Файл: Контрольная работа студента 1го курса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования
«Российский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВО «РГГУ»)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ


Пептенарь Ольга Эдуардовна
основные принципы управления

Контрольная работа студента 1-го курса

заочной (с использованием дистанционных образовательных технологий) формы обучения

по дисциплине: «Теория правления»
Направление подготовки: 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Направленность: «Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель:

Доцент, проф. кафедры управления
______________ О.Ю. Артемов

Москва 2019

Оглавление


Введение 3

1. Теоретическое и практическое определение управления 4

2. Основные принципы управления 7

Заключение 12

Список литературы 13


Введение



Ни для кого не секрет, что ни одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без эффективного управления. Современное управление базируется на использовании ключевых идей различных подходов и школ, возникших в предыдущие периоды. Законы, методы и принципы управления известны человечеству еще с древних времен. В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент (термин, изначально используемый в странах запада), от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.

В данной работе ставится цель рассмотреть одну из ключевых категорий управления — а именно, основные принципы управления.

1. Теоретическое и практическое определение управления



Управление — сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Такое определения термину дает Современный экономический словарь. Питер Ф. Друкер, один из ведущих американских теоретиков в области управления, писал, что управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу.


Практическое осуществление управления В. Г. Афанасьев определял как «целесообразное воздействие на общественную систему, приведение системы в соответствие с присущими ей закономерностями». И с данным мнением можно согласиться, так как действительно, прибегая к управленческой деятельности, в какой бы то ни было сфере, приходится целенаправленно воздействовать на общественную систему, приводя её в соответствие избранным принципам управления с учётом её закономерностей.

И поэтому, подытоживая вышесказанное, мы определим управление как воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, посредством определенный методов на основе принципов с целью получения ожидаемого (желаемого) результата.

Принципы управления – это более единые, основные правила и советы, которые обязаны предусматриваться и проводиться в фактической работе на всех ступенях управления. Их различия от законов в том, что законы существуют и функционируют справедливо, вне сознания людей, независимо от их воли и стремления.

По своему предназначению основы управления представлены связывающим звеном между основательной базой концепции управления – законами управления и управленческой практикой. Они как бы переводят на язык практики беспристрастные законы и закономерности.

Принципы управления обладают в то же время объективным и субъективным характерами, которые позволяют говорить о двойственном характере принципов управления.

Основы управления как основополагающие мысли управленческой работы напрямую следуют с законов управления и отображают непредвзятую действительность, имеющуюся в сознании человека, то есть они беспристрастны. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, то есть субъективная структура, индивидуальное создание, которое мыслительно делает любой начальник в степени его постижения, совокупной и высококлассной культуры.

Управление – это функция биологических, технических, социальных организованных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры и поддерживает определенный режим деятельности.

Управление в биологических системах – это целенаправленное воспроизводство взаимосвязанных естественных процессов, направленных на поддержание в природе функции жизни.

Управление в технических системах – это целенаправленная деятельность человека, связанная с созданием и функционированием искусственных процессов, механизмов, систем машин.


Управление в социальных системах – деятельность человека, обусловленная субординацией и гуманизацией его интересов, и направленная на воспроизводства социума и его структурных элементов.

Управление в социальных системах – это управление людьми. В процессе производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ и услуг люди объединяются в различные организационные формы, т.е. социально-экономические системы.

Социальное управление как особый вид общественной деятельности связано, прежде всего, с появлением и развитием разделения труда.

Совместная работа многих людей в одном или связанных между собой процессах производства составила одну из форм общественного разделения труда – кооперацию. Управление присуще всякому общественному труду. Причем чем больше масштабы производства, тем в большей степени возрастает роль управления.

Управление в социальных системах можно рассматривать как управление в любой организации людей независимо от целей ее деятельности: управление государством, армией, церковью, библиотекой, предпринимательской корпорацией и др. Во всех названных организациях управление – это сознательная целенаправленная деятельность, позволяющая выполнить конкретные функции.

Однако в этой общей массе имеются организации, конкретные функции которых направлены на получение главным образом прибыли (управление в «узком смысле»). Это промышленные организации, банки, страховые и транспортные компании, инвестиционные структуры, туристические агентства, гостиницы и т.п. Управление в этих организациях носит название менеджмент – это особый вид управленческой деятельности.


2. Основные принципы управления



«Свет принципов управления, как и свет маяков, является путеводным лишь для тех, кто знает вход в гавань. Голый принцип без средств его осуществления ничего не значит». Анри Файоль

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. И именно принципы являются фундаментальной основой управления. Принцип, в широком смысле, представляет собой основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки; руководящее положение, установка в какой-нибудь деятельности. Принципы любой сферы управления в наиболее общем виде отражают сущность социального управления и механизма его воплощения. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение же может привести к неудачам и убыткам.


В научной литературе описываются многие принципы управления и их типологии. Однозначного решения этого вопроса нет. Различные авторы выделяют разное количество принципов и наделяют их разным содержанием. Причем дело здесь ни только в субъективном факторе — целях, знаниях, обобщенном опыте, практической и теоретической базе исследователей, но и, преимущественно, в различности областей исследования. Большая часть исследований в этой области посвящена управлению организацией, под которой понимается, как правило, коммерческое предприятие, либо же управление одним из элементов организации, как правило, человеческими ресурсами.

Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль (1841−1925), который внес огромный вклад в науку управления и сформулировал четырнадцать принципов управления, которые до сих пор прекрасно применяются на практике. В его систему входили следующие принципы:

  1. Разделение труда.

  2. Полномочия и ответственность

  3. Дисциплина.

  4. Единство распорядительства (командования).

  5. Единство руководства.

  6. Подчинение частных интересов общему.

  7. Вознаграждение.

  8. Централизация.

  9. Иерархия.

  10. Порядок.

  11. Справедливость.

  12. Постоянство состава персонала.

  13. Инициатива.

  14. Единение персонала.

Однако предложенные им 14 принципов управления в своей концептуальной основе не являются бесспорными. Эти принципы скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы. Справедливо замечание Кунца и О’Доннела о том, что «принципы не всегда могут быть сформулированы как законное суждение. Их всегда можно истолковывать так, что, если сделать то-то и то-то, результатом явится более эффективное и результативное достижение цели».

Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом — официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Трудно сказать, где роль этих принципов особенно актуальна и важна, несомненно только то, что социальные объекты управления наиболее сложные и ответственные. Хотя природную основу личности составляют ее генетические, биологические особенности (человек формируется примерно на 15% в зависимости от факторов наследственности и на 85% — от своего окружения, все же определяющими факторами являются ее социальные свойства: взгляды, потребности, способности, интересы, морально-этические убеждения и т. п. Социальная структура личности формируется в сфере производственной, общественной деятельности, а также в сфере семьи и быта. Особо сложным объектом управления является коллектив, т. е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств — искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.


Итак, принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Искусство управления не может опираться, только на интуицию, талант руководителя. Это искусство основывается на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, — на принципах, законах управления. Рассмотрим важнейшие из этих принципов.

Принцип цели. каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека, от государственного и производственного управления и до тактики поведения личности на бытовом и. межличностном уровнях.

Принцип правовой защищенности управленческого решения. «Принцип правовой защищенности требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам». Принцип оптимизации управления. Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы. Эффективность управляемой системы зависит и от степени ее открытости, восприимчивости к внешней информации (известный принцип парашюта: он действует только в открытом состоянии). Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной структуры независимо от применяющихся критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Принцип делегирования полномочий. Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. Следствием принципа соответствия является разумная, но редко реализуемая на практике рекомендация: каждый человек должен трезво и объективно оценивать свои возможности и опасаться попасть в «зону своей некомпетентности».