Файл: Философия и идеология по учебной дисциплине Философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования "Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему:
Философия и идеология
по учебной дисциплине: Философия
Выполнил (а) Летов Д.А.
Направление подготовки:
Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Логопедия
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
“____”________________20___ г.
Омск 2023
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
А. Шопенгауэр о философии и идеологии………………………………4
О Мыслях А. Шопенгауэра………………………………………………..5
Восточная философия………………………………………………………7
Китайская философия……………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………….17
Введение
Середина I тысячелетия до н.э. - это веха в истории развития человечества, когда философия возникает почти одновременно в трех центрах древней цивилизации - Китае, Индии и Греции.
И что же беспокоило древних философов Востока, размышлявших о том, какие проблемы вызывали не только дискуссии, полемику, но и ожесточенную борьбу между ними? Очевидно, что это вопросы, которые остаются вечными, потому что до тех пор, пока мыслящий человек живет на Земле, он неизбежно будет спрашивать, что такое этот мир и каков смысл его собственного существования в нем.
А. Шопенгауэр о философии и идеологии
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Свободном городе Данциге. Он был одним из экспонентов иррационализма. Иррационализм отрицал логические связи в природе, восприятие мира как целостной и регулярной системы, раскритиковал гегелевскую диалектику и саму идею развития. Основная идея иррационализма заключается в том, что мир вокруг нас - это бессвязный хаос, не имеет целостности, внутренних законов, законов развития, не контролируется разумом и подчиняется другим движущим силам, таким как эффекты и воля.
Его первым значительным произведением является публикация книги "Мир как воля и воображение". В этой книге он представил анализ фундаментальных целей и концепций философии Платона, Й. Канта, Й. Фихте, Г. Гегеля и Ф. Шеллинга. Он также вывел логический закон, имеющий достаточное основание. Согласно этому закону, истинная философия не должна исходить ни от объекта, ни от субъекта, а только от представления, то есть от факта сознания. Поэтому мир похож на представление.
Закон, имеющий достаточный повод, сам по себе разбивается на четыре независимых закона:
-
закон бытия для пространства и времени; -
закон причинности для материального мира; -
закон логического разума для познания; -
закон о мотивации человеческой деятельности.
Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сводится к бытию, причинности, логическому разуму и мотивации. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта посредством прямого познания, интуиции, а также абстрактного (рефлексивного) познания.
Центральная концепция философии Шопенгауэра - это воля. Это абсолютный принцип, корень всех существ, идеальная сила, которая может определять и влиять на всех существ. Воля лежит в основе сознания и является универсальной сущностью вещей. Сам мир - это осуществление воли, которая присутствует не только в живых организмах, но и в неодушевленной природе в виде "бессознательной", "спящей" воли.
Философия рассматривает не мир сам по себе, а отношение человека к миру. Принцип включения человека в философскую систему не позволяет исключать человека при рассмотрении чего бы то ни было и ни при каких условиях. А. Шопенгауэр обнаружил это и попытался донести до читателя. "Выходить из субъекта" так же ложно, как "выходить из объекта" - Шопенгауэр считает, что внутреннюю сущность мира необходимо искать на стороне, отличной и от субъекта, и от объекта. Субъект не только косвенно связан с объектом через познание, но и непосредственно, ибо сам субъект является не просто "абстрактным субъектом чистого познания", а частью мира, с которой он связан своей собственной телесной реальностью: познающее себя прежде всего телесное, желающее и действующее, улавливающее и страдающее, также проявляющее себя (одновременно) как волю; сама воля, воля всегда направлены к объекту, воля к чему-то, желание к чему-то. Такой анализ предыдущей философии приводит Шопенгауэра к убеждению, что воля мира - это абсолютный оригинал бытия. Воля - это главная сила мира, именно она дает власть всему в мире и диктует свои законы, которые мир не может нарушить. Воля, как воля к власти (жизни), как воля к власти (в борьбе за выживание) управляет миром, воля, но не разум. Если разум лежит на дне мира, откуда берутся сумасшедшие войны и бессмысленные сражения
, то Шопенгауэр спрашивает риторически. Причина может пробудить, возбудить или раздражать спящих или усталую волю. Воля не руководствуется разумом; напротив, воля движется по своим собственным законам и направляет сам разум. Воля - первична и экзистенциальна; чувства, разум и понимание - вторичны. Воля - это слепой и бессознательный импульс, это внутренняя сущность движения органических и неорганических тел, но человек, высшая форма овеществления воли, не выражает сущность воли, а является лишь ее проявлением. Воля - это сущность человека, но не наоборот.
О Мыслях А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр выразил свое открытое недовольство поведением некоторых, в его жизни, женщин, протестуя как против своих коллег, так и против конкурентов, которые препятствовали его будущему вкладу в философию как науки. Он не ограничивал свое презрение мальчишеской декламацией, как он сказал, например, о своем сопернике Гегеле, "шарлатане" (как Артур Шопенгауэр держал его). Он выражал свои негативные мысли так, чтобы их можно было читать и публиковать в течение нескольких поколений для всего мира. Жестоко по отношению к мужчинам... Если проанализировать его высказывания о женщинах, становится ясно (еще до того, как вы прочтете его биографию), что он либо затаил обиду на свою мать, либо на женщину, которую любил раньше. Одно из его высказываний: "Короткий, узкоплечий, широкоплечий секс мог назвать только мужской разум, притупленный сексуальным порывом, прекрасным: все его и ложь в этом порыве". Это можно справедливо назвать неэстетичным или непривлекательным сексом. Действительно, у женщин нет ни восприимчивости, ни подлинной склонности к музыке, поэзии или воспитательному искусству; и когда они потакают им и изнуряют их, это не более чем просто обманывание с целью кокетства и желание угодить". Мысли / Артур Шопенгауэр; Переведено с немецкого. В. Черниговца. - М.: АСТ, 2006. - 157, (3) с. - (Философия. Психология). Страница 25 Он просто ненавидит женщин. Об авторах: "Сфера деятельности писателя в первую очередь обусловлена тем, что он достигает славы, что его читают. Но эту славу сотни недостойных людей быстро обретают случайно, хитростью и родством с природой, в то время как достойный человек обретает ее медленно и поздно. У первого есть друзья, потому что он всегда в толпе и поддерживается всеми; у второго есть только враги, потому что интеллектуальное превосходство - самая отвратительная вещь в мире везде и при любых обстоятельствах, особенно для бездарных работников в той же области, которые хотят что-то значить сами по себе. Если профессора философии думают, что я намекаю на них и их тактику, практиковавшуюся в течение 30 лет, вопреки моим писаниям, они не ошибаются.
Артур Шопенгауэр писал как предсказатель, что мир, в котором мы живем, служит для того, чтобы судить о себе. Действительно, если бы люди думали об этом, сколько войн между нациями, действительно, обычных конфликтов, можно было бы предотвратить! А экологические условия, которые мы, люди, усугубляем, медленно сокращая наше собственное пребывание в этом мире? Таким образом, человечество и все, что живет, искупает свое существование сначала жизнью, а затем и смертью. Таким образом, наказуемость идет рука об руку с греховностью. Большинство людей не знают о своем существовании, но, безусловно, каждый имеет представление о себе. По мнению Шопенгауэра, существует два противоположных способа осознать свое существование: первый - это эмпирическое наблюдение, как оно выглядит извне, как нечто бесконечное в мире, бесконечное во времени и пространстве, как нечто, что обновляется среди тысяч миллионов людей, населяющих земной шар за чрезвычайно короткий промежуток времени, каждые 30 лет. Второе - это когда, погрузившись в наше внутреннее "я", мы признаем себя как все в целом и как единственное истинно реальное существо и существо, которое дополнительно распознает себя в других существах того же рода, что и дано извне, как будто в зеркале. Второе представляет собой познание себя как вещи само по себе - здесь сходятся мысли Шопенгауэра и учение Канта. Вещь сама по себе, воля жизни, является проявлением воли. Надо понимать: "Мир, это не арена битвы, для победы и поражения, это само по себе страшное испытание".
Рассмотрение критики с точки зрения А. Шопенгауэра. В свою пользу я соглашусь, что каждый может хвалить только из-за своей значимости, каждый, кто дарит славу другим актерам своей или родственной специальности, в основном отнимает ее у себя. Поэтому люди сами по себе не склонны хвалить и прославлять, но винить и клеветать, ибо тем самым косвенно хвалить самих себя. Редкие духи часто не находят понимания у своих современников; они просто долгое время не признаются великими. Им трудно найти путь к вершине своей славы. Когда в мире появляется новая фундаментальная истина, парадоксальная и противоречащая всему принятому, они повсюду начинают упрямо и, если возможно, постоянно противиться ей и отвергать ее, даже когда они уже колебались и почти убеждены в ней. Здесь я вспоминаю Канта, который достиг славы только в седьмом десятилетии своей жизни, после того, как пересмотрел некоторые взгляды. А. Шопенгауэр в шестом. Ее трудный путь был вознагражден гораздо большим признанием после ее смерти. Очевидно, что ее интеллект превосходил интеллект ее современников.
Восточная философия
Восточная философия представлена индийской и китайской философиями. Я могу начать писать с индейца. В Индии первые философские системы появились в период с четвертого по пятый век до нашей эры.
Происхождение индийской философии - ведическая литература, особенно упанишады (буквально "сидеть рядом", т.е. слушать наставления учителя). Упанишады - это еще не философия, а часть Вед. Кульминацией протофилософской индийской мысли является концепция Брахмана и Атмана. Проще говоря, это поиск основного принципа всех вещей. Этот поиск ведется с двух направлений - из человеческого (проблематика Атмана) и из мира объективных вещей (проблематика Брахмана). Сначала Атман понимался только как тело человека, затем его дыхание (которое, как бы, прекращает жизнь и, таким образом, является первичной основой человека), затем человеческая душа, истолкованная психологически, и, наконец, вселенская душа, абсолютное сознание. Брахман понимался сначала как субстанция определенных групп однородных объектов, затем как субстанция всего сущего, как абсолютное сознание, и даже как Бог. Два подхода, "субъекта, Я" и "мира вещей", сходятся в знаменитой формуле "Этот Атман - Брахман". Главный путь к Брахману - через тему. Атман, а следовательно и Брахман, реализуется через медитацию, посредством которой достигается духовность, доброта, освобождение от недуховности.
В индийской философии существовало необычайное разнообразие систем. Только в III веке появились важнейшие философские лидеры: Чарвака из Брихаспати, джайнизм из Махавиры, буддизм из Гаутамы, Ная из Готамы, Вайшика из Канады, Санксия из Капилы, йога из Патанджали, Миманса из Хаймини, Веданта из Бадараяны.
Чарвака - короткий срок для материализма. Легендарный мудрец Брихаспати считается основателем системы Чарвака (к сожалению, годы его жизни не известны). Философия этой системы, имеет свое начало в убеждении, что все, что существует, состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Сочетание этих элементов затем формирует жизнь и сознание. Чувственное восприятие и логическое рассуждение - это инструменты, которые необходимо использовать для познания мира.
Джайнизм - характеризуется целью освобождения души от кармы (т.е. страсти и зависимости от физических и материальных вещей), а также делением вещества на живые и неживые. Живые вещества от самого маленького организма до человека составляют душу. Сущность души - это сознание. У душ разные виды сознания. Они отягощены негативными тенденциями из прошлой жизни. Они заключаются в том, что такие разрушительные страсти, как гнев, гордость, жадность, притягивают к душе липкие частицы, кармическую материю.