Файл: Повышение эффективности деятельности государственной власти Республики Алтай в сфере физической культуры и спорта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Нормативно-правовая база государственного управления в сфере физической культуры и спорта

Для управления в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне создана трехуровневая система органов управления. Систему государственных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации кратко можно представить как совокупность органов непосредственного управления (Министерство спорта РФ), так и опосредованного (Министерство науки и высшего образования РФ).

Министерство спорта РФ может рассматриваться в качестве типичного федерального органа исполнительной власти отраслевой компетенции, который выполняет правотворческие и правоприменительные функции в сфере регулирования физической культуры и спорта, кроме того, им разрабатывается соответствующая государственная политика, которой должны следовать нижестоящие органы власти в своей деятельности. К полномочиям Министерства спорта РФ относятся такие как:

- реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;

- проведение мероприятий по организации;

- проведению всероссийских спортивных соревнований и др.6

Министерство спорта на уровне субъекта РФ, точно так же как и Министерство спорта на федеральном уровне осуществляет деятельность по руководству подотчетными органами и организациями; кроме того, пропагандируя занятия спортом, данные министерства также могут вовлекаться в осуществления рекламной и разных видов хозяйственной деятельности.

Вместе с этим, органы местного самоуправления ответственны, прежде всего, перед населением, проживающим на соответствующей территории. В ведении муниципальных образований находятся, в том числе и отдельные государственные полномочия в тех ситуациях, если они были переданы им государством. К числу указанных полномочий можно отнести, в том числе и создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

Анализ проблематики государственного управления в области физкультуры и спорта не может считаться полным в том случае, если мы не рассмотрим нормативно-правовую базу, регламентирующую возникновение, изменение и прекращение правоотношений в рассматриваемой сфере общественной жизни.

Законодательство в сфере физической культуры и спорта представляет собой объемную часть законодательства, которая в свой состав включает нормы конституционного, гражданского, трудового и международного права. Кроме того, оно тесно связано с образованием, социальной защитой и даже предпринимательством. Иными словами, законодательство в сфере физической культуры и спорта
является комплексом законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятие физической культурой и спортом.

Нормативно-правовую базу в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации составляют:

- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта;7

- Федеральные законы. Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта регламентировано Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о спорте); в рамках данного типа регулирования устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта.8

- другие федеральные законы, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта. Так, Федеральный закон «Об общественных объединениях» регулирует проблемы формирования, регистрации, реорганизации и закрытия физкультурно-спортивных учреждений, в том числе профессиональных федераций, ассоциаций и союзов. 9

- Кодекс законов Российской Федерации о труде, о градостроительстве, о налогах и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта.

- законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте;

- указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта. Президент РФ может принимать указы и распоряжения, которые призваны дополнять и конкретизировать основное законодательство о физкультуре и спорте. Таковым, например, является, Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта».

- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам физической культуры. Орган издаёт приказы, утверждающие стандарты спортивной подготовки по различным видам спорта, а также правила видов спорта. Эту деятельность осуществляет в первую очередь Министерство спорта РФ.

- решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта.


Кроме законодательных документов государственная политика в сфере физической культуры и спорта определяется группой документов стратегического планирования, как на уровне всей экономической системы, так в секторе физической культуры и спорта (концепции, стратегии и государственные программы в сфере социально-экономического развития). Например, «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Стратегия определяет основные проблемы, существующие в данной сфере. Это, например, ухудшение здоровья и физического развития граждан, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений и т. д.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере физкультуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все моменты относительно данных социально-культурных категорий. Вопросы в сфере физкультуры и спорта регулируются большим количеством законов, а также различными подзаконными актами.

2. Анализ деятельности государственного управления в сфере физической культуры и спорта Республики Алтай

2.1 Общая характеристика и оценка государственного управления физической культуры и спорта в Республике Алтай
Главным органом, осуществляющим государственную политику в сфере физической культуры и спорта в Республике Алтай, является Комитет по физической культуре и спорту. Этот орган исполнительной власти осуществляет координацию в случаях, установленных федеральным законом, законом Республики Алтай, постановлением Правительства Республики Алтай, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Алтай.

В своей деятельности комитет руководствуется в первую очередь Конституцией РФ и конституцией Республики Алтай, федеральными законами, законами Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, Положением о Комитете по физической культуре и спорту Республики Алтай от 20 июля 2006 года №178. В пределах своей компетенции комитет организует исполнение, обобщает практику применения законов в сфере физической культуры и спорта, разрабатывает предложения по их совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительству Республики Алтай.


Основной целью Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай можно назвать укрепление здоровья населения республики, посредством приобщения всех слоев населения, особенно детей и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

Отрасль физической культуры и спорта вносит значительный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление его здоровья, воспитание подрастающего поколения. Политика в этой области должна проводиться с максимальной эффективностью. Эффективность государственных решений, принимаемых в управлении физической культуры и спорта, можно оценить по результатам реализации различных стратегических и целевых программ.

Стоит отметить, что за последние годы меры, осуществляемые органами исполнительной власти Республики Алтай, позволяют обеспечить динамическое развитие муниципальных образований, общественных объединений. При осуществлении государственной политики в области физической культуры и спорта, органами государственной власти Республики Алтай, согласно отчету о достигнутых значениях показателей основных мероприятий государственной программы Республики Алтай "Развитие физической культуры и спорта" были достигнуты следующие показатели:

ОТЧЕТ10

Наименование показателя

Значения показателей




План

Факт




Количество участников физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий, проводимых на территории Республики Алтай

13 198,0

13 200,0




Количество проведенных спортивно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий

60,0

140,0




Количество строящихся объектов спорта

1.0

1,0




Уровень технической готовности объекта

100,0

100,0




Численность детей, обучающихся в организациях дополнительного образования спортивной направленности

595,0

640,0




Количество проведенных внешкольных мероприятий спортивной направленности

4,0

5,0




Доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом

72,2

72,4




Доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом

19,1

19,2




Доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом

13,8

13,7




Количество созданных центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"(ГТО)

4,0

4,0




Доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва

48,0

71,2




Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта")

22,8

65,0




Количество учреждений, реализующих программу спортивной подготовки

4,0

4,0




Доля финансовой обеспеченности деятельности Комитета

100,0

100,0




Количество обслуживаемых учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту Республики Алтай (в т.ч. Комитет)

6,0

6,0







Из анализа данной таблицы четко видно, что все основные показатели достигнуты или даже выполнены намного превышая план. Это говорит о высокой эффективности проводимой политики и о качественном выполнении государственной программы. Кроме того, это свидетельствует о достаточно хорошем состоянии сферы физической культуры и спорта в данном регионе Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2019 года материально-техническая база физической культуры и спорта в Республике Алтай составляет 345 спортивных сооружений, в том числе:

- 7 стадионов с трибунами на 1500 мест и больше;

- 175 плоскостных сооружений; 135 спортивных залов,

- 1 – бассейн; 4 лыжные базы.

Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории Республики Алтай в 2019 году проводили 619 штатных физкультурных работников, из них 399 человек в сельской местности, 162 человека с высшим профессиональным образованием. Ежегодно расширяется перечень спортивных мероприятий, включаемых в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Алтай. Анализ возрастной структуры удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, показывает, что большую часть систематически занимающихся составляют молодые люди в возрасте до 30 лет – 84,7%.11

Развитие спорта высших достижений является одним из приоритетных направлений в области физической культуры и спорта в Республике Алтай. Высокие спортивные достижения являются частью государственной политики республики, а высокие спортивные результаты на международных аренах повышают престиж Республики Алтай и России в целом.

При реализации государственной политики в области физической культуры и спорта государство часто сталкивается с проблемами. Несмотря на довольно успешную проводимую политику в области физической культуры и спорта в Республике Алтай, некоторые показатели государственной программы остаются недостигнутыми. Их перечень представлен в таблице ниже:

Таблица 2.

Недостигнутые показатели государственной программы12

Наименование показателя

Значения показателей

План

Факт

Число высокопроизводительных рабочих мест

13%

0%

Обеспечение населения спортивными сооружениями

53%

44%

Количество детей, занимающихся в учреждениях олимпийского резерва

611чел.

606 чел.