Файл: Практическая работа. Вариант Разработайте макет персонализированной программы наставника.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа.
1.Вариант 1. Разработайте макет персонализированной программы наставника.
2. Вариант 2. К программе, подготовленной вами в результате практической деятельности в качестве наставника, разработайте дорожную карту, в которой отразите этапы реализации программы, цели и задачи, стоящие перед наставником и наставляемым, возможные риски при реализации программы и способы их предотвращения/устранения, ожидаемые результаты каждого этапа и критерии оценивания эффективности принимаемых мер.
Проверьте себя по чек-листу. (Прикрепите Чек-лист, персонализированную программу.). Соотнесите результаты своей работы с критериями оценивания. Примерная форма чек-листа оценивания выполненного задания варианта
№ п/п | Параметр оценки составления дорожной карты | Отметка о выполнении |
1 | В дорожной карте учтены все структурные элементы | 1 |
2 | В каждом разделе, предусматривающем работу наставника и наставляемого, прописаны цели и задачи | 1 |
3 | Указаны возможные риски при реализации | 1 |
4 | Указаны мероприятия по предотвращению/устранению возможных рисков | 1 |
5 | Запланированы мероприятия по отчету руководству о ходе программы наставничества и ее результатах | 1 |
6 | Сформулированы планируемые (ожидаемые) результаты и эффекты от реализации программы (поэтапно) | 1 |
Критерии оценивания
Качество выполненного задания:
Учтены все параметры чек-листа | 6 баллов |
Отсутствует позиция чек-листа 5 | 5 баллов |
Отсутствует позиция чек-листа 6 | 4 балла |
Отсутствуют позиции чек-листа 3, 4, 5 | 3 балла |
ВАРИАНТ 2
Программа наставничества
Программа Наставничества направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности наставляемого ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у детей восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.
Индивидуальный план наставничества
Ф.И.О. наставляемого несовершеннолетнего лица, в отношении которого осуществляется наставничество
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность наставника
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Период наставничества:
с « » ___________________ по « » ________________________
Цель: социальная адаптация несовершеннолетних в обществе и воспитание законопослушного гражданина.
Задачи программы:
Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.
Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.
Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Формирование творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.
Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.
Предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
Организация культурообразующего, познавательно-развивающего досуга и отдыха детей и подростков.
Принципы воспитания , на которых основывается программа наставничества.
1. Принцип ориентации на позитив и характер ребёнка. Это принцип был сформулирован А.С. Макаренко. Он требует рассмотрение ребёнка как главные ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребёнке прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. Условиями реализации данного принципа является:
-
· Стимулирование самопознания ребёнка своих положительных черт; -
· Формирование нравственных чувств при самооценки своего поведения; -
· Постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам; -
· Доверие к ребёнку; -
· Формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач; -
· Учёт интересов учащихся их индивидуальных вкусов, предпочтение, пробуждение новых интересов.
2. Принцип социальной адекватности воспитания. Этот принцип требует соответствия содержания и средства воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребёнка. Реализация этого принципа возможно только на основе учёта разнообразного влияния социальной среды. Условия реализации данного принципа является:
-
· Учет особенностей социального окружения ребёнка при решение воспитательных задач; -
· Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка; -
· Обеспечение комплекса социально педагогической помощи детям; -
· Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.).
3. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление - причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. Условиями реализации этого принципа является:
-
· Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка; -
· Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка; -
· Мониторинг изменения индивидуальных качеств ребёнка.
4. Принцип социального закаливания трудных детей: преодоление адекватных и индивидуальных особенностей человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости. Условием реализации этого принципа является:
-
· Включение детей в решение различных проблем, социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях; -
· Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; -
· Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариантном проектирование своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
Основные направления работы с наставляемыми
I. Изучение наставляемых.
1. Составление характеристик, основных проблем и индивидуальной рабочей тетради (запись тем разговоров) на каждого из них с учетом: фамилии, имени, года рождения, класса, здоровья, учебы, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки, эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.
2. Установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.
4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.
5. Изучение полезных интересов, способностей и профессиональных намерений.
II. Реализация личностного подхода.
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
- Говорить с наставляемым как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно.
- Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление ребенка: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
2. Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.
- Предоставлять наставляемому возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
- организовать переубеждение на его собственном опыте.
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка;
-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.
- Предъявляя требования к наставляемому, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
- Быть искренним, не лицемерить с ребенком, не морализировать, не унижать его.
4. Организовать атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
-Вызывать, искать все положительное в трудном , опираться, делать ставку на его проявление;
- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков наставляемого.
5. Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
- Всячески поддерживать усилия обучающегося по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
- вовлекать и включать наставляемого в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.
6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.
- Влиять на подростка, прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;
Работа с наставляемым по реализации Программы НАСТАВНИЧЕСТВА:
-
Направление коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение. -
Опора на ведущие виды деятельности: познавательную, игровую, общественно полезную. -
Коррекция форм общения, поведения, формирования культуры поведения, культуры чувств. -
Борьба с вредными привычками. -
Деятельность детей, направленная на вовлечение наставляемых в коллективно-творческие дела. -
Индивидуальная работа со слабоуспевающими, учащимися и их семьями. -
Оказание педагогической помощи родителям, их детям учебной помощи. -
Контроль за поведением детей в школе и вне ее.
-
Вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса, школы.
№п/п | Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы | Примечание |
Раздел 1. Организация и реализация первичных видов деятельности наставника, регулирующих вопросы взаимодействия с семьёй и ОУнаставляемого | ||||
1. | Посещение на дому, с целью изучения жилищно-бытовых условий, местом обучения наставляемого | | | |
2. | Выявление особенностей развития и поведения несовершеннолетнего наставляемого, роли и места в семье | | | |
3. | Формирование мотивации на правильное вхождение в социум, успешное обучение в ОУ и выявление интересов наставляемого, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов | | | |
4. | Мониторинг успеваемости, посещаемости, соблюдения дисциплины в социально-значимых местах | | | |
5. | Контроль за выполнением дом. заданий, соблюдением внутреннего распорядка школы, контроль за соблюдением режима дня | | | |
6. | Привлечение родителей к посещению родительских собраний | | | |
7. | Привлечение родителей к участию в социально-значимой жизнедеятельности наставляемого | | | |
8. | Занятия наставляемого в детских объединениях по интересу | | | |
9. | Контроль посещаемости занятий, по расписанию детского объединения | | | |
10. | Ежедневный анализ состояния здоровья наставляемого, его поведение на уроках, в общественных местах. и в соответствии с этим проводить индивидуальную работу, выявив причины и отмечая в дневнике наблюдений | | | |
11. | Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков | | | |
12. | Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил наставляемого в семье и в быту | | | |
13. | Способствование развитию самооценки и самоконтроля | | | |
14. | Проводить воспитательную работу через членов семьи, выражая доверие наставляемому | | | |
| Организация досуга | | | |
15. | Ежедневное проведение бесед на тему «Как прошел день?» | | | |
16. | Вовлечение и участие несовершеннолетнего в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятиях микрорайона, города (участие в организации и проведении мероприятий) | | | |
17. | Помощь в выборе и вовлечение наставляемого в творческую деятельность детских объединений по интересам в УДО | | | |
18. | Помощь в выборе художественной литературы, прививать любовь к чтению в свободное время, в часы самостоятельной работы с книгой | | | |
19. | Поощрение желания заниматься в свободное время развивающими видами деятельности: вышивание крестом, ремонт мебели, работы в саду и огороде и т.д. | | | |
20. | Воспитание чувство дружбы, товарищества, доброжелательного отношения с друзьями. | | | |
21. | Рекомендации для чтения художественной литературы, по усмотрению и желанию. | | | |
| Проведение индивидуальных бесед с наставляемыми | | | |
22. | Личностное развитие:
| | | |
23. | Основы социализации и общения:
| | | |
Раздел 2. Изучение жизнедеятельности семьи наставляемого, выполнение родителями (законных представителей) наставляемых своих обязанностей | ||||
1. | Родительское просвещение: | | | |
| "Наиболее эффективные методы воспитания ребенка"; "Нравственная грамматика"; "Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся". "Роль семьи в развитии способностей ребенка"; "Психологическая помощь и реабилитация"; "Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью". "Взаимодействие семьи и школы"; "Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ у подростков". "Возможности дополнительного образования вашего ребенка"; "Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты"; "Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка" . "Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье"; "Пожары. Поджоги. Мера ответственности"; "Роль семьи в развитии моральных качеств подростка". "Выбор будущей профессии"; "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков"; "Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков" "Выбор будущей профессии"; "Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков"; | | | |
2. | Поддержка связи с родственниками через Коммуникации: телефон, социальные сети, лично при встречах | | | |
3. | Оказание индивидуальной помощи родителям:
нахождение способа выхода из конкретной ситуации | | | |
4. | Проведение индивидуальных бесед с родителями (опекунами) с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей произошедшие за каникулы, особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, беседы о безнадзорности и правонарушениях | | | |
Раздел 3. Выполнение прав и обязанностей поручений, индивидуальных заданий наставляемого как: члена семьи, детско-взрослого коллектива | ||||
1. | Самостоятельное выполнение обязанностей: члена семьи, учащегося школы, гражданина своей страны | | | |
2. | Выполнение практико-ориентированных заданий под руководством наставника | | | |
3. | Помощь, консультирование по отдельным вопросам, связанным с выполнением обязанностей несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении (в заранее определенное время/ по мере возникновения необходимости) | | | |
Раздел 4. Контрольные мероприятия по проверке готовности наставляемого к самостоятельной успешной жизнедеятельности (успешной социализации) выполнению обязанностей гражданина | ||||
1. | Оценка психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование) | | | |
2. | Анализ трудностей личностного и общественного характера, с которыми столкнулся наставляемый в процессе взаимодействия с наставником | | | |
3. | Итоговый анализ уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого | | | |
4. | Итоговая беседа: «Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?» | | | |
5. | Подготовка отчета об итогах наставничества | | | |