Файл: Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. «В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства».

Государственное признание ценности семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации, основные обязательства по материальному содержанию. Социально-правовой защите воспитанию, образованию детей несут семьи и государство.

Семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации). Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития каждого человека, играет важную роль в жизни общества и государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Система норм, ценностей и стратегий семьи выверена столетиями. Ее устойчивость и гибкость, адаптационные способности и терпимость обеспечиваются следованием опыту многих поколений. Стабильность, спокойствие и сила государств опираются на нормы и ценности семейного образа жизни. Здоровая, крепкая, дружная, материально и нравственно благополучная семья - высшая ценность.

Она дает ребенку и взрослому человеку чувство любви, защищенности, заботы, надежности, привязанности, обеспечивает связь поколений. Каждое государство заинтересовано в сохранении и трансляции семейных ценностей.

Государство является безусловным гарантом обеспечения прав и интересов ребенка и должно своевременно принимать адекватные меры по защите и обеспечению детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей и детей, находящихся в социально опасном положении, т.е. в тех случаях, когда родители в силу жизненных обстоятельств и по иным причинам не в силах справиться со своими обязанностями в отношении детей, либо уклоняются от исполнения своих родительских обязанностей.


В Российской Федерации в последние годы продолжалась нормотворческая работа по обеспечению и защите прав семьи и детей. Приняты законодательные акты об охране здоровья граждан, об охране труда, указы Президента о помощи семье и детям, ряд других нормативных правовых актов, в которых содержатся нормы, защищающие права и интересы семьи и детей. Вместе с тем сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям, неспособные предотвратить их негативное воздействие на семейные отношения.

Составной частью социальной политики Российской Федерации является семейная политика, включающая в себя социальную и государственно-правовую защиту семьи и детства. Направленную на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как стабильного института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи на основе любви и уважения.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.

Решение демографической проблемы невозможно «если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости здесь, в нашей собственной стране, не примем эффективных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи».

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 года Президент поддержал инициативу об объявлении 2008 года «Годом семьи в России». «Его проведение позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки институтов семьи, базовых семейных ценностей».

При написании данной работы учитывалась актуальность предложенной темы. Цель работы заключалась в проведении анализа сложившейся в настоящее время правовой базы в системе социальной поддержки семей с детьми, оценке ее целенаправленности, результативности, а также выработке предложений по улучшению действующей системы, определения направлений ее совершенствования.


В этой связи мною была поставлены следующие задачи:

. Провести обзор и анализ нормативной правовой базы, данных статистической отчетности по выполнению конкретных программ социальной поддержки семей с детьми на федеральном и региональном уровне - на примере Ленинградской области.

. Выявить дальнейшие пути совершенствования законодательной базы, системы социального обслуживания, направленных на поддержку семей с детьми на федеральном и региональном уровне - на примере Ленинградской области.

. Обобщить приоритетные направления и перспективы совершенствования системы государственной поддержки семей с детьми;

. Сформулировать основные выводы по проведенному исследованию.

Апробация темы. Мною была изучена нормативно-правовая база в области государственной, социальной поддержки семей с детьми: федеральное законодательство, кодексы, концептуальные федеральные программы, указы, постановления, обзоры судебной практики, статистические данные, а также региональные законодательные акты и постановления субъекта Российской Федерации - Ленинградской области. Наряду с изучением законодательной базы прочитано ряд книг и журнальных статей, посвященных рассматриваемой теме.

Особенно хочу отметить книгу «Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми» под редакцией кандидата экономических наук В.В.Елизарова. Данное издание подготовлено в рамках реализации Проекта содействия структурной перестройки системы социальной защиты населения. Сборник содержит материалы аналитического исследования, обзор и оценку федерального и регионального законодательства, программ и отдельных мер социальной поддержки различным типам семей, включая социальную помощь и услуги, а также предложения по совершенствованию организации системы социальной поддержки семей с детьми.
Глава 1. Государственная политика по поддержке семей с детьми
.1 Положение семей и детей в Российской Федерации
В последние годы проблемы российской семьи во многом обусловлены воздействием социально-экономических реформ 90-х годов ХХ века. Главная проблема - массовое снижение жизненного уровня семей с детьми. В числе бедных семей по общепринятым социально-экономическим и статистическим критериям оказались не только те, чье благосостояние и в прошлом находилось ниже черты бедности, но и огромная масса работающего, относительно благополучного до недавнего времени среднедоходного (по российским параметрам) слоя населения. В результате бедности и малообеспеченности миллионов семей ослабевает их воспитательный и нравственный потенциал, снижается ответственность родителей за содержание и воспитание детей. Детская безнадзорность и беспризорность является прямым следствием в первую очередь кризиса семьи и ряда воспитательных институтов общества. Такое состояние семьи при высоком уровне разводимости и низких показателях рождаемости несет в себе угрозу социальной безопасности Российской Федерации.


Причем если у семьи имеется прожиточный минимум, то для нее практически исключается возможность получения дополнительных социальных благ от государства. Сокращение социального пакета на предприятиях также ведет к росту социальной уязвимости трудоспособного населения. Семья в настоящее время при существующем типе социальной защиты находится постоянно в состоянии социального риска, так как не имеет условий для устойчивого, надежного развития.

Именно экономическое положение семей влияет на устойчивую тенденцию к обострению всех процессов жизнедеятельности семьи. В настоящее время выделяют следующие тенденции, имеющие место в семейной сфере:

малодетность семьи, доля однодетных семей достигает 31% от общего числа семей, с двумя детьми - 21,4%, многодетные семьи - 5,3%;

рост числа неполных семей. В России их 5,2 млн., из них 98% составляют семьи, состоящие из матери и одного ребенка;

увеличение численности социально уязвимой группы детей. В первую очередь это дети из бедных семей;

снижение воспитательного потенциала семьи.

Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. В Российской Федерации проживает 29 млн. детей.

Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к ранней криминализации. Статистика показывает устойчивый рост преступности несовершеннолетних (в 2003 году совершено 145,4 тыс. преступлений, в 2004 году - 154,4 тыс. преступлений, в 2005 году - 154,7 тыс. преступлений). Имеет место детская безнадзорность и беспризорность, 50 тыс. детей ежегодно убегают из семьи, 70% подростков, употребляющих наркотики, проживают в неблагополучных семьях. Распространяется насилие в семье - физическое, сексуальное, психологическое. В семьях совершается около 30 процентов умышленных убийств. Ежегодно около 2 млн. детей жестоко избивается родителями, 2 тысячи детей заканчивают жизнь самоубийством.

Уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего впервые установлена Уголовным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 156 УК РФ уголовная ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.


В силу ч. 2 ст. 15 УК РФ данное преступление относится к категории небольшой тяжести, и для этих дел предусмотрена подсудность мировым судьям. Обобщение судебной практики по преступлению, предусмотренному ст. 156 УК РФ, по Волгоградской области за 2004 г. свидетельствует о рассмотрении мировыми судьями 38 уголовных дел данной категории. Количество осужденных лиц по приговору суда - 29 человек, из них родителей - 28, в том числе матерей - 24, отцов - 5.

При анализе уголовных дел по преступлению, предусмотренному ст. 156 УК РФ, рассмотренных мировыми судьями Волгоградской области, установлено, что жестокость обращения с несовершеннолетним выразилась:

в не предоставлении питания, например: уголовное дело N 1-40-38/2004 (суд. участок N 40) в отношении С.В. Бондаревой и Ю.К - несвоевременное предоставление ребенку 2003 г.р. пищи, антисанитарные условия, результатом чего стали истощение, акроцианоз, дефицитная анемия тяжелой степени, гипотрофия 3-й степени;

в запирании в помещении одного на длительное время: уголовное дело N 1-86-25/2004 (суд. участок N 25) в отношении О.И. Епифановой - длительное оставление без присмотра (ребенок 2003 г.р.);

в систематическом унижении достоинства несовершеннолетнего: уголовное дело N 1-59-31/04 (суд участок N 59) в отношении Е.Ю. Куриной - мать унижала достоинство дочери, 1991 г.р. нецензурными выражениями, против ее воли обрезала той волосы, обезобразив внешний вид, систематически указывала на неуклюжесть в движениях дочери, в связи с чем несовершеннолетняя испытывала комплекс неполноценности в отношении своего внешнего вида и физических данных;

в издевательствах: уголовное дело N 1-16-17/2004 в отношении М.Н. Бугровой - мать запрещала дочери пользоваться обогревательными приборами в холодное время года, связывала веревкой руки и ноги, в сентябре и ноябре 2003 г. запирала в погребе и в сарае в легкой одежде.

Поскольку понятие жестокого обращения с несовершеннолетними в самом законе сформулировано неопределенно, можно согласиться с замечанием, высказанным А. Дьяченко и Е. Цимбал в работе "Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России", о необходимости большей конкретизации определения жестокого обращения с ребенком и выработки дефиниций его отдельных форм (физического, сексуального, психического насилия).

«Рост числа детей, оставшихся без попечения родителей по причине лишения родителей родительских прав, обусловлен не только масштабами семейного неблагополучия, но и усилением внимания органов власти к данной проблеме и активизацией мер по изъятию детей из семей, где для них складывалась опасная для жизни и здоровья ситуация вследствие невыполнения родителями своих обязанностей". И можно согласиться с рядом высказываний о том, что "необходимо установить за преступления, предусмотренные ст. 150 - 152, 156, 157 УК РФ, такой вид дополнительного наказания, как лишение родительских прав (при соответствующих изменениях ст. 44 и 45 УК РФ)".