Файл: В данной работе мы обращаемся к вопросам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и интересных проблем современности. Известно, что игра - фундамент будущих социальных отношений ребенка - дошкольника, его успешности в жизни. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряя на себя самые разные социальные роли.

Игра - процесс, который будет всегда характеризовать ценность и уникальность дошкольного детства. Известно, что игра имеет уникальное значение в жизни ребенка дошкольного возраста. Игра рассматривается в психолого - педагогической литературе, как способ взаимодействия с миром, как форма освоения социального опыта и организации жизни и деятельности ребенка, как часть досуга, метод, прием.

Являясь ведущим видом деятельности дошкольников, игра становится непременным условием становления и развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова). Неслучайно С.Л. Рубинштейн называл игру «практикой развития», К.К. Платонов считал, что игра развивает общие способности ребенка, а Д.В. Эльконин полагал, что готовность к школе должна включать и умение играть: неиграющий или не прошедший школу игры ребенок не способен стать успешным учеником.1

Играя, ребенок всегда находится в определенных отношениях с детским коллективом, даже если дети играют вдвоем, втроем. Чувства, вызываемые игрой, заключены в отношениях, которые при этом складываются. Там, где эти взаимоотношения почему-то не складываются, не возможна и игра. Взаимоотношения детей в игре - важнейший элемент существования самой игры.

В дошкольном детстве игра занимает одно из ведущих видов деятельности ребенка. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

В данной работе мы обращаемся к вопросам сущности и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Игра для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет. Поэтому мы считаем ,что данная тема актуальна, так как значение игр для детей раннего и дошкольного возраста очень велико, поскольку именно в этот период происходят основные процессы развития ребенка.


Проблема игры стала привлекать внимание ученых в конце 19 начале 20 века.

К. Гроcсом была сформулирована первая теория игры, которая получила широкое распространение, и признание во многих странах в первой половине 20 века. Согласно этой теории игра является явлением, неразрывно связанным с жизнедеятельностью человека. По словам К. Грооса: «Если развитие приспособлений для дальнейших жизненных задач составляет главную цель нашего детства, то выдающееся место в этой целесообразной связи явлений принадлежит игре. Так что мы вполне можем сказать, употребляя несколько парадоксальную форму, что мы играем не потому, что мы бываем детьми, но именно нам для этого и дано детство, чтобы мы могли играть» 2

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Об этом сегодня забывают многие родители, которые используют современные методики раннего развития ребенка. Родители стараются пораньше научить читать своего ребенка, который и сидеть еще толком не научился, думая, что он вырастет умным и смышленым. Однако доказано, что речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением

В настоящее время игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста придается большое значение. Игра занимает важное место в жизни ребенка, являясь ведущим видом их деятельности. Успешная игровая деятельность детей дошкольного возраста является необходимой для развития отдельных психических процессов и функций, и овладения социальным опытом.

Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире.

Право играть зафиксировано и в статье 31 «Конвенции о правах ребенка»:3

1. Государства - участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места положителен, так как в последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе, из мира детства игра уходит.


Отношение к игре позитивно должно поменяться с введением ФГОС ДО. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу индивидуальный подход к ребенку через игру.

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями примерных общеобразовательных Программ дошкольной организации и это отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Игра в жизни детей раннего и дошкольного возраста является важнейшим этапом развития, поэтому мы считаем, работу актуальной и целесообразной для изучения, поэтому тема данной курсовой работы - «Сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» - актуальна для исследования.

В связи с этим предметом исследования выступает игра, как средство развития дошкольников.

Цель исследования: Сущность игры и ее своеобразие для детей раннего и дошкольного возраста.

На основании предмета и цели исследования выдвинем гипотезу:

  1. Игра доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволяют сформулировать ряд задач:

1. Проанализировать подходы к проблеме формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с нормативными документами.

Глава 1. Подходы к проблеме формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

  • 1. Сущность и своеобразие игры как деятельность ребенка.

1.1. Происхождение игры

Игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов. Как и когда появилась игра как особый вид человеческой деятельности?

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист марксизма, доказывает, что в жизни общества труд предшествует игре и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а затем появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. Таким образом, игра связана и с искусством, она возникла еще в первобытном обществе вместе с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магическое действие.


В жизни же отдельного индивидуума наблюдается обратное соотношение: ребенок вначале подражает труду взрослых в игре и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания4.

Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра - образное, действенное отражение жизни; она возникла из труда и готовит молодое поколение к труду.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорит он, имеет сильнейшее влияние на игру, «она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою».

К. Д. Ушинский интересно описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. «У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет, гладит; у другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр или на раут; у третьей - бьет людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».

К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры, исчезнет вместе с разбитыми куклами и разломанными барабанами: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем, если какое-нибудь сильное, страстное направление чувства и мысли не разорвет и не переделает их на новый лад, свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека». Эта мысль К. Д. Ушинского подтверждается данными физиологии и психологии.5

В создании советской теории игры особенно велика роль Н. К. Крупской. Она дала новое решение таким основным вопросам, как причины потребности ребенка в игре, ее сущность, связь игры с трудом, значение игры для всестороннего развития детей, их коммунистического воспитания.

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. «Игра для дошкольников - способ познания окружающего».6 Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Н. К. Крупская выдвинула принципиально новое положение о детской игре как деятельности целенаправленной, сознательной, творческой: «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед и т. п. Процесс игры заключается в осуществлении поставленной цели; ребята вырабатывают план, выбирают средства осуществления его... По мере развития ребят, роста их сознательности сложнее становятся цели, четче планирование, мало-помалу игра переходит в общественную работу».7

Н. К. Крупская рассматривала игру как средство всестороннего развития ребенка: игра - способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив.

Во многих статьях Н. К. Крупской указывается на органическую связь игры с трудом. По ее мнению, у детей нет такой грани между игрой и трудом, как у взрослых; работа их часто носит игровой характер, но постепенно игра подводит детей к труду.

Вопрос о связи игры с трудом раскрывается и в статьях А. С. Макаренко, Он доказывает, что в хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли.

Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности. Это роднит игру с трудом и делает ее средством подготовки к труду.

А. С. Макаренко дал глубокий анализ психологии игры, показал, что игра - осмысленная деятельность, а радость игры - «радость творческая», «радость победы». Сходство игры с трудом выражается и в том, что дети чувствуют ответственность за достижение поставленной цели и за выполнение роли, которую им поручает коллектив.

А. С. Макаренко указывает также и на основное отличие игры от работы. Труд создает материальные и культурные ценности. Игра таких ценностей не создает. Однако игра имеет важное воспитательное значение: она приучает детей к тем физическим и психическим усилиям, которые нужны для работы. Следует так руководить игрой, чтобы в ходе ее формировались качества будущего работника и гражданина8.

Эти высказывания подтверждаются данными физиологии. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию.