Файл: Формирование интеллектуального пространства и развитие полисубъектного взаимодействия как перспективные направления в образовательном сообществе лицея.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ ПОЛИСУБЪЕКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ ЛИЦЕЯ.

Коробко Е.Ю.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

лицей№1 им. М.В.Ломоносова г.Орла

Лицей №1 города Орла относится к числу тех ОУ, которые стремятся опережать события и процессы, происходящие в системе образования, осуществляя инновационную и научно-экспериментальную работу. Педагоги лицея стараются осознанно и намерено улучшать систему подготовки учеников.

Для координации деятельности в лицее создана и успешно функционирует программа развития, которая называется «Образование +». Один из блоков программы называется «Знание – фундамент будущего». А чтобы фундамент был прочным, в лицее сформировано интеллектуальное пространство, которое в свою очередь является ведущим направлением качественного образования в лицее. В лицее развиваются альтернативные формы образовательной деятельности, за счет усиления информационно-коммуникативного компонента повышается эффективность урока, осуществлен переход на профильное образование на третьей ступени обучения.

Кроме того, в лицей предлагает широкий спектр образовательных развивающих программ. Мы следим за динамикой роста количества классов повышенного уровня, проводим диагностику качества знаний в профильных классах. Учителя лицея овладевают новыми педагогическими технологиями.

Наряду со ставшими популярными в последнее время ИКТ, к слову сказать, ими у нас овладели учителя всех циклов, а не только физики, математики и информатики. Работа с интерактивной доской становится скорее нормой, чем диковинкой на уроках истории, иностранного языка, в начальной школе. Так вот наряду с ИКТ, учителя лицея используют технологию ТРИЗ, задачи дивергентного типа, когда условие одно, а решений может быть множество, учителя гуманитарного цикла широко используют технологии: «Педагогическая мастерская», «Музей одного произведения», «Музей одного героя». Традиционно в лицее используется многоуровневое обучение, технология «Дебаты». Проблемное, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, коллективная система обучения – это также традиционные технологии в лицее.


Таким образом, из сказанного видно, что формирование интеллектуального пространства – это приоритетное направление деятельности администрации лицея и всего педагогического коллектива. Интеллектуальное пространство, если оно сформировано, решает целый ряд задач:

1.Развитие интеллектуальных и креативных способностей детей.

2. Создание условий для восхождения знаний.

3. Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Эти задачи и решает педколлектив, расширяя и углубляя это пространство.

Одним из важных направлений формирования интеллектуального пространства является работа с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми является важной составляющей в образовательном процессе в лицее и охватывает следующие ступени:

  1. Диагностический – 1 – 3 классы.

  2. Подготовительный – 4 – 8 классы.

  3. Завершающий – 10,11 классы.

На первом этапе учителями, педагогом-психологом выявляются дети, способные к интеллектуальному поиску, творческому, нестандартному мышлению. На этом же этапе ведется работа с родителями (законными представителями) одаренных детей по выявленным успехам и способностям неординарных детей в какой-либо сфере интеллектуальной деятельности.

На подготовительном этапе ведется работа по подготовке одаренных детей к проявлению своих способностей, проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка. С этой целью, начиная с 7 класса, в лицее ведется углубленное изучение отдельных предметов. Данная работа продолжается и во внеклассной работе: в лицее традиционно проводятся следующие мероприятия: «Эрудит», «Интеллектуальный марафон», предметные олимпиады среди школьников, обучающихся в среднем звене. Завершается подготовительный этап созданием банка данных об одаренных детях и составлением плана работы по перспективному развитию ребенка. В ходе следующего этапа план реализуется.

Третий, завершающий, этап – мониторинг результативности работы с одаренными детьми, этап формирования, углубления и развития неординарных способностей детей. По итогам школьного этапа формируется лицейская сборная для участия в олимпиадах разного уровня.

На аналитическом этапе подводятся итоги, исследуются проблемы, предупреждаются ошибки.

В результате такой целенаправленной работы коллектива учителей лицей на протяжении ряда лет удерживает лидирующие позиции в городе и области по количеству призовых мест в разных этапах Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам. Три года подряд команда знатоков лицея является победителем городского чемпионата по спортивной версии игры «Что? Где? Когда?»



Одним из условий формирования интеллектуального пространства, несомненно, является исследование, которое имеет огромный и разнообразный арсенал методов и приёмов. Одни представлены только через выполнение практических заданий (системный, моделирование, математический), другие (прогноз, мониторинг) предлагаются для теоретического (описательного) осмысления. Все эти методы исследовательского обучения имеют непосредственное образовательное значение, так как активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют формированию целеустремлённой, творческой личности. Кроме того, исследовательский путь усвоения знаний в обучении требует от учащихся максимального эмоционального и нравственно-волевого напряжения и оказывает непосредственное влияние на совершенствование мотивов познания.

Школьные исследования связаны с обязательной самостоятельной поисковой деятельностью учеников, что ставит их в положение «открывателей» и ведёт к укреплению их познавательных интересов.

Исследовательская работа школьников рассматривается как «особая форма организации образовательного процесса, в основе которой лежит самостоятельная поисковая деятельность, направленная на приобретение новых знаний и умений, а также способствующая формированию опыта творческой деятельности и эмоционально – ценностному отношению к миру, к действительности»

Исследовательская работа в школе близка к подлинно научному исследованию, т.к. в её результате школьники делают открытия. Исследовательская деятельность учеников и учёных имеет существенные различия, которые заключаются в различии целей, задач, мотивов, методов, результатов и, наконец, степени самостоятельности. Школьные исследования укорочены во времени (иногда они совершаются в течение 45 минут урока), упрощены по сравнению с научными. Но этапы исследований совпадают (наблюдение, изучение фактов, постановка проблемы, выдвижение гипотезы и её проверка, формулировка выводов) Все этапы связаны и определяют полноценность исследования. Определим для себя, что школьными исследованиями можно считать любые задания, организующие активную познавательную деятельность» При этом необходимо, чтобы у учащихся возникло чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями. Он должен прийти к ощущению их ограниченности. Новые представления должны быть такими, чтобы ученики ясно представляли себе их содержание и допускали сосуществование с имеющимися представлениями о мире. Новые представления должны быть полезнее старых, то есть они будут восприняты как более плодотворные.


Выдвигаются определенные требования и к процессу исследования. Необходимо побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи, высказывать их в явном виде, сталкивать ученики с явлениями, входящими в противоречия с существующими представлениями. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. Нужно давать возможность исследовать свои предположения в свободной обстановке. Предоставление ученикам возможности применять новые представления в широком кругу явлений так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Все это предъявляет требования к учителю, реализующему исследовательский метод в обучении. Учитель, руководящий такой работой учащихся, должен тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются ученики; уметь ставить реальные задачи в понятной форме, выполнять функцию координатора исследовательской деятельности, стараться увлечь проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи поставленных вопросов, проявлять терпимость к ошибкам учащихся, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации, организовывать мероприятия, способствующие сбору информации. Кроме того, учитель должен предоставлять возможность для регулярных отчетов учащихся, рабочих групп, обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся. Очень важно закончить исследование до появления признаков потери интереса ребят к проблеме, тогда ученики сами будут продолжать работать и над проблемой, и над развитием своего творческого потенциала и профессионального самоопределения. Исследовательская деятельность вооружена сегодня богатым диагностическим инструментарием:

  • листы наблюдений;

  • стенограммы уроков;

  • анкеты;

  • видеозаписи;

  • презентации

Необходимо вовлекать учащихся в самостоятельный поиск. В процессе формирования интеллектуального пространства лицея мы придерживаемся следующей последовательности действий:

  1. Анализ состояния проблемы, на основании которого диагностируются основные проблемы и формулируются положения по их решению.

  2. Согласование рекомендаций, описаний мероприятий, прогнозирование сроков осуществления и возможных затрат.

  3. Формирование функционально-управленческой команды.

  4. Реализация.

  5. Рефлексия.


В зависимости от характера мероприятия осуществление работы могут включать в себя все отмеченные стадии, либо завершиться по выполнении отдельных стадий. А внутри каждого этапа организовано консультативное сопровождение.

Необходимо отметить, что важную роль в развитии образовательного сообщества играет полисубъектное взаимодействие, которое принято рассматривать в двух направлениях: внешнем и внутреннем. Внешнее направление заключается во взаимодействии образовательного учреждения с социумом. Внутреннее – в развитии образовательного сообщества лицея. И здесь можно говорить о построении полисубъектного взаимодействия внутри отдельной группы учеников, причем так, чтобы каждый из субъектов четко представлял свое место и свою роль в исследовании вопроса, проблемы.

Однако здесь нужно иметь в виду ряд подводных камней. Назовем некоторые из них.

  • Мы формируем полисубъектное взаимодействие в обществе, гражданственность которого находится в стадии формирования.

  • Полисубъектное взаимодействие должно проходить по собственной воле, а не под чьим – нибудь влиянием.

  • Необходимо учитывать жизненный опыт наших детей.

  • Выбирать только адекватные методы.

  • Следить за тем, чтобы проекты были реалистичными.

Как это учесть на практике? Педагоги лицея придерживаются следующей схемы действий:

  • Выбирать необходимый теоретический материал.

  • Научить полисубъекты исследования грамотно фиксировать новую информацию (можно в тетради, можно в источнике, используя маркировочные таблицы, знаки, символы, понятные всем участникам исследования)

  • Разбор нетипичных случаев, предупреждение ошибок.

  • Активная самостоятельная работа.

  • Анализ деятельности всех участников исследования.

При такой последовательности каждый субъект знает не только то, что делает он, но и то, чем заняты другие. На этом этапе каждый понимает, что причастен к общему делу. Наступает осознание того, что не только он занят чем-то очень важным, но и все остальные не менее востребованы.

Таким образом, мы понимаем, что интеллектуальное пространство необходимо. И если оно сформировано и каждый участник образовательного процесса чувствует свое место в этом пространстве, то существует возможность реализовать свои креативные и интеллектуальные способности, а значит это перспективное направление развития образовательного сообщества лицея.