Файл: Обучающийся Попова Анисья Александровна Преподаватель Ершова Наталья Николаевна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Требование – это метод воспитания, при помощи которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. Различаются прямые и косвенные требования. Прямые требования конкретны, понятны воспитанникам, формулировки - не допускают двух различных толкований. Их предъявляют решительным тоном, используя целую гамму оттенков, выражаемых интонацией, силой голоса, мимикой.
К косвенным требованиям относятся: совет, просьба, намек, доверие, одобрение. Действия стимулируются не столько самим требованием, сколько вызванными психологическими факторами: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм выделяются:
• Требование-совет — апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий; совет будет принят, если воспитанник увидит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
• Требование-игра — использование присущего детям стремления к игре: игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования; это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.
• Требование-доверие — складывающиеся между воспитанниками и педагогами дружеские отношения, основанные на доверии.
• Требование-просьба в ряде случаев оказывается эффективной. В хорошо организованном коллективе просьба становится одним из наиболее употребимых средств воздействия. Она основывается на возникновении товарищеских отношений между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения.
• Требование-намек успешно применяется опытными педагогами в работе со старшеклассниками и в ряде случаев почти всегда превосходит по эффективности прямое требование.
• Требование-одобрение, вовремя высказанное педагогом, действует как сильный стимул. В практике мастеров педагогического труда одобрение принимает различные, но всегда целесообразные формы.
Требования могут вызывать положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников, что позволяет выделить позитивные и негативные требования. Прямые приказания чаще негативны, так как вызывают отрицательную реакцию школьников. Негативные косвенные требования (осуждения и угрозы) обычно вызывают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении. Различаются непосредственное и опосредованное требования - по способу предъявления. Если воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, то такое требование называется непосредственным. «Организованное» воспитателем требование воспитанников друг к другу , называют это уже опосредованным требованием. Оно вызывают цепочку действий — последующие требования к товарищам. Главное условие эффективности этого метода — чувство меры. К.Д. Ушинский советовал: «Приучайте дитя сначала повиноваться 2—3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...»
Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Применяется когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Часто приучение сопровождается процессами, вызывающими недовольство. Все казарменные системы воспитания основываются на жестком приучении, где этот метод сочетается с наказанием. Использование метода приучения в гуманистических системах воспитания обосновывается тем, что некоторое насилие, неизбежно присутствующее в этом методе, направлено на благо самого человека, и это единственное насилие, которое может быть оправдано. Гуманистическая педагогика всегда против жесткого приучения, ущемляющего права человека и требует по возможности смягчения его при использовании в комплексе с другими методами. Приучение в форме игры оказывает влияние действенное и гуманное. Приучение применяют на всех этапах воспитательного процесса, но эффективнее применять на ранней стадии.
Поручение-метод воспитания, который приучает к положительным поступкам и позволяет развить необходимые качества. Слабоорганизованным дают задание подготовить и провести мероприятие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Нет необходимости объяснять, как выполнять поручения, особенно старшеклассникам. Контролировать можно в процессе задания или в отчете о сделанной работе. Заканчивают проверку оценкой качества выполненного поручения. Поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение определяется мерой полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и мерой ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих особенностей мотивирована слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.
Метод воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях .Для успешного применения этого метода необходимо что бы ситуации были не надуманными, а отражали жизнь со все ми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Для успешного использования этого метода нужна неожиданность: воспитанник, зная реакцию педагога, заранее настраивает себя на сопротивление и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при условии: они должны быть поняты именно как гуманные действия, а не проявления слабости, неуверенности. Иногда оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.
Когда перед ребенком встает проблема и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы, как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. Включая в воспитывающую ситуацию дети формируют определенную социальную позицию и социальную ответственность, которые и являются основой их дальнейшего вхождения в социальную среду.
3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.
Соревнование. Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.
В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.
Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.
Использованный материал:
Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт
-
Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 2 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт -
Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Рослякова, Т. Г. Пташко, Н. А. Соколова, Р. С. Димухаметов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт -
Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт -
Крысько, В. Г. Психология в схемах и комментариях : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Крысько. — Москва : Издательство Юрайт, 2021Библиотека Biblio-online ЭБС Юрайт -
Склярова, Т. В. Общая, возрастная и педагогическая психология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова ; под общей редакцией Т. В. Скляровой. — Москва : Издательство Юрайт, 2021
Пермь - 2022Пермь - 2022Пермь - 2022Пермь - 2022Пермь - 2022Пермь - 2022Пермь - 2022