Файл: Повышение эффективности деятельности государственной власти Республики Алтай в сфере физической культуры и спорта.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Нормативно-правовая база государственного управления в сфере физической культуры и спорта
Для управления в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне создана трехуровневая система органов управления. Систему государственных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации кратко можно представить как совокупность органов непосредственного управления (Министерство спорта РФ), так и опосредованного (Министерство науки и высшего образования РФ).
Министерство спорта РФ может рассматриваться в качестве типичного федерального органа исполнительной власти отраслевой компетенции, который выполняет правотворческие и правоприменительные функции в сфере регулирования физической культуры и спорта, кроме того, им разрабатывается соответствующая государственная политика, которой должны следовать нижестоящие органы власти в своей деятельности. К полномочиям Министерства спорта РФ относятся такие как:
- реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
- проведение мероприятий по организации;
- проведению всероссийских спортивных соревнований и др.6
Министерство спорта на уровне субъекта РФ, точно так же как и Министерство спорта на федеральном уровне осуществляет деятельность по руководству подотчетными органами и организациями; кроме того, пропагандируя занятия спортом, данные министерства также могут вовлекаться в осуществления рекламной и разных видов хозяйственной деятельности.
Вместе с этим, органы местного самоуправления ответственны, прежде всего, перед населением, проживающим на соответствующей территории. В ведении муниципальных образований находятся, в том числе и отдельные государственные полномочия в тех ситуациях, если они были переданы им государством. К числу указанных полномочий можно отнести, в том числе и создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Анализ проблематики государственного управления в области физкультуры и спорта не может считаться полным в том случае, если мы не рассмотрим нормативно-правовую базу, регламентирующую возникновение, изменение и прекращение правоотношений в рассматриваемой сфере общественной жизни.
Законодательство в сфере физической культуры и спорта представляет собой объемную часть законодательства, которая в свой состав включает нормы конституционного, гражданского, трудового и международного права. Кроме того, оно тесно связано с образованием, социальной защитой и даже предпринимательством. Иными словами, законодательство в сфере физической культуры и спорта
является комплексом законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятие физической культурой и спортом.
Нормативно-правовую базу в сфере физической культуры и спорта Российской Федерации составляют:
- Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта;7
- Федеральные законы. Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта регламентировано Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о спорте); в рамках данного типа регулирования устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта.8
- другие федеральные законы, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта. Так, Федеральный закон «Об общественных объединениях» регулирует проблемы формирования, регистрации, реорганизации и закрытия физкультурно-спортивных учреждений, в том числе профессиональных федераций, ассоциаций и союзов. 9
- Кодекс законов Российской Федерации о труде, о градостроительстве, о налогах и другие, в которых отражены вопросы физической культуры и спорта.
- законы субъектов Российской Федерации о физической культуре и спорте;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации по вопросам физической культуры и спорта. Президент РФ может принимать указы и распоряжения, которые призваны дополнять и конкретизировать основное законодательство о физкультуре и спорте. Таковым, например, является, Указ Президента РФ «О награждении государственными наградами Российской Федерации спортсменов, тренеров, работников физической культуры и спорта».
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по вопросам физической культуры. Орган издаёт приказы, утверждающие стандарты спортивной подготовки по различным видам спорта, а также правила видов спорта. Эту деятельность осуществляет в первую очередь Министерство спорта РФ.
- решения федеральных органов исполнительной власти по вопросам физической культуры и спорта.
Кроме законодательных документов государственная политика в сфере физической культуры и спорта определяется группой документов стратегического планирования, как на уровне всей экономической системы, так в секторе физической культуры и спорта (концепции, стратегии и государственные программы в сфере социально-экономического развития). Например, «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года». Стратегия определяет основные проблемы, существующие в данной сфере. Это, например, ухудшение здоровья и физического развития граждан, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений и т. д.
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере физкультуры и спорта регулируются российским законодательством достаточно содержательно и подробно, освещаются практически все моменты относительно данных социально-культурных категорий. Вопросы в сфере физкультуры и спорта регулируются большим количеством законов, а также различными подзаконными актами.
2. Анализ деятельности государственного управления в сфере физической культуры и спорта Республики Алтай
2.1 Общая характеристика и оценка государственного управления физической культуры и спорта в Республике Алтай
Главным органом, осуществляющим государственную политику в сфере физической культуры и спорта в Республике Алтай, является Комитет по физической культуре и спорту. Этот орган исполнительной власти осуществляет координацию в случаях, установленных федеральным законом, законом Республики Алтай, постановлением Правительства Республики Алтай, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Алтай.
В своей деятельности комитет руководствуется в первую очередь Конституцией РФ и конституцией Республики Алтай, федеральными законами, законами Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, Положением о Комитете по физической культуре и спорту Республики Алтай от 20 июля 2006 года №178. В пределах своей компетенции комитет организует исполнение, обобщает практику применения законов в сфере физической культуры и спорта, разрабатывает предложения по их совершенствованию и вносит их на рассмотрение Правительству Республики Алтай.
Основной целью Комитета по физической культуре и спорту Республики Алтай можно назвать укрепление здоровья населения республики, посредством приобщения всех слоев населения, особенно детей и молодежи, к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Отрасль физической культуры и спорта вносит значительный вклад в развитие человеческого потенциала, сохранение и укрепление его здоровья, воспитание подрастающего поколения. Политика в этой области должна проводиться с максимальной эффективностью. Эффективность государственных решений, принимаемых в управлении физической культуры и спорта, можно оценить по результатам реализации различных стратегических и целевых программ.
Стоит отметить, что за последние годы меры, осуществляемые органами исполнительной власти Республики Алтай, позволяют обеспечить динамическое развитие муниципальных образований, общественных объединений. При осуществлении государственной политики в области физической культуры и спорта, органами государственной власти Республики Алтай, согласно отчету о достигнутых значениях показателей основных мероприятий государственной программы Республики Алтай "Развитие физической культуры и спорта" были достигнуты следующие показатели:
ОТЧЕТ10 | |||
Наименование показателя | Значения показателей | | |
План | Факт | | |
Количество участников физкультурных мероприятий и массовых спортивных мероприятий, проводимых на территории Республики Алтай | 13 198,0 | 13 200,0 | |
Количество проведенных спортивно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятий | 60,0 | 140,0 | |
Количество строящихся объектов спорта | 1.0 | 1,0 | |
Уровень технической готовности объекта | 100,0 | 100,0 | |
Численность детей, обучающихся в организациях дополнительного образования спортивной направленности | 595,0 | 640,0 | |
Количество проведенных внешкольных мероприятий спортивной направленности | 4,0 | 5,0 | |
Доля детей и молодежи (возраст 3-29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом | 72,2 | 72,4 | |
Доля граждан среднего возраста (женщины: 30-54 года; мужчины: 30-59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом | 19,1 | 19,2 | |
Доля граждан старшего возраста (женщины: 55-79 лет; мужчины: 60-79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом | 13,8 | 13,7 | |
Количество созданных центров тестирования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"(ГТО) | 4,0 | 4,0 | |
Доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе спортивных школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва | 48,0 | 71,2 | |
Доля спортсменов-разрядников, имеющих разряды и звания (от I разряда до спортивного звания "Заслуженный мастер спорта") | 22,8 | 65,0 | |
Количество учреждений, реализующих программу спортивной подготовки | 4,0 | 4,0 | |
Доля финансовой обеспеченности деятельности Комитета | 100,0 | 100,0 | |
Количество обслуживаемых учреждений, подведомственных Комитету по физической культуре и спорту Республики Алтай (в т.ч. Комитет) | 6,0 | 6,0 | |
Из анализа данной таблицы четко видно, что все основные показатели достигнуты или даже выполнены намного превышая план. Это говорит о высокой эффективности проводимой политики и о качественном выполнении государственной программы. Кроме того, это свидетельствует о достаточно хорошем состоянии сферы физической культуры и спорта в данном регионе Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2019 года материально-техническая база физической культуры и спорта в Республике Алтай составляет 345 спортивных сооружений, в том числе:
- 7 стадионов с трибунами на 1500 мест и больше;
- 175 плоскостных сооружений; 135 спортивных залов,
- 1 – бассейн; 4 лыжные базы.
Физкультурно-оздоровительную и спортивную работу на территории Республики Алтай в 2019 году проводили 619 штатных физкультурных работников, из них 399 человек в сельской местности, 162 человека с высшим профессиональным образованием. Ежегодно расширяется перечень спортивных мероприятий, включаемых в календарный план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Республики Алтай. Анализ возрастной структуры удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, показывает, что большую часть систематически занимающихся составляют молодые люди в возрасте до 30 лет – 84,7%.11
Развитие спорта высших достижений является одним из приоритетных направлений в области физической культуры и спорта в Республике Алтай. Высокие спортивные достижения являются частью государственной политики республики, а высокие спортивные результаты на международных аренах повышают престиж Республики Алтай и России в целом.
При реализации государственной политики в области физической культуры и спорта государство часто сталкивается с проблемами. Несмотря на довольно успешную проводимую политику в области физической культуры и спорта в Республике Алтай, некоторые показатели государственной программы остаются недостигнутыми. Их перечень представлен в таблице ниже:
Таблица 2.
Недостигнутые показатели государственной программы12
Наименование показателя | Значения показателей | |
План | Факт | |
Число высокопроизводительных рабочих мест | 13% | 0% |
Обеспечение населения спортивными сооружениями | 53% | 44% |
Количество детей, занимающихся в учреждениях олимпийского резерва | 611чел. | 606 чел. |