Файл: Вопрос 1 Образование Священная римская империя германской нации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О. Л.)».
0 разграничении форм вины свидетельствует содержание ст. 130, 131, 137, 146 Каролины. Их анализ позволяет выявить различия между умышленным и неосторожным преступлением. Так, в ст. 146 Каролины на примере брадобрея и стрелка проводится различие между преступлением, совершенным по неосторожности, и абсолютно невиновным причинением вреда (казусом). Данная статья, повторяющая содержание ст. 172 Бамбергского уложения 1507 г., интересна еще и с той точки зрения, что она свидетельствует о значительном влиянии реципированного римского права на развитие уголовного права средневековой Германии, почти дословно воспроизводя фрагменты Ди- гест Юстиниана «об убийстве раба во время метания дротиков» (D. 9.2.9.4)[2] и «об убийстве раба цирюльником» (D. 9.2.11).
В Каролине рассматривается возможность совершения преступления с формой вины в виде косвенного умысла или в состоянии аффекта: «если убийство произошло в открытой драке или распре и никто не хочет признать себя виновным» (ст. 34), если лицо нанесло «смертельный удар в запальчивости и гневе» (ст. 137).
С проблемой выработки понятия формы вины в теории уголовного права XVI в. были тесно связаны и такие значимые понятия уголовного права, как совершение преступления в виде действия и бездействия. Хотя ни в Каролине, ни в уголовно-правовой науке не дается понятие преступного бездействия, его наказуемость никем не оспаривалась. В то же время среди правоведов Германии господствовало убеждение, которое всячески отстаивали гуманисты, что одна лишь мысль не может быть наказуема.
Каролина знает большое число обстоятельств, исключающих преступность деяния. Так, уголовная ответственность за убийство не наступала в случае «правомерной необходимой обороны» при защите себя, а также «жизни, тела и имущества третьего лица». Этому институту в Каролине уделено большое внимание. В ст. 139—145 подробно рассмотрены все неотъемлемые элементы и признаки правомерной необходимой обороны.
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, согласно Каролине являлись также полная невменяемость преступника или его психическое расстройство (они рассматриваются на примере самоубийства (ст. 135), а также в ст. 179 «О преступлениях, не имеющих разума по малолетству или иным причинам»); крайняя необходимость (в случае кражи по «прямой голодной нужде») (ст. 166);
причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 142).
Целый ряд обстоятельств, исключающих преступность, был закреплен в ст. 150. К ним, в частности, относились убийство лица, вступившего в половую связь с женой или дочерью, а также убийство ночного вора. Одним из характерных для Каролины обстоятельств, исключающих преступность, выступало совершение деяния с разрешения высших властей: такие грубые нарушения имперского и земского мира, как феодальная война и «кровная месть», которые при прочих равных условиях карались смертной казнью путем отсечения головы, считались вполне оправданными для лиц, получивших на это дозволение императора (ст. 129).
Каролина предусматривает также смягчающие обстоятельства. К последним относились малолетний возраст преступника — до 14 лет (на примере кражи), совершение преступления «в запальчивости и гневе», незначительный размер ущерба (ст. 137, 164 и др.).
Многочисленную группу образуют и отягчающие вину обстоятельства, среди которых выделялись публичный, дерзкий, кощунственный характер преступления, рецидив (ст. 161 — 162), крупный размер ущерба (ст. 124), «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, против «особ высшего достоинства» или собственного господина и др. (ст. 124, 128, 138, 143, 148, 158—162 и др.).
В Каролине различаются и отдельные стадии совершения преступления. Так, выделяется покушение на преступление, понимаемое как умышленное деяние, не доведенное до конца вопреки воле преступника (ст. 178).
Следуя учению итальянских пеналистов, Каролина разграничивает различные виды соучастия: до совершения преступления, в момент совершения преступления и после его совершения. Таким образом, основное внимание законодателя было обращено на выявление подстрекателя к совершению преступления и
соисполнителей для назначения для них более сурового наказания. В свою очередь, при определении меры ответственности для пособников судьи должны были выяснить, являлось ли данное пособничество «корыстным сообщничеством» или «укрывательством из сострадания», за которое должно было последовать более мягкое наказание (ст. 148,177).
Ответственность за совершение преступления по "Каролине" наступала при наличии вины - умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица («объективное вменение»).[21, c.91] Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека [14, с. 525].
Во второй половине XVII века уголовно-процессуальные положения были смягчены для больных, инвалидов, стариков и малолетних преступников.
Признавалось существование обстоятельств, исключающих наказание. Важнейшим среди них являлось состояние необходимой обороны: «Если кто-либо, осуществляя правомерную необходимую оборону для спасения своего тела и жизни, лишит жизни того, кто вынудил его к этой необходимой обороне, то он не будет в сем ни перед кем повинен»(ст. CXXXIX).
Ответственность не наступала также в следующих случаях:
Особо опасные правонарушения постепенно начинают рассматриваться как деяния, направленные не только против потерпевшего, но и как нарушение королевского мира, посягательство на общественный порядок. Так формируется понятие преступления, отличающегося от правонарушения, а уголовное право выделяется в самостоятельную область регулирования отношений - отрасль права.
Уложение различало стадии совершения преступления и виды пособничества (соучастие в совершении преступления). Покушение на совершение преступного действия, не удавшегося по не зависящим от виновного обстоятельствам, наказывалось также как оконченное преступление. Уголовные нормы рассматривали три формы пособничества: до совершения преступления, во время совершения преступления и после его совершения. В зависимости от формы пособничества и мотива действий пособников определялась степень ответственности соучастников, поэтому судья в подобных случаях должен обращаться к законоведам - назначить ли телесные наказания либо смертную казнь.
Преступления в Каролине можно разделить на следующие группы.
1. Государственные преступления (измена, фальшивомонетничество, мятеж и др.); Например, «Если кто-либо в стране, городе, владении области умышленно учинит опасный бунт простого народа против власти…то…он будет подлежать казни…» (ст. CXXVII).
2. Преступления против религии (богохульство, колдовство и др.):
«Если кто-либо приписывает Богу то, что ему не подобает…либо оскорбляет всемогущество Божье или Святой его матери Девы Марии, то он должен быть… посажен в тюрьму и подвергнут затем смертной казни…»(ст.VI).
3. Преступления против нравственности (сводничество, кровосмешение, двоежёнство и др.):
4. «Если супруг возбудит уголовное обвинение да изобличит кого-либо в том, что он совершил прелюбодеяние с его женой, то такой прелюбодей вместе с прелюбодейкой должны быть подвергнуты наказанию…» (ст. CXX).
5. Преступления против отправления правосудия (лжеприсяга, лжесвидетельство). Должны быть подвергнуты наказанию те свидетели, которых изобличат в том, что они пытались подвести невиновного под уголовное наказание (ст. LXVIII).
6. Преступления против собственности (кража, грабёж, поджог и др.)
Такому преступлению как кража, уделяется особое внимание. Если кто-либо совершил кражу, стоимостью менее пяти гульденов, и при этом вор не был замечен, то эта кража тайная (мелкая). Если в дальнейшем вор будет схвачен, то он должен уплатить потерпевшему двойную стоимость покражи (ст. CLVII] Если при первой краже вор был застигнут и вызвал крики или погоню, то такая кража признаётся открытой. Вор должен возвратить потерпевшему украденное или возместить его стоимость, потом должен быть выставлен к позорному столбу, высечен розгами и изгнан из страны (ст. CLVIII) При краже со взломом либо с оружием вор карается смертной казнью (ст. CLIX).
7. Преступления против порядка торговли (обмер, обвес).
Тот, кто подделывает меры, весы, пряности или другие товары, должен быть подвергнут уголовному наказанию: изгнанию из страны, сечению розгами и др. Если подделка производилась часто и в значительных размерах, то виновный должен быть подвергнут смертной казни (ст. CXIII).
«Каролина» провозгласила уничтоженными старые «неразумные» обычаи, на пример устанавливался закон, при котором награбленное имущество возвращалось его владельцу. Раньше, если поймают преступника с украденным добром, всё конфисковали в пользу местной власти. Или в случае, если корабельщик,
0 разграничении форм вины свидетельствует содержание ст. 130, 131, 137, 146 Каролины. Их анализ позволяет выявить различия между умышленным и неосторожным преступлением. Так, в ст. 146 Каролины на примере брадобрея и стрелка проводится различие между преступлением, совершенным по неосторожности, и абсолютно невиновным причинением вреда (казусом). Данная статья, повторяющая содержание ст. 172 Бамбергского уложения 1507 г., интересна еще и с той точки зрения, что она свидетельствует о значительном влиянии реципированного римского права на развитие уголовного права средневековой Германии, почти дословно воспроизводя фрагменты Ди- гест Юстиниана «об убийстве раба во время метания дротиков» (D. 9.2.9.4)[2] и «об убийстве раба цирюльником» (D. 9.2.11).
В Каролине рассматривается возможность совершения преступления с формой вины в виде косвенного умысла или в состоянии аффекта: «если убийство произошло в открытой драке или распре и никто не хочет признать себя виновным» (ст. 34), если лицо нанесло «смертельный удар в запальчивости и гневе» (ст. 137).
С проблемой выработки понятия формы вины в теории уголовного права XVI в. были тесно связаны и такие значимые понятия уголовного права, как совершение преступления в виде действия и бездействия. Хотя ни в Каролине, ни в уголовно-правовой науке не дается понятие преступного бездействия, его наказуемость никем не оспаривалась. В то же время среди правоведов Германии господствовало убеждение, которое всячески отстаивали гуманисты, что одна лишь мысль не может быть наказуема.
Каролина знает большое число обстоятельств, исключающих преступность деяния. Так, уголовная ответственность за убийство не наступала в случае «правомерной необходимой обороны» при защите себя, а также «жизни, тела и имущества третьего лица». Этому институту в Каролине уделено большое внимание. В ст. 139—145 подробно рассмотрены все неотъемлемые элементы и признаки правомерной необходимой обороны.
Обстоятельствами, исключающими преступность деяния, согласно Каролине являлись также полная невменяемость преступника или его психическое расстройство (они рассматриваются на примере самоубийства (ст. 135), а также в ст. 179 «О преступлениях, не имеющих разума по малолетству или иным причинам»); крайняя необходимость (в случае кражи по «прямой голодной нужде») (ст. 166);
причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 142).
Целый ряд обстоятельств, исключающих преступность, был закреплен в ст. 150. К ним, в частности, относились убийство лица, вступившего в половую связь с женой или дочерью, а также убийство ночного вора. Одним из характерных для Каролины обстоятельств, исключающих преступность, выступало совершение деяния с разрешения высших властей: такие грубые нарушения имперского и земского мира, как феодальная война и «кровная месть», которые при прочих равных условиях карались смертной казнью путем отсечения головы, считались вполне оправданными для лиц, получивших на это дозволение императора (ст. 129).
Каролина предусматривает также смягчающие обстоятельства. К последним относились малолетний возраст преступника — до 14 лет (на примере кражи), совершение преступления «в запальчивости и гневе», незначительный размер ущерба (ст. 137, 164 и др.).
Многочисленную группу образуют и отягчающие вину обстоятельства, среди которых выделялись публичный, дерзкий, кощунственный характер преступления, рецидив (ст. 161 — 162), крупный размер ущерба (ст. 124), «дурная слава» преступника, совершение преступления группой лиц, против «особ высшего достоинства» или собственного господина и др. (ст. 124, 128, 138, 143, 148, 158—162 и др.).
В Каролине различаются и отдельные стадии совершения преступления. Так, выделяется покушение на преступление, понимаемое как умышленное деяние, не доведенное до конца вопреки воле преступника (ст. 178).
Следуя учению итальянских пеналистов, Каролина разграничивает различные виды соучастия: до совершения преступления, в момент совершения преступления и после его совершения. Таким образом, основное внимание законодателя было обращено на выявление подстрекателя к совершению преступления и
соисполнителей для назначения для них более сурового наказания. В свою очередь, при определении меры ответственности для пособников судьи должны были выяснить, являлось ли данное пособничество «корыстным сообщничеством» или «укрывательством из сострадания», за которое должно было последовать более мягкое наказание (ст. 148,177).
ВОПРОС 7 – ОСОБЕННЫЕ ВИДЫ НАКАЗАНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО «КАРОЛИНЕ»
Ответственность за совершение преступления по "Каролине" наступала при наличии вины - умысла или неосторожности. Однако феодальное уголовное право Германии нередко устанавливало ответственность и без вины, за вину другого лица («объективное вменение»).[21, c.91] Кроме того, применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека [14, с. 525].
Во второй половине XVII века уголовно-процессуальные положения были смягчены для больных, инвалидов, стариков и малолетних преступников.
Признавалось существование обстоятельств, исключающих наказание. Важнейшим среди них являлось состояние необходимой обороны: «Если кто-либо, осуществляя правомерную необходимую оборону для спасения своего тела и жизни, лишит жизни того, кто вынудил его к этой необходимой обороне, то он не будет в сем ни перед кем повинен»(ст. CXXXIX).
Ответственность не наступала также в следующих случаях:
-
- убийство за «блудодеяние, совершенное с его женой или дочерью…»; -
- убийство «кого-либо для спасения жизни, тела или имущества другого лица, а также, когда убивают люди, лишенные разума»; -
- убийство «по причине сопротивления кого-либо, кого поручено задержать по долгу службы и кто окажет непозволительное опасное и коварное сопротивление»; -
- если кто-то убьет кого-либо, «обнаружив его в ночную пору и при опасных обстоятельствах в своем жилище», или если убьёт «тот, кто имеет животное, которое лишит жизни кого-нибудь, если он не предвидел заранее и ничего не слыхал о такой злобности этого животного…» (ст.CL).
Особо опасные правонарушения постепенно начинают рассматриваться как деяния, направленные не только против потерпевшего, но и как нарушение королевского мира, посягательство на общественный порядок. Так формируется понятие преступления, отличающегося от правонарушения, а уголовное право выделяется в самостоятельную область регулирования отношений - отрасль права.
Уложение различало стадии совершения преступления и виды пособничества (соучастие в совершении преступления). Покушение на совершение преступного действия, не удавшегося по не зависящим от виновного обстоятельствам, наказывалось также как оконченное преступление. Уголовные нормы рассматривали три формы пособничества: до совершения преступления, во время совершения преступления и после его совершения. В зависимости от формы пособничества и мотива действий пособников определялась степень ответственности соучастников, поэтому судья в подобных случаях должен обращаться к законоведам - назначить ли телесные наказания либо смертную казнь.
Преступления в Каролине можно разделить на следующие группы.
1. Государственные преступления (измена, фальшивомонетничество, мятеж и др.); Например, «Если кто-либо в стране, городе, владении области умышленно учинит опасный бунт простого народа против власти…то…он будет подлежать казни…» (ст. CXXVII).
2. Преступления против религии (богохульство, колдовство и др.):
«Если кто-либо приписывает Богу то, что ему не подобает…либо оскорбляет всемогущество Божье или Святой его матери Девы Марии, то он должен быть… посажен в тюрьму и подвергнут затем смертной казни…»(ст.VI).
3. Преступления против нравственности (сводничество, кровосмешение, двоежёнство и др.):
4. «Если супруг возбудит уголовное обвинение да изобличит кого-либо в том, что он совершил прелюбодеяние с его женой, то такой прелюбодей вместе с прелюбодейкой должны быть подвергнуты наказанию…» (ст. CXX).
5. Преступления против отправления правосудия (лжеприсяга, лжесвидетельство). Должны быть подвергнуты наказанию те свидетели, которых изобличат в том, что они пытались подвести невиновного под уголовное наказание (ст. LXVIII).
6. Преступления против собственности (кража, грабёж, поджог и др.)
Такому преступлению как кража, уделяется особое внимание. Если кто-либо совершил кражу, стоимостью менее пяти гульденов, и при этом вор не был замечен, то эта кража тайная (мелкая). Если в дальнейшем вор будет схвачен, то он должен уплатить потерпевшему двойную стоимость покражи (ст. CLVII] Если при первой краже вор был застигнут и вызвал крики или погоню, то такая кража признаётся открытой. Вор должен возвратить потерпевшему украденное или возместить его стоимость, потом должен быть выставлен к позорному столбу, высечен розгами и изгнан из страны (ст. CLVIII) При краже со взломом либо с оружием вор карается смертной казнью (ст. CLIX).
7. Преступления против порядка торговли (обмер, обвес).
Тот, кто подделывает меры, весы, пряности или другие товары, должен быть подвергнут уголовному наказанию: изгнанию из страны, сечению розгами и др. Если подделка производилась часто и в значительных размерах, то виновный должен быть подвергнут смертной казни (ст. CXIII).
«Каролина» провозгласила уничтоженными старые «неразумные» обычаи, на пример устанавливался закон, при котором награбленное имущество возвращалось его владельцу. Раньше, если поймают преступника с украденным добром, всё конфисковали в пользу местной власти. Или в случае, если корабельщик,