Файл: Воспитание социальной ответственности у учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследовательская работа

на тему: Воспитание социальной ответственности у учащихся.

Содержание

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Ответственность как педагогическая проблема.

1.2. Состояние проблемы социальной ответственности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке.

1.3 Опыт воспитания социальной ответственности у школьников.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Потенциалы образовательного учреждения по воспитанию социальной ответственности у школьников.

2.2. Характеристика педагогических условий воспитания социальной ответственности школьников.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной ответственности школьников в общеобразовательной школе.

Заключение.

Литература.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


ВВЕДЕНИЕ.

Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется увеличением количеством детей в будущем, не способных грамотно решать свои личные, социальные, экономические и нравственные задачи. Проявление жестокости и насилия в молодежной среде приводит к увеличению числа детей с искаженными нравственными ориентирами, неадаптированных в обществе инфантильных детей, не понимающих основ гражданской ответственности по сохранению культурного наследия, семейных традиции, желания защищать интересы и границы своего Отечества. Быть современным гражданином предполагает осознание социальной ответственности перед собой, близкими, обществом, страной. События настоящего времени показывают, что воспитание социальной ответственности в любом возрасте должно проходит под контролем не только со стороны педагога, но и семьи, общества. Педагогические условия, способствующие формированию ответственности, определяются, опираясь на возрастные и психологические особенности детей. Вопросом воспитания социальной ответственности в условиях дополнительного образования занимались такие ученные как Е. В. Акимова, М. О. Арапов, А. В. Иванов, Б. В. Куприянов, О. А. Лаврентьева, Е. А. Салмина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская, О. Е. Пазина.

В современных условиях вопрос о воспитании социальной ответственности у детей актуален как никогда, так как социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности.


Ответственность - это нагрузка, и чтобы эту нагрузку нести, нужна сила, готовность и умение. Развитая ответственность в моральном и деловом плане для человека то же, что его сила и здоровье в плане физическом.

Однако, как показывает практика, в условиях современного мира, когда у родителей все меньше остается времени на воспитание детей, на общение с ними, обязанности по воспитанию ответственности возлагаются на школу.

Актуальность представленной работы, заключается в необходимости разработки эффективных методических подходов к воспитанию ответственности младших школьников. В связи с этим проблема исследования сформулирована следующим образом:

Какие педагогические и психологические условия являются наиболее важными в процессе воспитания ответственности детей младшего школьного возраста?

Какие методические условия необходимо соблюдать для достижения максимальной эффективности воспитания ответственности у младших школьников?


Какие рекомендации можно дать родителям, и какую работу можно и нужно проводить с ними?

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

    1. Ответственность как педагогическая проблема.

В психолого-педагогической литературе понятие ответственности трактуется неоднозначно. В психологии ответственность определяется как специфическая для личности форма саморегуляции, которая выражается в осознании себя причиной поступков и способности выступать источником изменений в собственной жизни.

В педагогике, по мнению Л.А. Барановской, «ответственность – это комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием осознанной и устойчивой склонности действовать в любой ситуации в соответствии с требованиями нравственного долга и правовых норм общества, умением предвидеть последствия своих действий и готовностью отвечать за них».

В «Словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова ответственность определяется как необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Ответственность трактуется в словаре посредством обязанности – того, что подлежит безусловному выполнению.

По А.Н. Леонтьеву, ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами. К признакам ответственности относятся пунктуальность, верность личности слову, исполнению обязанностей и обязательств, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственность проявляется и в сфере чувств (часто взывают к чувству ответственности). Наиболее устойчивые, социально значимые чувства, отношения личности становятся характерными ее особенностями. Поэтому ответственность выступает и как черта характера личности.


По мнению В. П. Прядеина «сензитивными возрастными периодами для формирования ответственности являются следующие:

- 2 – 3 года: у ребенка появляется осознание собственного «Я»;

- 6 – 7 лет: ребенок осознает нравственный смысл ответственности и приобретает опыт ответственного поведения;

- 11 – 14 лет: у подростка появляется чувство взрослости, стремление взять ответственность на себя;

- 15 – 17 лет: в период ранней юности ребенок сталкивается с выбором жизненного пути и профессиональным самоопределением;

- 22 – 23 года: вместе с получением образования приобретается относительная самостоятельность, независимость, меняется статус «ребенок → взрослый»;

- 25 – 35 лет: первый зрелый возраст, который характеризуется приобретением материальной независимости и полной самостоятельности.

Социальная ответственность является интегральным личностным качеством, показателем социальной зрелости. Генезис социальной ответственности в структуре характера усматривается в способности личности осознавать себя причиной совершаемых поступков и их последствий, то есть быть ответственной за них. Трансформация качества «ответственность» в качество «социальная ответственность» проявляется в том, что осознание себя причиной совершаемых поступков и их последствий расширяется до осознания личностью своей социальной активности, своих поступков, действий и последствий, значимых для общества, людей, государства.

В свою очередь, личностное качество «ответственность» представляет собой совокупность характеристик. А социальная ответственность делится на виды.

Виды социальной ответственности у школьников:

˗ Нравственная ответственность;

˗ Гражданская ответственность;

˗ Ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности.

Нравственная ответственность – интегративное качество личности, проявляющееся в различных формах контроля над своей деятельностью. При этом речь идет не только о выполнении нравственных норм и правил, своего долга, но и готовности анализировать свои действия.

При определении понятия «нравственная ответственность школьника» основополагающими стали исследования ученых, рассматривающих нравственную ответственность как: способность отвечать за других людей; совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам и коллективам; интегративное качество личности, определяющее отношение и поведение человека на основе нравственных принципов и норм; нравственное качество личности и категория этики, отражающая способность человека отвечать за свои поступки, возможность для общества подвергать эти действия моральной оценке.


Анализ структуры нравственной ответственности и содержательных характеристик ее компонентов позволяет рассматривать воспитание нравственной ответственности как целенаправленное формирование системы ответственных отношений, предоставление личности альтернативных способов поведения в различных ситуациях, оставляя за ней право выбора и поиска своего пути.

Анализ психолого-педагогических процессов, влияющих на формирование мотивации ответственности, позволяет выделить три качественных уровня проявления ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности.

1 уровень (низкий) – предполагает, что у старшеклассника проходит развитие и накопление эмоционально-ценностного компонента мотивации ответственности и личностного опыта; мотивация ответственности в познании проявляется ситуативно, слабо, в зависимости от внешнего контроля.

2 уровень (средний) – представляет собой целенаправленное обогащение содержательно-смыслового и эмоционально-ценностного компонентов мотивации ответственности; мотивация ответственного отношения умеренная, обучающийся «учится» проявлять ответственное отношение, осваивает его техническую сторону, поэтому при желании быть ответственным само отношение проявляется ситуативно.

3 уровень (высокий) – имеет своей целью доведение компонентов мотивации ответственности до более высокого уровня; мотивация ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности проявляется систематически, школьник управляет им произвольно.

Таким образом, анализ ряда педагогических работ позволил прийти к следующему определению понятия «ответственность»: это категория этики, интегральное понятие, характеризующее личностную форму морального отношения и определяемое им нравственное качество, а также способ самореализации, обусловливающий реальность личности как общественного субъекта.

1.2. Состояние проблемы социальной ответственности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке.

Проблема социальной ответственности личности всегда была актуальна и освящаема в философской, социологической, юридической и психолого-педагогической литературе.

В педагогике проблема воспитания ответственности имеет длительную историю. Многообразие и разный уровень человеческих отношений, специфика представлений каждого этапа развития общества о мере, необходимости и путях воспитания ответственной личности порождали множество концепций, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что ответственность — явление многоаспектное и может быть охарактеризовано только на междисциплинарном уровне. Из исследований в области гуманитарных наук следует, что сложились различные точки зрения по вопросу о сущности ответственности.


Для одних ответственность — это способность человека к выполнению долга (К. Муздыбаев);

Для других — волевое качество, связанное с морально-ценностной ориентацией личности, отражающее её склонность придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой (Т.Ф.Иванова, А. И. Голубева, Л. С. Славина);

Для третьих — составляющая социального поведения человека, наряду с социальным самочувствием и социальной идентификацией (Н. Я. Голубкова);

Для четвертых — управление персоналом (Р. Дж. Спейди);

Для пятых — совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к отдельным своим членам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость (С. Ф. Анисимов).

Мы, принимая позиции рассмотренных авторов, понимаем под ответственностью качество личности, отвечающее за принятие и выполнение ею определенных обязательств, основанных на требованиях, предъявляемых обществом. Аналогичное многообразие подходов и суждений наблюдаем также в трактовках социальной ответственности. Её понимают как: показатель социальной зрелости личности и её интегральную характеристику, определяющую поведение человека на основе осознания зависимости деятельности от общепринятых целей и ценностей (А. Ф. Плахотный); обязательство личности перед обществом (А. Ф. Никитин); качественную характеристику отношения личности к собственному слову, делу и его последствиям, вбирающее в себя чувство долга, обязанности, надежности (М. М. Плоткин), общее содержание обязанностей и правил, внутреннее субъектное отношение к ним самой личности, выступающее важной формой самосознания и саморегуляции (Е. Д. Куликова).

Зарубежные исследователи при изучении проблемы социальной ответственности тоже демонстрируют большой диапазон понимания данного явления. Её они определяют как один из экзистенциалов человеческого существования (В. Франкл), результат морального суждения (Л. Кольберг), проявление дисциплины (А. Фромм, С. И. Гессен), самодеятельность (С. Смайлс), составляющую социального интеллекта (Р. Селман).

На основании анализа работ отечественных и зарубежных авторов, под социальной ответственностью мы понимаем интегративное качество личности, выступающее показателем её социальной зрелости и определяющее поведение человека на основе осознания им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий. Социальная ответственность, в этом случае, включает в себя ряд характеристик: правовую компетентность, самостоятельность, умение принимать решения, осознанность собственных действий и их результатов, гармоничное соотнесение личностных и социальных интересов, умение сознательно самоограничивать собственные действия. В основу воспитания социальной ответственности у школьников в условиях общеобразовательной школы нами положена структурно-содержательная модель, выстроенная на основе цели формирования данного интегративного качества личности.