Файл: Философия и идеология по учебной дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решающее значение для освобождения души имеет правильное поведение. Я опишу основы такого поведения:

  • Воздерживайся от причинения вреда живым существам;

  • не лгать, можно только говорить хорошую правду, не воровать;

  • не совершать действия, основанные на своих слабостях;

  • чтобы избежать привязанности к чувственным предметам;

  • стремиться к чистоте духа и силой духа преодолевать все страдания и лишения.

  • Практиковать прощение, смирение, честность, чистоту воздержания, строгость в себе, жертвенность, безбрачие, непричастность к внешнему миру;

Появляется своего рода план добродетельного поведения. Кроме того, уже не философское направление, основанное на таких рамках, а религия сама по себе.

Буддизм - религиозно-философская доктрина, распространившаяся в Индии (после V в. до н.э.), Юго-Восточной Азии, Китае (после III в. до н.э.), а также в других регионах. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), называемый Буддой (просветленный), который предложил новую этическую систему. Такая система свободна от метафизики и логики, поскольку этика формируется индивидом, который сам определяет ход своего поведения. Будда выступал против гедонизма (стремление к наслаждению) и аскетизма (умерщвление плоти), потому что эти тенденции бесполезны и не приводят к нирване, т.е. к умилостивлению и просветлению.

 Четыре истины государства Будды:

  • Страдание существует как привязанность к исполнению;

  • причиной страданий являются удовольствие, существование и смерть;

  • Уничтожение страданий - это освобождение от этой жажды;

  • Уничтожить страдания - это восьмикратный путь: правильный взгляд, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное внимание и правильная концентрация.

Правильный взгляд - это понимание четырех истин. Правильное мышление - отказ от земных вещей и мизантропии. Правильная речь - воздержание от лжи и жестоких слов. Правильное поведение - воздержание от уничтожения живых и воровства. Правильная жизнь - воздержание от противозаконных действий. Правильное стремление - стремление к нравственному совершенству. Правильный фокус - акцент на смертность веществ, тела, разума и эмоций. 

Правильная концентрация реализуется через четыре этапа:


  • производство оторванности и чистой мысли;

  • ненарушенное созерцание;

  • полное хладнокровие и освобождение от телесных ощущений;

  • безразличие и самообладание, отсутствие всех страданий, т.е. нирвана.

Основная идея буддизма - образно говоря, "средний путь" жизни между двумя крайностями: "путь наслаждения" (удовольствия, безделье и т.д.) и "путь аскетизма" (умерщвление плоти, лишения, страдания и т.д.).

Философия Вайшашика. Последователи Вайснашики считали, что Вселенная образуется из веществ с различными свойствами. Школа "Вайшашика" стремится освободить человека от страданий. В этом контексте оригинальная система онтологии развивалась на опережение этических концепций. Основателем философии Вайшика является мудрец Канада (около первого века до н.э.). Эта система учитывает семь категорий: Субстанция, качество, действие, общность, сингулярность, несогласованность и нереальность. Эти категории упоминаются как реальность, т.е. в конечном итоге все сущее сущее ственно, даже небытие существует как негативный факт. Здесь наблюдается множество веществ, а именно: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и дух. Более того, первые четыре воспринимаются органами чувств, а остальные пять, существование которых доказывается умозаключением. Все прегрешения и добродетели людей накапливаются в воздухе, времени, душе, пространстве и духе. В случае накопления нравственных пороков, мир разрушается верховным Творцом, Богом.

Философия Ная. Основатель - Готама, который, как говорят, жил в I веке до нашей эры. Эта философия - о правилах мысли (ньяя из санскрита означает метод, правило). Его цель была признана как освобождение от человеческих страданий. Здесь есть сходство со школой Вайшака, но разница заключается в средствах познания. Здесь освобождение достигается через логику и теорию знания.

Подобным образом найяяки различают 16 категорий знаний:

  1. средства познания,

  2. объекты правильного знания, 

  3. сомнение,

  4. мотив,

  5. пример,

  6. пункт,

  7. части силлогизма, 

  8. предположение,

  9. определенность,

  10. дискуссия,

  11. аргумент,

  12. ворчливость,

  13. логический вывод,

  14. извращение,

  15. выражение не по существу,

  16. решающий вывод (опровержение логики оппонента).

Первые десять из них достигают правильного знания, остальные - техники непродуктивной риторики, остановленной решающим аргументом. Аналогичным образом, существует четыре вида средств познания: Восприятие, умозаключение, сравнение и предложение. Восприятие является неопосредованным и, следовательно, истинным; более того, оно проверяется практикой. Объектами правильного знания являются душа, тело, объекты чувств, сами чувства и удовольствие.

Важнейшее значение философии ньяйи - медитация, соблюдение йоги и чтение священных писаний - Вед.

Философия Санхья.

 Капила (VII в. до н.э.) считается основателем санскритской системы (с санскрита - число, перепись). Система Санхья характеризуется физикой дуалистического метода. Он признает реальность двух основ: Первобытная материя (Пракриты) и Дух (Паруша). Первобытная материя состоит из трех формирующих сил: Разум, активность и непонятливость. Через контакт разума с материей нарушается его равновесие; начинается сложный эволюционный процесс; затем возникает сознание (имея в виду интеллект), самосознание, ум, а также пять органов познания, пять органов действия, пять тонких элементов (звук, осязание, цвет, вкус и запах) и пять физических элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). То есть, мир материи представляет -24 начала, а 25-е начало - это разум, Я. В философии Санхья, Я достигает своего полного освобождения, когда оно осознает свою свободу от материи. Некоторые пути освобождения, например, разума и тела, идентичны путям йога-школы.

Философия йоги. 

Основатель системы йоги (с санскрита - связь, глубокое созерцание) - Патахали. Важность системы йоги определяется, прежде всего, его теорией медитации. Существует связь с Санхией, т.е. метафизика Санхии признана, но к 25 основам добавляется еще один элемент - Бог, Высшее Я. Во время медитации принимаются конкретные позы (асаны). Для йоги важно практиковать контроль над дыханием, концентрироваться на объекте и практиковать глубокую концентрацию. Характерными чертами йоги являются созерцание и пятикратное самоутверждение - ненасилие, правдивость, неприятие даров, воздержание и следование пяти заповедям: Чистота, умиротворение, самообучение, аскетизм и вера в Бога Ишвару. Следуя вышеизложенному, мы освобождаемся от страданий, вызванных кармой.

Философия Миманзы.

 Хаймини (ок. 200 г. до н.э.) считается основателем школы Миманса (с санскрита - созерцание). Мимансаки рассматривают Веды как нерушимый источник знаний, а средства освобождения - это ритуалы, предписанные в Ведах. Миманса - это, по сути, этическая теория необходимости, защита традиционализма, отсутствие критики Вед, отрицание реальности как таковой, отсутствие признания авторитета Бога. Так что есть еще одна особенность - шесть источников достоверных знаний: восприятие, словесные доказательства, умозаключения, аналогии, гипотезы и не восприятие того, чего нет. Что еще раз подчеркивает отсутствие реальности в этой "рефлексии".философия Веданты. Основателем этой философии (от санскрита Веданта - конец Вед) считается Бадараяна (ок. V в. до н.э.). Она характеризуется верой в высшую власть Вед, которые являются источником истинного знания. Последователи этой философии думают об Атмане и Брахмане, они должны стремиться в своих мыслях к своей идентичности, в результате чего человек достигает своего истинного существования, становится всезнающим, вездесущим и бессмертным. Таким образом, различие между добром и злом исчезает, и достигается святость. Брахман - это абсолютное духовное происхождение мира, высшая объективная реальность, по сути, Бог, сотворивший все миры и существующий вне времени и пространства. Атман, с другой стороны, является космическим началом себя, души, как субъективной реальности. Эта идентификация (слияние Атмана и Брахмана) является началом мира, его создателем и его завершением. Веданта похожа на религиозно-философскую доктрину, возможно, существует религиозная система, усовершенствованная средствами философии.


Китайская философия

Происхождение китайской философии восходит к середине 1-го тысячелетия и связано с именем Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Основные направления китайской философии возникли в VI-III вв. до н.э., для которого было характерно "соперничество между сотней школ". Несмотря на столь большое количество школ, только шесть из них лидировали: конфуцианство, даосизм, моизм, темнота и свет (натуралисты), имена (диалектико-софисты) и легалисты (легизм). Впоследствии только два течения - конфуцианство и даосизм - усилили философскую борьбу за истину. Признание в Китае буддизма (VI-VII вв. до н.э.), как третьего направления, находят в нем сильного противника.

Первые китайские философы в своих размышлениях пытались учесть содержание древнейших письменных рассказов об истории и взглядах своего народа. Это относится к книге стихов "Ши Цзин", к канону документальных сочинений "Шу Цзин". Наибольшее влияние на процесс созревания китайской философии оказала знаменитая древняя книга "Книга перемен" ("И Цзин"), написанная при династии Чжоу, то есть до VII века до нашей эры.

Основная идея "Книги перемен" заключалась в том, что мир постоянно меняется благодаря взаимодействию двух принципов: светлого Яна и темного Иня. По сути, содержание этой книги - это описание динамики любой ситуации, будь то природа, общество или отдельная личность. Описание обозначается той или иной триграммой или гексаграммой. Яркое небо, например, было представлено тремя короткими непрерывными линиями, земля - тремя ломаными линиями. В этой книге такие символы встречаются для грома, ветра, гор, озер и даже воды, то есть для многих явлений. Оригинальность китайской философии, возможно, определяется этим оригинальным способом понимания действительности, который представлен в этой книге. Его символы инь и янь - это не идеи или концепции, а сущности, очень схожие с теми ценностями, с которыми мы, западные люди, знакомы. Пять элементов - вода, огонь, дерево, металл и земля - образовались из комбинации инь и янь. Инь и янь содержат оценочный элемент: янь как свет положителен, а инь как темнота отрицательна. Вся китайская культура по своему происхождению погружена в прагматизм. Китайские мыслители, как представители традиций своего народа, развивали философию по прагматическим направлениям. Небеса, как максимальная концентрация символов янь, обычно понимаются как Бог. Все разговоры о богах в конечном итоге сводятся к символическо-прагматическим рамкам отсчета.


Однако по количеству направлений (систем) китайская философия уступает индийской. Наиболее важными являются конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство. 

Конфуцианство - главная ветвь китайской философии, восходящая к 2,5 тысячам лет назад. Кунь Фу-цзы, также известный как Кунгский учитель, является самой легендарной фигурой среди китайских философов. Ему приписывают следующие слова: "В пятнадцать лет я почувствовал желание учиться; в тридцатые годы я установил; в сорок лет я достиг, свободный от сомнений; в пятьдесят лет я знал веления небесные; в шестидесятые годы мой слух нашел проникновение; в семьдесят лет я следовал желанию сердца, не прерывая меры", "Кто приятен человечеству, которого нельзя превзойти". Конфуций. Уроки мудрости. - М., Харьков, 1998, с. 31.

Историю Конфуция можно разделить на четыре периода. Первым из них является появление оригинального конфуцианства и его возникновение в качестве лидера ста школ (VI-III вв. до н.э.). Второй период - это период, когда конфуцианцы боролись за право быть носителями официально принятой идеологии в Китае. В этой борьбе император Цинь (Хань Фей-Цзы) поддержал легистов, которые считали, что страной должен управлять закон правителя и не допускали расплывчатых конфуцианских нравственных норм. Это дошло до сжигания книг и похорон конфуцианцев (ок. 3 в. до н.э.). За этим последовала параллельная борьба с даосами. После распада династии Цинь конфуцианство было признано династией Хань официальной идеологией страны. Славу Конфуция этой эпохи приобрел Дон Чжун Шу. Третий период - нео-конфуцианство, борьба за философское и идеологическое влияние с буддистами. Самым известным и блестящим философом признан Чжоу Дуньи (X-XIX век). Четвертый период, Новый конфуцианство (20 век), является попыткой реализации китайской идеологии в современных условиях. Фэн Юлан (1895-1990) считается самым выдающимся философом.

Конфуцианство, по сути, является социальной этической концепцией с приверженностью человечеству. Всегда есть способ, главное - найти способ увидеть это. Этому способствует образование. Человечество не приходит к человеку при рождении, а приобретается на протяжении всей жизни. Люди часто совершают ошибки, но есть два способа избежать их: Первое - верить и любить древность, а второе - следовать тому, что справедливо. Человек сам рассматривается как участник общественной жизни. По мнению Дон Чжуншу, высшая сила мира - это Небо, от него идет путь к справедливому управлению. О воле небесной можно судить по изменениям, происходящим со светлым и темным началом и по пяти стихиям - дереву, огню, земле, металлу и воде. Мир пронизан тьмой и светом, например, когда человек зол, он больше присутствует во тьме, или