Файл: Содержание Введение 2 Анализ туризма России в кризисный период 2 Меры государственной поддержки туристического бизнеса 8 Туристический бизнес Республики Дагестан 12 Заключение 15 Список литературы 16 Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание


Введение 2

1.Анализ туризма России в кризисный период 2

2.Меры государственной поддержки туристического бизнеса 8

3.Туристический бизнес Республики Дагестан 12

Заключение 15

Список литературы 16


Введение


Индустрия туризма в настоящее время сталкивается с жесточайшими вызовами, которые подталкивают её к постоянному реформированию, необходимости молниеносно реагировать на мировые экономические, политические и эпидемиологические процессы.

Продолжающаяся пандемия Covid-19 привела к сокращению въездного и выездного туристского потока. Санкционные ограничения, уход иностранных компаний с российского рынка, ограничение полётов гражданской авиации усугубили эту ситуацию.

Однако, несмотря на рецессию, происходят позитивные направления развития индустрии туризма: реализация Национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства", внедрение туристического кэшбека, активизация строительства туристической инфраструктуры, льготное кредитование и налогообложение предприятий отрасли

  1. Анализ туризма России в кризисный период


Во время пандемии коронавируса туристический сегмент оказался на грани фола, потеряв 60% доходов. Сегодня ситуация еще более нестабильна: страны то открывают, то закрывают границы, не определена судьба ковидных ограничений в будущем, аэропорты работают нестабильно.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) отмечают, что лето 2022 года было первым, когда наибольшую популярность среди организованных путешественников получили внутренние направления, опередившие по числу поездок даже Турцию. Всего, по данным Ростуризма, в мае — августе по стране путешествовало около 25 млн человек, что на уровне допандемийных показателей (в прошлом году было на 8—10% меньше). Средняя стоимость поездки на двоих, по данным платформы Слетать.ру, где собрана статистика от более чем сотни туроператоров России, составила 75 000 рублей.

Согласно докладу UNWTO за 2021 г, восстановление туризма
происходит достаточно медленными темпами.

Рис-1 Динамика туристских прибытий в 2019–2021 гг., тыс. чел

Начавшийся в феврале 2022 г. конфликт между Россией и Украиной также привёл к сокращению туристских поездок. Введённые санкции и закрытое небо над некоторыми странами привели к увеличению времени полётов, повышению стоимости авиаперелётов. Представим данные об этом на Рис 2



Рис 2– Данные об изменении длительности и полётного расстояния при закрытом небе Российской Федерации и Украины

К примеру, компания Finnair временно прекратила пассажирские и грузовые авиаперевозки в Азию. Ирландская ASL будет реализовывать рейсы в Азию через Казахстан, из-за чего время в пути значительно увеличится: перелёт из Бельгии в Южную Корею будет занимать 10 часов – на полтора часа дольше.

Введённые санкции против России, в том числе, ограничение на возможность платежей в долларах и евро, отключение от системы SWIFT привели к тому, что российские туристы имеют возможность выехать за рубеж только при наличии собственных наличных накоплений иностранной валюты, либо путешествовать в страны, где принимают карты российской платёжной системы "МИР". Согласно данным официального сайта mironline.ru, на июнь 2022 г. карты принимаются на территории Турции, Вьетнама, Армении, Узбекистана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Южной Осетии и Абхазии , в перспективе – Иран, Куба, Сирия, Египет и Венесуэла . География оплаты российской платёжной системой постоянно растёт, включая страны популярного выездного туризма, а также "дружественные" государства, в том числе те, на которые в своё время были наложены санкции США. Из 20 стран, упомянутых в санкционном списке Министерства финансов США , с четвертью ведутся переговоры о принятии карт "МИР.

Значимым для российского туристского рынка событием является выход Российской Федерации из UNWTO-Всемирной туристской организации (ООН). Однако, данный вопрос не стоит рассматривать однозначно . С одной стороны, имеются репутационные издержки: Российская Федерация перестала входить в круг стран, которые участвуют в развитии международного туризма, проводят конференции по его продвижению и т.п. С другой стороны, сама Организация Объединённых Наций, как и структуры в неё входящие, в настоящее время подвергаются серьёзной критике в связи с несоответствием действий заявленным целям. Помимо этого, сумма членских взносов, сэкономленных Россией при выходе из UNWTO, пойдёт на развитие туризма внутри страны, а это сотни тысяч евро. Нестабильная экономическая, политическая, эпидемиологическая обстановка приводит к сокращению международных туристских потоков. Потенциальные туристы начинают ориентироваться на внутренний туризм.


Согласно аналитике Ассоциации туроператоров, этим летом лидерами массового спроса остались традиционные для страны «суперрегионы» — курорты черноморского побережья, Санкт-Петербург и Москва. На них приходится больше половины от всего внутрироссийского турпотока.

Активно набирают популярность Дагестан и курорты Кавказских Минеральных Вод, турпоток туда вырос на 40% и 25% соответственно. Каспийское море сейчас всё больше воспринимают как альтернативу черноморским курортам, на пляжный отдых в этом регионе приходится половина от всех продаж, отмечает АТОР.На 40% вырос турпоток в Дагестан

Среди покупателей экскурсионных туров на 5—10% увеличился спрос на Алтай, Байкал и Камчатку. Так, север острова Ольхон стал самым популярным байкальским маршрутом, за три летних месяца им прошли около 40 000 человек.

Таблица 1- Туризм в России в I и II кварталах 2022 года





I

квартал2022г.

II

квартал2022г.

ПриростIквартал2022г.

к I кварталу2021г.,в%

ПриростIIквартал2022г.

кIIкварталу2021г.,в%

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. человек

12 900,3

18 013,0

15,9

18,4

втомчисле:

граждан России

12 254,1

17 343,8

14,9

18,5

иностранных граждан

646,2

669,2

40,6

15,3

Число ночевок в коллективных средствах размещения, тыс.

44 975,8

75 248,6

19,7

17,1

Доходы коллективных средств размещения от предоставляемых услуг (без НДС, акцизов и аналогичных платежей), млн руб.


103 707,1


169 990,5


15,0


17,8

Число въездных туристских поездок, тыс.

1 414,4

2 237,0

21,6

35,3

Число выездных туристских поездок, тыс.

3 383,0

4 582,7

50,2

27,3

Пассажирооборот, млрд пасс.км

87,3

102,2

18,5

-4,5

изнихповидамтранспорта:

железнодорожный

20,8

31,5

11,1

14,1

воздушный (транспортная авиация) 1)

46,5

48,2

34,4

-14,6

Объем услуг туристических агентств, туроператоров и прочих услуг по бронированию

и сопутствующих им услуг, млрд руб. 2)

37,0

49,8

42,6

34,4

Объем услуг санаторно- курортных организаций, млрд руб. 2)

26,4

41,1

7,9

-0,4

Объем услуг гостиниц и аналогичных услуг по

предоставлению временного жилья, млрд руб. 2)

63,9

70,0

5,0

-1,0

Оценка туристского потока, млн.

23,5

41,4

16,1

18,6


1) По данным Росавиации.

2) В сопоставимых ценах




  1. Меры государственной поддержки туристического бизнеса

В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» Федеральным агентством по туризму в 2022-2024 гг. планируются следующие направления государственной поддержки туристического бизнеса:

1. Субсидии на осуществление грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма:

– получатели средств – юридические лица / индивидуальные предприниматели (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями);

– объем финансирования рассчитан исходя из размера субсидии на один проект –3 млн. руб.

– объем софинансирования из средств организаций и индивидуальных предпринимателей не менее 30 % от объема запрашиваемого гранта.

Направления расходования средств:

приобретение туристского оборудования, в том числе в целях обеспечения эксплуатации туристских объектов, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры, приобретение оборудования для туристских информационных центров, пунктов проката, включая детские комплексы;

организация круглогодичного функционирования и расширение доступности плавательных бассейнов (в том числе, приобретение систем подогрева, теплообменных устройств, а также приобретение мобильных погружных устройств для лиц с ограниченными возможностями здоровья);

разработка новых туристских маршрутов (включая маркировку, навигацию, обеспечение безопасности, организацию выделенных зон отдыха);

создание электронных путеводителей по туристским маршрутам, включая мобильные приложения и аудиогиды;

реализация проектов, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья
, стимулирование развития инклюзивного туризма (в том числе, оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы и иные мероприятия по созданию безбарьерной среды, среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению и слуху).

2. Субсидии на осуществление грантовой поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпинги и автокемпинги)

– получатели средств – юридические лица / индивидуальные предприниматели (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями);

– объем финансирования рассчитан исходя из размера субсидии на один проект –4,65 млн. руб.

– объем софинансирования из средств организаций и индивидуальных предпринимателей  не менее 30 % от объема запрашиваемого гранта

Направления расходования средств:

  • создание модульных некапитальных средств размещения, объектов кемпинг-размещения, кемпстоянок, а также приобретение кемпинговых палаток и других видов оборудования, используемого для организации пребывания (ночлега) в кемпинге;

  • обустройство жилой и рекреационной зоны, оборудование санитарных узлов (мест общего пользования);

  • обеспечение доступа для туристов с ограниченными физическими возможностями здоровья;

  • создание системы визуальной информации и навигации.

 

3. Субсидии на осуществление государственной поддержки реализации общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры

– получатели средств – юридические лица/индивидуальные предприниматели (за исключением некоммерческих организаций, являющихся государственными (муниципальными) учреждениями)

– объем финансирования рассчитан исходя из размера субсидии на один проект (в зависимости от направления) – от 7,550 до 10,0 млн. руб.

– объем софинансирования из средств организаций и индивидуальных предпринимателей – не менее 30 % от объема запрашиваемого гранта

Направления расходования средств:

  • создание и (или) развитие пляжей на побережьях морских и пресных водоемов, в том числе:

  • обустройство пляжа в соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации;

  • приобретение оборудования;

  • обустройство детских и спортивных зон отдыха;

  • создание пунктов общественного питания (некапитальное строительство);

  • создание системы безопасности территории пляжа;

  • создание и (или) развитие национальных туристских маршрутов (некапитальное строительство), прошедших экспертизу в соответствии с Порядком определения национальных туристских маршрутов;

  • обустройство и модернизация туристских ресурсов в составе национального туристского маршрута (некапитальное строительство), включая их адаптацию к потребностям лиц с ограниченными возможностями здоровья

  • изготовление и установка элементов системы навигации национальных туристских маршрутов;

  • установка или обустройство туристских информационных центров (формы некапитального строительства);

  • приобретение и установка санитарных модулей.