Файл: Практическая работа. Вариант Разработайте макет персонализированной программы наставника.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа.

1.Вариант 1. Разработайте макет персонализированной программы наставника.

2. Вариант 2. К программе, подготовленной вами в результате практической деятельности в качестве наставника, разработайте дорожную карту, в которой отразите этапы реализации программы, цели и задачи, стоящие перед наставником и наставляемым, возможные риски при реализации программы и способы их предотвращения/устранения, ожидаемые результаты каждого этапа и критерии оценивания эффективности принимаемых мер.

Проверьте себя по чек-листу. (Прикрепите Чек-лист, персонализированную программу.). Соотнесите результаты своей работы с критериями оценивания. Примерная форма чек-листа оценивания выполненного задания варианта

№ п/п

Параметр оценки составления дорожной карты

Отметка о выполнении

1

В дорожной карте учтены все структурные элементы

1

2

В каждом разделе, предусматривающем работу наставника и наставляемого, прописаны цели и задачи

1

3

Указаны возможные риски при реализации

1

4

Указаны мероприятия по предотвращению/устранению возможных рисков

1

5

Запланированы мероприятия по отчету руководству о ходе программы наставничества и ее результатах

1

6

Сформулированы планируемые (ожидаемые) результаты и эффекты от реализации программы (поэтапно)

1

Критерии оценивания

Качество выполненного задания:


Учтены все параметры чек-листа


6 баллов


Отсутствует позиция чек-листа 5


5 баллов


Отсутствует позиция чек-листа 6


4 балла


Отсутствуют позиции чек-листа 3, 4, 5


3 балла



ВАРИАНТ 2
Программа наставничества

Программа Наставничества направлена на определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон качеств и свойств личности наставляемого ребенка, выявление путей и способов их профилактики и коррекции, создание комфортных социально-психологических условий для развития личности подростка. Работа по данной программе, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса дает положительные результаты: у детей восстанавливается доверие к миру, снимается тревожность, напряженность, представляется возможность осознать собственные проблемы и улучшается процесс школьной и социальной адаптации.

Индивидуальный план  наставничества

Ф.И.О. наставляемого несовершеннолетнего лица, в отношении которого осуществляется наставничество
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность наставника
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

Период наставничества:
с « » ___________________ по « » ________________________

Цель: социальная адаптация несовершеннолетних в обществе и воспитание законопослушного гражданина.
Задачи программы:

Вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность.

Профилактика негативных явлений, пропаганда здорового образа жизни.

Содействие социальной адаптации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формирование  творческих способностей, создание условий для самореализации личности через организацию досуга участников программы.

Повышение уровня самооценки подростков, помощь в формировании ценностных ориентаций.

Предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

Организация культурообразующего, познавательно-развивающего досуга и отдыха детей и подростков.
Принципы воспитания , на которых основывается программа наставничества.

1. Принцип ориентации на позитив и характер ребёнка. Это принцип был сформулирован А.С. Макаренко. Он требует рассмотрение ребёнка как главные ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребёнке прежде всего, лучшее, что позволяет формировать у ребенка позитивные качества и веру в себя. Условиями реализации данного принципа является:





    • · Стимулирование самопознания ребёнка своих положительных черт;


    • · Формирование нравственных чувств при самооценки своего поведения;


    • · Постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;


    • · Доверие к ребёнку;


    • · Формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;


    • · Учёт интересов учащихся их индивидуальных вкусов, предпочтение, пробуждение новых интересов.


2. Принцип социальной адекватности воспитания. Этот принцип требует соответствия содержания и средства воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание трудного ребёнка. Реализация этого принципа возможно только на основе учёта разнообразного влияния социальной среды. Условия реализации данного принципа является:




    • · Учет особенностей социального окружения ребёнка при решение воспитательных задач;


    • · Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;


    • · Обеспечение комплекса социально педагогической помощи детям;


    • · Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных и т.д.).


3. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, т.е. выявление - причин девиантности, определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности. Условиями реализации этого принципа является:




    • · Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка;


    • · Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка;


    • · Мониторинг изменения индивидуальных качеств ребёнка.


4. Принцип социального закаливания трудных детей: преодоление адекватных и индивидуальных особенностей человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости. Условием реализации этого принципа является:




    • · Включение детей в решение различных проблем, социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;


    • · Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;


    • · Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариантном проектирование своего поведения в сложных жизненных ситуациях.



Основные направления работы с наставляемыми

    

I. Изучение наставляемых.

 

     1.   Составление характеристик, основных проблем и индивидуальной рабочей тетради (запись тем разговоров) на каждого из них с учетом:  фамилии,  имени,  года рождения, класса,  здоровья,  учебы, поведения, общественной активности, состава семьи,  педагогической обстановки,  эмоциональных отношений в ней, семейных проблем.

 

 

     2. Установление характера педагогической запущенности,  отношения к учебной деятельности, отставания, проявления волевых качеств.

 

     4. Определение коллективных проявлений, отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона.

 

     5. Изучение  полезных интересов,  способностей и профессиональных намерений.

 

     II. Реализация личностного подхода.    

 

 1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

 

 

 - Говорить с наставляемым как со взрослым,  не ломать резко его нравственные взгляды,  даже если они ошибочны,  а влиять на них постепенно.

 

-  Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу,  верить в исправление ребенка: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.

 

     2. Создавать такую обстановку ученья,  общения,  труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

 

     - Предоставлять  наставляемому возможность проявить себя с положительной стороны,  скомпенсировать его недостатки выявлением  положительных сторон;

 

     - организовать переубеждение на его собственном опыте.

 

     3. Исключить  принуждение,  а  также всякое выделение недостатков ребенка;

 

-Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

 

-  Предъявляя требования к  наставляемому, нельзя  угрожать,  вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;


 

 - Быть искренним,  не лицемерить с ребенком, не морализировать, не унижать его.

 

     4. Организовать атмосферу "успеха",  помогать   детям  учиться  "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.

 

     -Вызывать, искать все положительное в трудном ,  опираться,  делать ставку на его проявление;

 

     - Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков наставляемого.

 

     5. Учить школьника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих;  развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

 

     - Всячески поддерживать усилия обучающегося по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;

 

     - вовлекать  и включать наставляемого в жизнь коллектива,  противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

 

     6. Завоевывать уважение и доверие учеников, для чего относиться к себе самому как к личности и быть интересной и значимой личностью  для своих воспитанников.

 

     - Влиять на подростка,  прежде всего примером  собственного  поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к детям;

 
 

Работа с наставляемым по реализации Программы НАСТАВНИЧЕСТВА:



  • Направление  коллективного воздействия на детей, имеющих девиантное поведение.


  • Опора на ведущие виды деятельности: познавательную,  игровую,  общественно полезную.


  •  Коррекция форм общения, поведения,  формирования культуры поведения, культуры чувств.


  • Борьба с вредными привычками.


  • Деятельность детей,  направленная на  вовлечение  наставляемых   в коллективно-творческие дела.


  • Индивидуальная работа со слабоуспевающими, учащимися и их семьями.  


  • Оказание педагогической помощи родителям, их детям  учебной помощи.


  •   Контроль   за  поведением  детей в школе и вне ее.



  • Вовлечение родителей в учебно-воспитательную работу класса, школы.




п/п


Мероприятие


Деятельность наставника


Результат работы


Примечание


Раздел 1. Организация и реализация первичных видов деятельности наставника, регулирующих вопросы взаимодействия с семьёй и ОУнаставляемого


1.


Посещение на дому, с целью изучения жилищно-бытовых условий, местом обучения наставляемого








2.


Выявление особенностей развития и поведения несовершеннолетнего наставляемого, роли и места в семье








3.


Формирование мотивации на правильное вхождение в социум, успешное обучение в ОУ и выявление  интересов наставляемого, ориентированных на удовлетворение познавательных интересов








4.


Мониторинг успеваемости, посещаемости, соблюдения дисциплины в социально-значимых местах








5.


Контроль за выполнением дом. заданий, соблюдением внутреннего распорядка школы, контроль за соблюдением режима дня








6.


Привлечение родителей к посещению родительских собраний








7.


Привлечение родителей к участию в социально-значимой жизнедеятельности наставляемого








8.


Занятия наставляемого в детских объединениях по интересу








9.


Контроль посещаемости занятий, по расписанию детского объединения








10.


Ежедневный  анализ состояния здоровья наставляемого, его поведение на уроках, в  общественных местах. и в соответствии с этим проводить индивидуальную работу, выявив причины и отмечая в дневнике наблюдений








11.


Поддерживать тесную связь с психологом школы, с социальным педагогом, организатором по внеклассной работе, руководителями кружков








12.


Контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил наставляемого в семье и в быту








13.


Способствование развитию самооценки и самоконтроля








14.


Проводить воспитательную работу через членов семьи, выражая доверие наставляемому










Организация досуга








15.


Ежедневное проведение бесед на тему «Как прошел день?»








16.


Вовлечение и участие несовершеннолетнего в культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятиях микрорайона, города (участие в организации и проведении мероприятий)








17.


Помощь в выборе и вовлечение наставляемого в творческую деятельность детских объединений по интересам в  УДО








18.


Помощь в выборе художественной литературы, прививать любовь к чтению в свободное время, в часы самостоятельной работы с книгой








19.


Поощрение желания заниматься в свободное время развивающими видами деятельности: вышивание крестом, ремонт мебели, работы в саду и огороде и т.д.








20.


Воспитание чувство дружбы, товарищества, доброжелательного отношения с друзьями.








21.


Рекомендации для чтения художественной литературы, по усмотрению и желанию.










Проведение индивидуальных бесед с наставляемыми








22.


Личностное развитие:


  • «Поможет ли нам обман»


  • «Как воспитать в себе сдержанность»


  • «Учись ценить каждый час»


  • «Я и мои соседи»


  • «Что такое самовоспитание?»








23.


Основы социализации  и общения:


  • «Правила культуры поведения в общественных мессах, в транспорте»


  • «Стыд и совесть»


  • «Моя любимая профессия»


  • «Что такое счастье?»


  • «Хорошие манеры»


  • «Красота человека в его поступках» (решение ситуационных задач)


  • «Мои проблемы. Что меня волнует?»  (блиц-опрос)


  • «Лестница успеха» (органайзер)


  • «Чем я полезен другим?» (органайзер)


  • «Зачем человеку свободное время?» (беседа)


  • «Мои «хочу» и мои «надо» (практикум)


  • «Умей давать и сдерживать свои обещания»


  • «Моя будущая профессия»


  • «Что мне поможет?» (органайзер)


  • Правила безопасности в каникулярное время (инструктажи по ТБ)








Раздел 2. Изучение жизнедеятельности семьи наставляемого, выполнение родителями (законных представителей) наставляемых своих обязанностей


1.


Родительское просвещение:










"Наиболее эффективные методы воспитания ребенка";

"Нравственная грамматика";

"Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств учащихся".

"Роль семьи в развитии способностей ребенка"; "Психологическая помощь и реабилитация";

"Проблемы агрессивных детей. Профилактика драк, нарушения дисциплины, выражения нецензурной бранью".

"Взаимодействие семьи и школы";

"Профилактика курения, пьянства, употребления токсических веществ у подростков".

"Возможности дополнительного образования вашего ребенка";

"Вовлечение несовершеннолетних в деструктивные секты";

"Задачи семьи в формировании нравственных качеств личности ребенка" .
"Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью. Влияние алкоголя на общение в семье";

"Пожары. Поджоги. Мера ответственности";

"Роль семьи в развитии моральных качеств подростка".

"Выбор будущей профессии";

"Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков";

"Роль общественных и государственных организаций в воспитании подростков"

"Выбор будущей профессии";

"Влияние алкоголя и никотина на интеллектуальное и физическое развитие подростков";








2.


Поддержка связи с родственниками через Коммуникации: телефон, социальные сети, лично при встречах








3.


Оказание индивидуальной помощи родителям:


  • установление и налаживание отношений с преподавателями;


  • совместный анализ поступков, ситуации, итогов дня;


нахождение способа выхода из конкретной ситуации








4.


Проведение индивидуальных бесед с родителями (опекунами) с целью выяснения некоторых особенностей в развитии детей произошедшие за каникулы, особенностях возраста и методах подхода к воспитанию, беседы о безнадзорности и правонарушениях








Раздел 3. Выполнение прав и обязанностей поручений, индивидуальных заданий наставляемого как: члена семьи, детско-взрослого коллектива


1.


Самостоятельное выполнение обязанностей: члена семьи, учащегося школы, гражданина своей страны








2.


Выполнение практико-ориентированных заданий под руководством наставника








3.


Помощь, консультирование по отдельным вопросам, связанным с выполнением обязанностей несовершеннолетнего,  находящегося в социально-опасном положении (в заранее определенное время/ по мере возникновения необходимости)








Раздел 4. Контрольные мероприятия по проверке готовности  наставляемого к самостоятельной успешной жизнедеятельности (успешной социализации) выполнению обязанностей гражданина


1.


Оценка психолого-педагогических изменений (тестирование / собеседование)








2.


Анализ трудностей личностного и общественного характера, с которыми столкнулся наставляемый в процессе взаимодействия с наставником








3.


Итоговый анализ уровня воспитанности, отмечая положительные качества наставляемого








4.


Итоговая  беседа: «Вот и стали мы на год взрослее. Как ты оцениваешь свои поступки?»








5.


Подготовка отчета об итогах наставничества