классных руководителей со своими воспитанниками позволяет сделать вывод о том, что детям нужны учителя-мастера, способные не на словах, а на деле осуществлять союз с детьми, содержательно и интересно организовать их деятельность.

За последние два года в работе классных руководителей произошли следующие изменения:

1. Разработаны новые критерии отслеживания развития личности учащихся.

2. Классный руководитель отслеживает личностный рост учащихся через ведение портфолио, где фиксируются и анализируются достижения ребенка, его перспективный план.

3. Классными руководителями разработаны индивидуальные программы сопровождения детей склонных к правонарушениям.

4. Разработана программа работы с родителями, одним из блоков в которой выделены теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении.

5. Каждым классным руководителем разработана и реализуется воспитательная программа класса, что формирует систему работы в классе 6. Классные руководители организуют свою деятельность в соответствии требований ФГОС второго поколения.



Заключение


Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Модернизация содержания и технологий воспитания осуществляется на основе современных идей, подходов и принципов, адекватных новым условиям, российской ментальности, семейным, национальным, региональным и общероссийским культурным традициям. Именно это поможет создать необходимую развивающую среду, воспитательную систему, которая позволит не только выявлять, но и развивать склонности, интересы, активность каждого учащегося.

Уклад школьной жизни формируется на основе демократических и гуманистических ценностей современного образования. Основными формами самоуправления школы являются: Совет школы; Попечительский совет; Педагогический совет; Общее­ собрание трудового коллектива; Родительский комитет школы.

В управлении школой принимает активное участие родительская общественность. В каждом классе работают родительский комитет. Большинство родителей школы сами являясь её выпускниками, отсюда и активны в проведении текущего ремонта здания школы, ее кабинетов, в благоустройстве школьного двора, оказании помощи в формировании библиотечного фонда, обеспечении охраны, оказании социальной поддержки детям из малообеспеченных семей, содействии в проведении профориентационной и профилактической работы, обеспечении учащихся экологически чистой водой.

Моделируя воспитательную систему, закладывая в нее разнообразие элементов, их связей, пути ее развития, важно выбрать главное: что будет определять ее лицо, что послужит в дальнейшем основанием для самоорганизации системы. Таким главным для воспитательной системы должна стать концепция как совокупность основных педагогических идей, положенных в основу системы, и целей, во имя которых она создается.

Воспитательная система образовательного учреждения имеет особенные черты, которые отражают конкретные условия воспитания: контингент учащихся, возраст учащихся, специфика учебного заведения, уровень воспитанности, индивидуальные особенности обучающихся, традиции, особенности среды, возможности педагогического коллектива, творческий интерес руководителя.

Умение моделировать – это не только важная составляющая профессионального мастерства педагогов, но и возможность «выжить» в условиях модернизации системы дополнительного образования. Моделирование, наряду с системным анализом и синтезом