Файл: В данной работе мы обращаемся к вопросам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых.

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований современных прогрессивных зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (ГДР), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.

Идеалистические теории, созданные в разное время и разными авторами, роднит понимание игры как деятельности, не зависимой от социальных условий. К числу таких теорий относятся биологизаторская теория немецкого психолога К. Гроcса и его последователя В. Штерна, теория австрийского психолога 3. Фрейда, близкая ей теория компенсации А. Адлера и др.

Все эти теории приводят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. В свете этих теорий ребенок оказывается неполноценным существом, болезненно переживающим этот недостаток. Поскольку выбор игры зависит от бессознательных импульсов, следует лишь создавать ребенку условия для свободного выражения своего внутреннего «я», дать выход влечениям и чувствам, в том числе дурным, жестоким. Месть окружающим в игре служит для ребенка средством компенсации своих недостатков.

Подобная трактовка природы игры послужила причиной появления и развития теории «свободного» воспитания, одним из главных принципов которой является невмешательство в детскую деятельность. Ребенок отражает в игре то, что его интересует, волнует, радует. Он реализует свои мечты в игре.




    1. Сущность и особенности игры.

Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для играющего сторон действительности. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование

Вторая характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Третья, наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, - возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка - лошадь, стул - автомобиль и т.д.).

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности.

Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие 9

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.


Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь

механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.



    1. Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и «примерять» на себя различные роли, образы и действия.

Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.

В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной трудовой деятельности.

Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.10

    1. Научный подход С.Л. Новосёловой.


Игра - явление крайне сложное, разноплановое и до конца еще не изученное. В отечественной психологической и педагогической науке существуют разные подходы к пониманию и, соответственно, к развитию и педагогической поддержке этого вида детской деятельности. Наиболее распространен и известен подход Д.Б.Эльконина, который выделял в качестве единицы анализа игровой деятельности роль. Не менее известны классические подходы Л.С.Выготского, называющего основным критерием игры воображаемую ситуацию, и А.Н.Леонтьева, для которого, как для основателя деятельностного подхода в психологии, основанием, определяющим любую деятельность выступал ее мотив.

Каждый из этих подходов имел как свои сильные, так и проблемные стороны. Так, роль, выступая безусловно значимой характеристикой игры, при отсутствии игрового мотива, превращается в мертвое образование, «обязаловку», хотя остается при этом ролью, а действие, в которое таким образом втягивается ребенок, продолжает называться многими педагогами «сюжетно-ролевой игрой». Воображаемая ситуация, как справедливо замечено, часто путается со сценарием, придуманным взрослым и только воплощаемым ребенком в своей деятельности. Специфика игрового мотива заключается в том, что «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе». Данный критерий, с одной стороны, выделяет игру на фоне прочих видов деятельности, также определяемых по своему мотиву (изобразительная, конструктивная, трудовая, учебная и пр.), но с другой стороны, - сближает, «сливает» ее с любой творческой деятельностью, имеющей ту же характеристику, связанную с совпадением процесса и результата деятельности.11

Каждое направление имеет своих последователей. Так, на классическую элькониновскую модель опираются широко известные работы по сюжетной игре Н.Я.Михайленко и Н.А.Коротковой, подход Л.С.Выготского разрабатывается Е.Е.Кравцовой и ее учениками.

Светлана Леонидовна Новоселова в своих исследованиях продолжала и развивала идеи деятельностного подхода А.Н.Леонтьева. С опорой именно на эти основания Светланой Леонидовной Новоселовой
была разработана новая классификация детской игры, в рамках которой были четко разведены игра как ведущая деятельность и другие виды игры, имеющие иные функции. Одновременно было уточнено само понятие игры как ведущей деятельности - это не только сюжетно-ролевая игра, но и всякая сюжетно-ролевая игра. Был разработан (совместно с Е.В.Зворыгиной) и опубликован еще при жизни А.В.Запорожца (в 1979 году)12 комплексный метод педагогической поддержки самодеятельных игр. Впоследствии он неоднократно переиздавался13, положен в основу работы по программе «Истоки» (1997, 2001, 2003, 2011) и широко используется практикой14.

К концу ХХ века новые информационные технологии широко вошли в жизнь общества, в том числе детей. И встала задача безопасного с точки зрения физического и психического здоровья дошкольников приобщения их к новым информационным технологиям, формирования у них мотивационной, интеллектуальной готовности к жизни в информатизированном обществе.

Такие исследования были начаты в конце 80-х годов в НИИ дошкольного образования АПН СССР на широкой междисциплинарной основе (в исследовании участвовали психологи, педагоги, физиологи, эргономисты, разработчики компьютерных программ и пр.) под руководством С.Л.Новоселовой. По ее мнению, подобные технологии должны входить в жизнь ребенка через игру.

Поэтому разрабатывались специальные развивающие программы, учитывающие психологические особенности детей дошкольного возраста.

Тогда же С.Л. Новоселовой было введено в обиход педагогической практики понятие развивающая предметная среда, и стала активно разрабатываться эта проблематика уже в гораздо более широком контексте.

Объединение психолого-педагогического и дизайнерского подходов позволило разрабатывать вариативные дизайн - проекты разных развивающих предметных сред с учетом приоритета тех или иных образовательных задач. Особое внимание было уделено разработке системы развивающих детских игрушек и игрового оборудования, в т.ч. модульного, для детей различных возрастных групп - от младенческого до старшего дошкольного возраста.

Разработка проблем игры не ограничивалась дошкольным уровнем образования - Светлану Леонидовну интересовали проблемы истоков игры. Ее исследования затрагивают не только проблемы онтонегеза, но и филогенеза, антропогенеза и социогенеза детской игры. Будучи психологом-эволюционистом, за спиной которого стояла научная школа Дарвиновского музея и ее учителя Н.Н. Ладыгиной - Котс, она подходила к проблематике игровой деятельности комплексно и широко: в ее работах затрагиваются проблемы специфики игровой деятельности приматов, исследуются архаические и традиционные игры. Никогда не выпадавшая из поля ее внимания проблематика