Файл: Вопрос 1 Образование Священная римская империя германской нации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ниже этих "дворянских" помещиков было свободное сословие, но не "дворянское" - свободное "шеффеновское сословие". Их название произошло от права участвовать в качестве scheffens в епископских и земских судах . Они были незаменимыми участниками окружного суда. "Саксонское зеркало" даже предусматривает случай, если все шеффены вымрут в каком-либо графстве. Тогда король мог особым решением освободить имперских министров и назначить их шеффенами, чтобы "установить справедливость и поддерживать там королевский двор" . Вергельд и Шеффен были такими же, как и "дворяне", что подчеркивало их свободное государство. Они должны были иметь земельный участок размером не менее трех гуфов. Их Scheffen достоинство было наследственное. Согласно военно-феодальной иерархии, поместье Шеффенов принадлежало к пятому щиту. Отношение лиц Шеффенского сословия к рыцарству, связанному с правом владения феодом, было таково, что шеффены могли владеть рыцарскими феодами. Позже, в XIV веке, в связи с развитием рыцарского сословия и формированием дворянства (и с выделением высшей группы внутри дворянства), шеффенское сословие превратилось в низшую категорию "дворян". На самом высоком уровне зависимых сословий находились ministeriales (Dienstleute). Это был класс обслуживания. Зависимость служителей определялась именно их служебным положением. Министры занимали самые разные должности и делились на ранги. В лучшем положении находились императорские служители, но они также резко отличались от привилегированного класса; они не пользовались даже такими правами, как право быть деревенским старостой или (сельским) судьей. Однако постепенно их положение стало меняться к лучшему. Сначала императорские, а затем и остальные министры стали переходить на положение лиц, принадлежащих к новому свободному рыцарскому сословию. Их официальный статус постепенно превратился в феод, а министры-в вассалов. Еще в 1300 году в Мекленбургском министерском законе говорится о "законных правах свободы" (jura legitima libertatis) министров. Из них в XIV в. Образовалось низшее дворянство, экономической основой которого была мелкая система хозяйства (Meierrechts-Verfassung), возникшая на рыцарских феодах. Именно тогда особенно важным стало новое классовое деление - деление на свободных рыцарей и свободных не-рыцарей.
В XIII веке, как свидетельствует "Саксонское зеркало", служили. Как правило, они все еще находились в положении зависимых людей. Автор" Саксонского зеркала " подчеркивает, что под властью каждого мастера служители имеют права, установленные их хозяином . "Саксонское зеркало" даже решает вопрос о том, к какому господину принадлежат дети служителей, если их родители являются служителями разных суверенных лордов . Если господин отпускал своего служителя, то он приобретал (как и освобожденный крепостной) только права свободного арендатора-помещика . Феодалы-собственники имели право обмениваться своими министрами . Согласно феодальному закону, если господин отдавал министерскую землю, то это осуществлялось не на основе феодальных отношений (вассалитета), а по домениальному (вотчинному) праву . Осуществляя свое право наследования по Земельному праву наравне со свободными, служители не могли, однако, ни оставлять наследства, ни получать наследства вне власти своего господина, то есть вне круга лиц, находящихся под властью того же господина . В случае лишения прав министра его землевладение не могло выйти за пределы власти его господина. Однако имперские служители, наряду со свободными, уже могли быть свидетелями и заседателями в суде, связанными официальной присягой королю . Все это указывает на то, что большинство министраций XIII в. они еще не были равны свободным, но занимали зависимое положение, находясь на высшей ступени зависимых сословий.
Низ социальной лестницы образовывали различные категории крестьян. Гораздо позже они слились в более или менее однородную массу. "Саксонское зеркало" выделяет несколько категорий крестьян.Два класса чинчевиков находились почти в одинаковом положении: они юридически считались свободными, могли быть избраны на должность пристава если имели не менее трех гуфов, имели право быть заседателями в Шульгейском суде , были защищены одним и тем же наказанием и одним и тем же вергельдом и т. Во-первых, это бергенди. Они несли кассовую службу , находились не под юрисдикцией территориального суда, а суда шульт-это сельские старосты. В этом, в отличие от лиц Шеффенского сословия, с одной стороны, и от слуг, с другой, проявлялась их зависимость от графа как землевладельца. Во-вторых, простые землепользователи, которые платили чинше его хозяину. Глосса объясняет, что бигельды такие же, как и обычные землепользователи, и разница между ними только в том, что бигельды имели право продать свою землю и передать ее по наследству, а простые землепользователи не имеют права распоряжаться своей землей.
Далее, в порядке убывания, категория свободных крестьян образовала арендаторов-линьяссу. Это безземельные крестьяне, которые сидели в качестве арендаторов на чужих землях, приезжие, которые временно обрабатывают чужую землю. "Они приходят и уходят, как гости, и не имеют никакой собственности в стране" . Крестьяне этой категории юридически считаются свободными и защищенными штрафами и теми же кровными деньгами, что и землепользователи. Линьясса участвовал в суде гограф (низший суд). Освобожденный на свободу крепостной приобретал право на Земельный надел .
Помещичья система заканчивается перечнем категорий крестьян, которые были допущены бесплатно. Далее шли уже полусвободные крестьяне-литы ,батраки и несвободные крепостные. "Саксеншпигель" в нескольких местах упоминает литов как землепользователей более низкого ранга. Глосс к объясняет: "Тот, кто в Саксонии родился в области шинш, называется лит, и он не может покинуть землю без согласия своего господина." Очевидно, литы-потомки тех крестьян, которые жили на чиншевских землях и были зависимы от землевладельца. "Саксонское зеркало" утверждает, что завоеванные крестьяне были оставлены на земле как литы, когда саксы были установлены, и что эта категория крестьян якобы происходит отсюда . Штраф (компенсация) литов составляет 20 шиллингов и 6 1/2 пфеннига, а их вергельд-9 фунтов. Ниже литов на социальной лестнице стояли рабочие. "Саксонское зеркало" говорит о них, что они произошли от литов, которые потеряли свои права. Для них были установлены презрительное наказание и вергельд . Наиболее бесправной категорией крестьян были крепостные. Они были собственностью своего хозяина.
Вопрос 4 – Земское право
Саксонское зерцало довольно подробно регулирует правовой статус женщины, ее личные и имущественные права тщательно охраняются[1]. В браке женщина находится под опекой мужа и «принадлежит к одному с ним сословию», а «после смерти мужа она освобождается от прав (в отношении к ней) мужа» (ЗП, кн. III, ст. 45, § З)[2]. О сохранении родовых отношений свидетельствует норма, согласно которой после смерти мужа женщина восстанавливала родственные связи со своей семьей: в этом случае ее опекуном становился ближайший родственник одинакового с ней происхождения, способный носить оружие, а не родственник мужа (ЗП, кн. I, ст. 45, § 1).
СЗ устанавливает режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж (ЗП, кн. I, ст. 31, § 1, 2), но в имуществе выделяются части, принадлежащие жене. СЗ относит сюда «утренний дар» — подарок мужа при вступлении в брак, который состоял из движимого (домашние животные) и недвижимого имущества (усадебный участок и дом); «женскую долю», включавшую домашнюю утварь, предметы личного пользования, женские украшения; пожизненное содержание жены в случае смерти мужа (ЗП, кн. I, ст. 20, 21, 24, 32)[3].
Женщина могла пожаловаться в суд на своего законного опекуна, «что он отнимает у нее ее имение» или «отчуждает ее имение навсегда или на время fee] жизни» (ЗП, кн. I, ст. 44). Если в этом случае законный опекун трижды не являлся в суд, он терял право опеки, которое передавалось другому лицу (ЗП, кн. I, ст. 41).
Неравноправное положение женщины четко прослеживается по ленному праву[4]. Ей было запрещено ношение оружия (ЗП, кн. II, ст. 71, § 3), наряду с клириками, крестьянами и купцами она была отнесена к кругу лиц, лишенных ленного права (ЛП, гл. 1, ст. 4). Исключение составлял случай, когда монахиня становилась священнослужителем высокого ранга — аббатисой, при этом она «может приобрести от государства право военного щита» (ЗП, кн. I, ст. 26). Мужчина и женщина могли получить лен совместно, но и в этом случае мужчине предоставлялось полное право на владение женским имуществом (ЛП, ст. 56, § 1).
Несмотря на распространение христианства, СЗ предусматривает возможность законного расторжения брака. Развод неоднократно упоминается, достаточно подробно регулируются его имущественные последствия. Если муж расторгал брак, жена получала право на пожизненное содержание, право пользования земельным участком, но теряла право на «утренний дар» (ЗП, кн. I, ст. 21, § 2; кн. III, ст. 74). При разводе или после смерти мужа или жены принадлежавшая жене недвижимость переходила наследникам жены (ЗП, кн. I, ст. 31, §1,2)'.
С семейным статусом лица были тесно связаны его наследственные права. По СЗ отсутствует наследование по завещанию, допускается только наследование по закону[5] [6]. Поэтому СЗ устанавливает четкий порядок родственных связей: «Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью» (ЗП, кн. I, ст. 3, § 2 и З)[7].
Наследование происходило по сословному принципу, требовался равный или более высокий статус наследников. Особенность германского наследственного права — это различия в наследовании по ленному и земскому праву, которые предопределялись правовым статусом наследников и характером наследуемого имущества. По ленному праву лен и военное снаряжение передавались по наследству в соответствии с принципом майората (ближайшему нисходящему по мужской линии). Остальное имущество делилось между родственниками умершего семи степеней родства в соответствии с земским правом: «Хотя по ленному праву господин (сеньор) передает лен отца только одному сыну, но этого нет по земскому праву, чтобы он (сын) один его получал, разве только он предоставил своим братьям то, что им причитается в ленном имуществе» (ЗП, кн. 1, ст. 14, § 1; см. также: ЗП, кн. I, ст. 20, 21, 24, 32; ЛП, гл. 1, ст. 35, 69). Несовершеннолетним наследникам ленного имущества назначался опекун — старший из способных носить меч родственников (ЗП, кн. I, ст. 23, § 1).
Различный правовой режим имущества женщины предполагал двоякого рода передачу его в порядке наследования в соответствии с земским правом: «женская доля» — родственнице, ближайшей по женской линии, а наследство (прочее) — ближайшему родственнику независимо от пола (ЗП, кн. I, ст. 27, § 1). В случае смерти мужа женщина сохраняла «утренний дар», «женскую долю» и пожизненное содержание, на которое не могли претендовать иные наследники (ЗП, кн. I, ст. 21, § 2). Наследственные отношения матери и детей регулировались по принципу «мать — гость в доме сына, сын — гость в доме матери», что влекло, например, преимущественные права наследования невестки перед проживавшей в доме сына (мужа) свекровью после его смерти (ЗП, кн. I, ст. 20, § 2).
Военным происхождением ленного держания объясняется наличие в СЗ нормы о том, что лица с физическими недостатками подвергались ограничениям в наследственных правах по ленному праву, однако не лишались наследства по земскому праву: «...если родится ребенок немым, или безруким, или безногим, или слепым, то он наследник по земскому праву, но не наследник лена» (ЗП, кн. I, ст. 4). Дети, рожденные вне церковного брака, также подвергались ограничениям в правах (ЗП, кн. 1, ст. 16, § 2; 37; 38, § 3; 48, § 1; 50, § 2; 51, § 2 и др.), полнородные братья и сестры имели преимущественные наследственные права перед неполнородными (ЗП, кн. II, ст. 20, § 1). Пришлое население получало свои наследственные права в соответствии с местным правом, персональный принцип применения права уступает здесь место территориальному: «Каждый пришлый приобретает наследство в Саксонии по праву страны, а не по личному праву, будь то баварец, шваб или франк» (ЗП, кн. I, ст. 30)'.
Состязательный процесс по гражданским и уголовным делам. Каждый "мог подать иск о том, что его задевает", и вызвать на суд ответчика. Обычно истец и ответчик участвовали в процессе через представителя ("говорителя"), который произносил процессуальные формулы, ибо оговорка влекла за собой проигрыш дела. Для неявки в суд были только четыре законные причины: арест, болезнь, имперская служба и крестовый поход.
Основными доказательствами в суде были свидетельские показания и присяга. По уголовным делам допускался также "божий суд" в виде судебного поединка, если шеффены дадут на него согласие. Назначение судебного поединка ограничивалось принципом сословного равенства, а также процессуальными правилами, которые подробно изложены в "Саксонском зерцале". В зависимости от результата поединка побежденный ответчик подлежал обычному суду как виновный в преступлении, а победивший ответчик освобождался от обвинения, уплаты штрафа и возмещения истцу и суду. В случае троекратного невыхода "в поле" ответчик признавался проигравшим дело и подлежал суду.
СЗ уделяло большое внимание доказательственной стороне процесса и настаивало на надлежащем изобличении обвиняемого, без чего запрещалось выносить решение о наказании.
В земском праве существовал любопытный институт "оспаривания решения". Оспаривание решения должно было происходить стоя, лицом равного с заседателями сословия. Оспаривающий просил предоставить "скамью" для предложения другого решения, которое показалось бы сторонам более справедливым. Однако если оспоривший решение не добивался удовлетворения своих требований, он должен был уплатить возмещение тому, чье решение он оспорил, а также штраф и судебные издержки.
Споры между сеньором и вассалом должны решаться в ленном суде. О желании судиться со своим ленником сеньор должен был заранее и при свидетелях известить своего вассала. Суд должен был идти открыто и в присутствии других (не менее 7 человек) вассалов. От единичных обвинений можно было очиститься присягой. За непочтение к сеньору, нарушения процедуры ленника ждал штраф («Зерцало», однако, специально оговаривало, что нельзя считать за такое непочтение, если кто в суде «чихнет, сморкается, сгоняет мух» и т. п.). Видимо, порядки в таких сеньориальных судах были весьма произвольными, и требовалось придать им хоть какое-то подобие права.