Файл: Воспитание социальной ответственности у учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.3 Опыт воспитания социальной ответственности у школьников.

Формирование социальной ответственности несовершеннолетнего является важнейшей проблемой воспитания учащейся молодежи, которая особенно в последние годы вновь остро обсуждается в российском обществе как на уровне законодательной и исполнительной власти, так и на уровне ученых и практических школьных работников. Это отражено во многих государственных нормативных документах и в педагогической печати. В частности, в документах о ФГОС нового поколения отмечается: В Федеральных государственных стандартах мы находим явное указание на нацеленность системы образования на решение этой задачи как одной из основных.

Воспитательный компонент ФГОС ориентирует педагогов на «реализацию гуманистических приоритетов современной социальной политики, воспитания в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности, патриотизма; содействует развитию и обеспечению полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений и других социальных институтов в формировании у детей актуального социокультурного опыта, духовно-нравственных идеалов, расширение пространства реализации подростками активной гражданской позиции в социальном творчестве». «Воспитание, как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Учащиеся в силу своей природной активности стремится к саморазвитию, самореализации. Отсутствие этой возможности в социальном пространстве заставляет подростка самоутверждаться в ситуациях асоциальных.

Особенно остро эта проблема стоит перед образовательными организациями.

Чтобы помочь ученикам в становлении самосознания, важно исходить из трех важных позиций:

  1. Поддерживать представления учащихся о собственной уникальности, не расценивать ее как проявление собственного превосходства. Уважая свою уникальность, нужно уважать и уникальность других людей.

  2. Каждый этап возраста порождает немало иллюзий. Помощь в преодолении иллюзий заключается в том, чтобы направить внимание школьников на изучение опыта старших, на уроки человечества, на историю собственной жизни.

  3. В работе со школьниками необходимо раскрыть перспективу их жизни. Школьники живут будущим.

В основе этих процессов лежит: механизм психологического противодействия, стремления преодолеть консерватизм взрослых, протест против социально-экономических трудностей, возникающих перманентно в обществе.


Педагогическая позиция в предупреждении крайностей автономизации школьников = понимание + поддержка + интерпретация.

Одним из первых практиков, ставящих задачу воспитания социальной ответственности, был Константин Николаевич Вентцель. Педагогические работы Вентцеля в разные годы деятельности – и в дореволюционные, и в советские – приводили его к мысли, что хорошо продуманная система общественного устройства, достигнутая путем соглашений и компромиссов различных сил, будет способствовать нравственному становлению нового человека, который преодолеет барьер тоталитарного мышления и станет ответственной личностью.

По мнению автора, в этом направлении новая свободная школа может и должна сыграть важную роль. Венцель оставил свою мысль о том, что вместо старого порядка в школе должен быть создан новый, главное отличие которого состоит в том, что он будет создан при участии самих детей, независимо от их происхождения. Главное в размышлении педагога – освобождение сил ребенка. Он выступал против того, чтобы развитие ребенка было предоставлено самому себе. Напротив, считал, что теория свободного воспитания требует вторжения воспитания в среду развития, но такого, которое было бы не принуждением в отношении к ребенку, а наоборот, освобождением его.

В представлении педагогов цели, поставленные перед детьми – научиться быть свободными, ответственными, делиться своими умениями с другими.

«По своей природе ответственность есть нечто такое, чему нельзя обучать, но что может быть добыто и достигнуто путем собственной самостоятельной работы личности, поэтому необходимо чаще ставить детей в ситуацию, когда им приходится действовать и поступать ответственно».

Самой большой ошибкой воспитания старой школы состоит в том, что они нарушают права личности ребенка, не дают ему развиваться свободно и навязывать идеалы. Господствующая система воспитания основывается на принципе авторитета, новая – на принципе свободы, равноправии воспитателя и ребенка.

Истинное воспитание в соединении ребенка в налаживании новых педагогических отношений должен взять на себя инициативу, но так, чтобы чувствовал, что не только его воспитывают, но и он воспитатель. Ребенок не обязан исполнять всю волю воспитателя, так и воспитатель не обязан исполнять все прихоти ребенка.

Таким образом, Вентцель в своей теории свободного воспитания видит воспитание ответственности у личности через передачу больших свобод и прав.


То, что выработано истиной педагогикой, можно свести к пяти положениям:

  1. У детей сильно развит инстинкт общительности.

  2. Дети – настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, стремление все познать.

  3. Дети любят созидать, устраивая из ничего, дополняя недостающее воображение.

  4. Детям необходимо проявить себя, говорить о себе, о своих впечатлениях.

  5. Большею роль в формировании детского характера играет инстинкт подражания.

Задача правильной работы с детьми заключается в том, чтобы дать разумный выход этим инстинктам, не притупляя никой из них. Стоит отметить, что центром нашей работы является детский труд, существенно отличающийся от труда взрослых тем, что он должен быть общеобразовательным. Мы считаем необходимым наладить побольше форм человеческого труда, имеющих наиболее важное значение в жизни.

А. С. Макаренко отмечал, что моральные требования к человеку должны быть выше среднего уровня человеческого поступка. «Мораль требует общего равнения на поведение самое совершенное. Глубочайший смысл воспитательной работы заключается в отборе и воспитании человеческих потребностей, в приведении их к нравственной высоте. Ответственности – есть функция общественного интереса. Из области таких солидарных интересов проистекает идея долга, но не обязательно его выполнение. Солидарность интересов и вытекающая из нее солидарность идей еще не составляют нравственного явления. Последнее наступает только тогда, когда солидарность поведения. Солидарность поведения невозможна без солидарности идей, но обратное заключение будет ошибочным».

Макаренко в первые годы работы в колонии разрабатывал принципы отношений воспитанников и педагогов.

- Равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников;

- Четкая организация труда;

- Роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания;

- Четкий перечень серьезных проступков.

Он считал, что воспитать социальную ответственность у ребенка возможно только при выполнении следующих условий:

  1. Создание детского коллектива.

  2. Создание структуры самоуправления.

  3. Создание особых отношений между воспитанником и воспитателем.

  4. Использование широкого круга методов, влияющих на личность.

Одним из действенных средств воспитания ответственности является воспитание словом. Свое золотое правило воспитания Сухомлинский сформулировал так: «Идеи
становятся святыми и нерушимыми не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда они живут в живом трепете мысли и чувства, в созидании, поступках».

В. Н. Сорока-Росинский видит процесс воспитания социальной ответственности как ряд последовательно сменяющихся стадий развития для каждой их которых свои методы:

  1. Первая стадия – неуклонность требований.

  2. Вторая стадия – образуется привычка коллективной ответственности.

  3. Третья стадия – усиление воздействия на расширение ответственности.

Педагог рекомендует отказаться от организации деятельности педагогом и уступить место самостоятельности и самоорганизации самих учеников.

В. И. Селиванов все методы и приемы формирования волевых качеств, в том числе, ответственности сводит к четырем основным группам: методы убеждения, методы упражнения, методы поощрение, требование и принуждение и методы самовоспитания.

Л. А. Радзиховский понимает процесс воспитания социальной ответственности как проявления:

- в желании заниматься общественно-полезной деятельностью;

- в ускорении процесса личностного и профессионального самоопределения;

- глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоком личном принятии его ценностей и идеалов.

Рассмотрев опыт воспитания социальной ответственности, мы пришли к следующим выводам:

  1. Одним их первых педагогов, обратившихся к идее воспитания ответственности, был К. К. Вентцель. С. Т. Шацкий видел самоуправление как основную форму воспитания ответственности. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский используют широкий круг методов в создании коллектива, который будет влиять на личность. В. Н. Сорока-Росинский видит процесс воспитания социальной ответственности как ряд последовательно сменяющихся стадий развития.

  2. Современный опыт воспитания социальной ответственности позволяет проследить тенденции ряда авторов: Е. Б. Клинкова, В. И. Селиванова и других.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ теоретических аспектов процесса воспитания социальной ответственности у школьников позволяет сделать выводы о том, что ответственность явление многоаспектное и может быть охарактеризовано только на междисциплинарном уровне.

Из исследований в областе гуманитарных наук следует, что сложились разные точки зрения по вопросу о сущности ответственности. Для одних ответственность – способность человека к выполнению долга; для других – волевое качество, связанное с мрально-ценностной ориентацией личности, отражающее ее склонности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, дать отчет за свои действия; для третьих – составляющая социального поведения человека, наряду с социальным самочувствием; для четвертых – управление персоналом; для пятых – совокупность объективных требований, предъявляемых обществом. Мы, принимая позиции рассмотренных педагогов, понимаем под ответственностью качество личности, отвечающее за принятие и выполнение ею определенных обязательств.


Отечественные и зарубежные исследователи при изучении проблемы социальной ответственности преподносят большой диапазон понимания данного явления. Социальную ответственность понимают, как показатель социальной зрелости, ее интегральную характеристику.

Под социальной ответственностью мы будем понимать интегральное качество личности, выступающее показатели ее социальной зрелости и определяющее поведение человека на основе осознания им социальных норм, ценностей и самоограничения собственных действий.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ.

2.1. Потенциалы образовательного учреждения по воспитанию социальной ответственности у школьников.

Изменения, происходящие, в обществе сказывались и сказываются на действенности воспитательного процесса. Нестабильность некоторых ячеек, объединений и распад организаций выдвинули на первый план социализирующую функцию образовательного учреждения.

Стереотипность деятельности большинства педагогов, их неподготовленность к работе с новыми технологиями обучения и воспитания, с одной стороны, снижают воспитательное значение школы, с другой – указывают на поиск факторов, усиливающих ее позиции.

Переход к гражданскому обществу ставит личность перед постоянным выбором, перед важностью освоения социального взаимодействия, которое ребенок активно изучает в школе.

В современном мире остро ставится вопрос о социальной ответственности, следовательно, это становится важным аспектом в школьном образовании. На образовательные учреждения возлагаются большие надежды за воспитание социальной ответственности у учащихся.

Во всех школах, при составлении программ, педагоги исходят из того, что социально-педагогическое сопровождение – это деятельность, направленная на создание системы условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде. Некоторые программы ориентируются на педагогов и родителей. В ходе конструктивного общения складываются представления о дальнейшем пути обучения.

В современной школе педагогика воспитания должна перерасти из педагогики требований в педагогику отношений личностей – равноправных субъектах прав. Вместе с тем необходимо добиться, чтобы стержневым в формировании подрастающей личности стало воспитание уважительного отношения.