Файл: Обучающийся Попова Анисья Александровна Преподаватель Ершова Наталья Николаевна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Предоставление краткого содержания глав учебников.

- Обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня.

- Использование маркеров для выделения важной информации.

- Использование предложений с пропущенными словами.

- Обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий.

Обучение и задания

- Использование указаний, как в устной, так и письменной форме.

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача).

- Близость к учащимся во время объяснения задания. 

Задания по теме 3.4 Приемы и средства обучения 

Цель занятия: закрепление знаний о приемах и средствах обучения; формирование умений проектировать обоснованный выбор оптимальных приемов и средств обучения. 

Задание 5.

1.                           Познакомьтесь с педагогическими ситуациями:

Ситуация 1.

Идет урок биологии. Учитель входит в класс и вносит скелет. Объясняет тему урока. И на скелете начинает показывать кости, проговаривая названия.

Ситуация 2.

Учитель математики на дом всегда задает задачи с выбором. Это значит, что задается 2-3, иногда и 4 задачи, а ученик может выбрать любую из них. Иногда тот же учитель задает на дом математическое сочинение - придумать задачу определенного типа и с определенным количеством действий или любую задачу на 10 минут решения. Время от времени устраивается конкурс самостоятельных сочиненных задач: у кого самая трудная задача, самая четкая, самая остроумная?

2.                  Ответьте письменно на вопросы:

1)                 Какие методы и средства обучения использовал учитель на уроке (в ситуации 1)?

Цель урока:    познакомить учащихся со скелетом человека, с видами костей, строением , химическим   составом  и  типами соединения.
Задачи урока:
образовательная: сформировать представление о составе и функциях опорно-двигательной системы; об особенностях химического состава, строения и свойств кости, обеспечивающих выполнение функций опорно-двигательной системы;
 развивающая :развитие умений и навыков, способствующих  интегрированному подходу к решению познавательных задач;
воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, самодисциплины и упорства в достижении цели.


Методы обучения: словесный, наглядный, практический

2)                 С какой целью разрабатывает учитель такую серию приемов своей работы

Домашнее задание - важнейшее звено процесса обучения, воспитания и развития личности школьника

Математическое сочинение -Творческая самостоятельная работа является венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа - одно из самых эффективных средств формирования творческой личности. “ На написание домашних сочинений должно быть предоставлено достаточно времени – это зависит от темы и объема работы. К сожалению, нередко выполнение такой работы сводится к тому, что ученик списывает из рекомендованной литературы тот текст, который касается темы его сочинения, а учитель, проверяя такое сочинение, обнаруживает, что есть очень похожие сочинения. Поэтому лучше предложить несколько тем сочинений, во-первых, у ученика должно быть право выбора; во-вторых, не будет массового списывания. Каждую тему необходимо прокомментировать. Для первого опыта написания сочинений по математике предложить планы. В дальнейшем ученики сами научатся их составлять. С учениками полезно обсудить, что собой представляет математическое сочинение, что может быть в его содержании, как над ним работать, привести примеры. Для домашних сочинений обязательно порекомендовать список литературы. Можно этот список вывесить на стенде. Когда школьник научится писать математические сочинения, он сам научится подбирать литературу. В 5-6 классах надо обучать этому ученика, тогда в старших классах он сам самостоятельно выполнит такую работу. В период написания сочинения необходимо провести консультацию с учеником, если такая консультация потребуется. Сведения, которые ученик использует при написании сочинения, включаются в долговременную память.

Учитель в форме игры-конкурса хочет заинтересовать детей и развить в них здоровое соперничество, что приведет к поиску знаний учащихся.

Задания по теме 3.5. Формы организации обучения

 

Цель: закрепление знаний о формах обучения; формирование умений разрабатывать структуру учебных занятий.


Задание 6. Разработайте структуру обучающего занятия для детей (тему, цель и задачи, возраст обучающихся, структурный план обучающего занятия).

Тип занятия: изучение новой темы (изучение нового материала).

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и внимания. Курс занятий используется в качестве подготовки детей к школе в течение 2 лет. До этого занятия представляли собой цикл, состоящий из 4 блоков по 6 занятий в каждом, направленных на развитие памяти, внимания, логического мышления, воображения. Результаты работы, констатируемые контрольными тестами, трудно спрогнозировать к концу учебного года, потому что они могут меняться волнообразно. Когда же коррекционно-развивающая работа проводилась по предлагаемому курсу, в результатах контрольных срезов стала наблюдаться устойчивая положительная динамика по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе .


 

Задания по теме 4.1 Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

 

Цель занятия: закрепление знаний о сущности воспитания, о направлениях воспитательной работы; формирование умений разрабатывать структуру воспитательного дела.

 

Задание 7. На основе исходных данных заполните таблицу:

Направления воспитательной деятельности

Аспекты воспитательной работы

Гражданско-правовое воспитание

  •  Патриотизм

  • Экономическая культура

  • Правовая культура






Духовно-нравственное воспитание

  •  Культура поведения

  • Культура межнационального общения

  • Гуманность




Эстетическое воспитание

  •  Художественное воспитание

  •  Экологическая культура

  •  Восприятие природы

  • Музыкальное воспитание




Физическое воспитание

  •  Гимнастика

  • Физические упражнения

Трудовое воспитание

  •  Профессиональная ориентация

  • Трудовая деятельность

  • Туризм

 

Задания по теме 4.2 Методы воспитания 

Цель: закрепление знаний о сущности и разнообразии методов воспитания; формирование умений разрабатывать содержание воспитательного мероприятия с обоснованием использования методов воспитания. 

Задание 8. Приведите примеры педагогических ситуаций (по одному для каждой группы) и назовите использованные в них методы воспитания:

1)                 методы формирования сознания;

Методы формирования  сознания

      Чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира применяются методы формирования сознания. Они формируют убеждения , понятия,  представления, собственное  мнение и оценку  происходящего. Все эти  методы ориентация на слово, которое, как воспитательное  средство обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побуждает к размышлениям и переживаниям. Через вербальное воздействие воспитанники   побуждаются к осмыслению своего жизненного опыта и  мотивации своих поступков.


        Среди методов формирования сознания личности чаще всего используют убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.

       Непременным и обязательным условием перед началом  формировании сознания - является  знание воспитанником  норм и правил поведения, что  должны быть сформированы в процессе воспитания .  Для формирования  взглядов,  понятий, убеждений используются методы формирования  сознания личности,  важные и  для успешного прохождения следующего  этапа воспитательного процесса — формирования чувств,  эмоционального  переживания требуемого  поведения.

2)                 методы организации деятельности и формирования поведения;

 Не только понятия и убеждения, а в большей степени, конкретные дела и поступки характеризуют воспитанность личности. Организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса. Методы этой группы опираются на практическую деятельности воспитанников. Управляя ею, педагоги могут  разбить  её на конкретные действия и поступки, а иногда и на более мелкие части — операции. Воспитание заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем — к управлению деятельностью школьников. Организация полезных дел воспитанника включает его в многоплановые отношения с другими людьми. Складывающиеся в этом  процессе ситуации приводят к определенным поступкам, выбору той или иной линии поведения. Эти методы  направлены на отработку привычки  поведения, что  должны стать нормой для  воспитанника. Воздействуя  на предметно-практическую сферу, они направляются  на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя  как  общественную и  неповторимую индивидуальность. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.

        Упражнение – практический  метод формирования необходимых качеств личности,  известный  с древнейших времен и обладающий исключительной эффективностью и всегда приводящий к формированию заданного типа поведения. Суть метода состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результат упражнений вырабатываются устойчивые качества личности, навыки и привычки. А привычка освобождает разум и волю для новой работы. Вот почему воспитание без формирования полезных привычек - лишает его крепчайшей опоры. Современная поведенческая психология предлагает педагогам универсальную схему: стимул — реакция — подкрепление. Эффективность упражнений зависит от их системы, содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции, личностных особенностей воспитанников, места и времени выполнения, сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений, мотивации и стимулирования. Чем больше упражнение выполняется, тем выше уровень сформированных качеств. Эта зависимость может корректироваться личностными особенностями.  Количество  упражнений, выполняемых  разными воспитанниками  для выработки качеств  одного  уровня - не совпадает: там, где одним достаточно нескольких упражнений, другим нужны десятки и даже сотни попыток. Для формирования  устойчивой привычки, желательно начинать упражняться  как можно раньше (чем моложе организм, тем быстрее в нем укореняются привычки). Благодаря этому человек управляет своими чувствами, тормозит свои желания, контролирует свои действия, правильно их оценивает с позиций интересов других людей. На сформированных воспитанием привычках, базируются  такие качества личности как  выдержка, организованность, дисциплина, культура общения и навыки самоконтроля.