Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Психология Практическое занятие 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Кригер Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Александрова Марина Олеговна


1. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста.

В психологии- детской и педагогической, одной из главных мест занимает проблема психологических особенностей младших школьников. Младший школьный возраст- это возраст 6-11- летних детей, которые обучаются в 1-4 классах начальной школы. Начало обучения в школе ведет к конкретному изменению социальной ситуации развития ребенка. На протяжении младшего школьного возраста у ребенка начинает складываться новые отношения с окружающими людьми. Авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники.

Главной в младшем школьном возрасте становится учеба. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на этом этапе. В процессе учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие значимые достижения в развитии младших школьников и являются значимыми и обеспечивающими развитие в следующем возрастном этапе. В этом возрасте память так же претерпевает изменения. Возрастные особенности памяти в этом возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль словесно- логического и смыслового запоминания. Развивается так же возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления. У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно- логическая.

В этом возрасте проявляется и другое важное новообразование- это произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, сам делает выбор, как ему поступить. В основе этого вида лежат нравственные мотивы. Их поведение так или иначе связано в этом возрасте с мотивом, который доминирует - это мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива - мотив избегания неудачи.

Выготский Л. С. в основу периодизации психического развития ребенка положил понятие ведущей деятельности. На каждом этапе психического развития эта деятельность имеет главное значение. При этом другие виды деятельности не исчезают- они есть, но существуют параллельно и не являются главными.


З. Фрейд в психоаналитической теории объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Дети проходят 5 стадий психического развития и на каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела. Возраст 6- 12 лет соответствует латентной стадии. Таким образом, у младших школьников уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит оттачивание его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

2. Подборка игр- упражнений. Я считаю, что главным фактором для развития готовности к школьному обучению является правильно сформировать навыки общения и отношений со сверстниками. Межличностные отношения и навыки общения у детей младшего школьного возраста формируются в процессе игры, которые направлены на развитие навыков общения, умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека. Для этого подойдут игры: 1. Игры, направленные на формирование умения распознать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при контакте. Игры: Ты мне нравишься ( Паутинка), Говорящие очки, Изобрази эмоции и другие. 2. Игровые упражнения, направленные на формирование умения вести диалог с взрослыми сверстниками, принимать участие в коллективных делах. 3. Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыков позитивного общения с взрослыми и сверстниками. Игры: Интервью, Придумай предложение, Мы похожи и другие.

Данные игры способствуют формированию хороших отношений и эмоциональному благополучию детей в коллективе.

3. Ошибки: 1. Чрезмерная словоохотливость. Чрезмерная словоохотливость учителя подавляет активность учащихся. При этом падает их интерес к обучению. 2. Недостаточная обратная связь. Рассказав ту или иную тему, учитель спрашивает: Все ли понятно? Есть ли вопросы? Но если учащиеся не задают вопросы - это не означает, что тема усвоена. Многие дети стесняются задавать вопросы. Учителю следует обращаться не ко всем сразу, а к отдельным учащимся. Лишь убедившись, что все усвоили изложенный материал
, учитель может продвигаться дальше. 3. Недостаточная наглядность в преподавании. 4. Нечеткость учебных заданий. 5. Нечеткость в постановке конкретных целей и задач урока. 6. Отсутствием подробного плана урока. 6. Отсутствием четких правил. 7. Непоследовательность. 8. Неоправданная снисходительность и многое другое.

Рекомендации: 1. Общение- контакт учителя с детей в процессе учебно- воспитательной деятельности. Хорошее взаимодействие учителя с учениками - это диалог, сотрудничество. Вы должны прислушиваться к мнению друг друга, совместно принимать решение, нести ответственность за свои поступки и за работу всей группы .2. Если возник какой- то конфликт учитель должен сохранять спокойствие, выслушать ребенка, перевести конфликт в конструктивное русло. В любом конфликте педагог должен помнить, что его главная цель- это не доказать свою правоту и не успокоить ребенка, а сохранить доверительные отношения с детьми и показать ему, как грамотно решить ту или иную ситуацию. 3. Чем выше авторитет учителя, уважение к нему как к педагогу и человеку, тем лучше отношения с учениками и меньше поводов для конфликтов. 4. Чтобы ученики слушали и контактировали на уроках с педагогом нужно сделать свои занятия интересными. Для этого нужно не только любить свой предмет, но и уметь увлекательно рассказывать о нем, вовлекать в общение на уроке весь класс и каждого ребенка в отдельности. Для этого нужно уделять большое внимание подготовке к своим занятиям.

5. Правила при взаимодействия с родителями: 1. Приглашение родителей в школу для индивидуальной беседы должно быть письменным или устным, в тактичной форме, т.к вызов в школу родители воспринимают настороженно. 2. Начинать разговор с родителями лучше всего с успехов ребенка. 3. Выслушать родителей и лишь потом обратиться за советом по вопросам, который волнуют. 4. Ни в коем случае не допускать упреков в адрес родителей, не унижать достоинства ребенка. 5. Если есть какие- то проблемы педагог вместе с родителями выясняет их причины, ищет пути решения проблем ребенка, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.

В каждом случае педагог сам выбирает разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное - сделать родителей своими союзниками.


6. Основные индивидуально- типологические различия мальчиков и девочек младшего школьного возраста: 1. У мальчиков и девочек есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их механическая память лучше. Мальчики же оказываются более успешными в овладении способами запоминания. 2. Девочки превосходят мальчиков в школьных предметах, зависящих от их способностей, скорости восприятия и точности. Мальчики же отличаются там, где необходимо числовое мышление и пространственные способности, а так же в некоторых познавательных предметах. Что касается школьных успехов, то здесь девочки обгоняют мальчиков. 3. Есть различия в темпах развития у мальчиков и девочек: девочки опережают мальчиков. 4. У мальчиков мышление обобщенное, абстрактное, а у девочек детальное, конкретное.

Пермь - 2022