ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стоит отметить роль классного руководителя в процессе формирования социальной ответственности у школьников. Заключается она в сопровождении и оказание своевременной помощи.
Некоторые авторы, например, Е. Н. Степанов и Л. В. Байбородова, выделили следующие направления деятельности классного руководителя:
-
Индивидуальная работа с учащимися, в том числе работа с одаренными, трудными и детьми группы риска. -
Работа с классным коллективом. -
Работа с родителями. -
Работа с учителем-предметником. -
Работа с организаторами жизнедеятельности школы. -
Работа с представителями общественных сфер.
Принципы формирования социальной ответственности:
- системности;
- культуросообразности;
- преемственности;
- социальной адекватности воспитания;
- практической направленности.
Содержание воспитания социальной ответственности включает следующие компоненты:
- когнитивный – систему усвоения личности знаний о сущности прав и обязанностей;
- мотивационный – иерархию мотивов социального поведения;
- волевой – нравственные устремления в реализации нравственных поступков;
- деятельностный – способность человека осуществлять осознанный выбор.
Технологии процесса формирования социальной ответственности у школьников включает использование ряда методик. А методы проектов включают в себя ряд некоторых принципов, например, связь проекта с реальной жизнью и многие другие.
Критериями сформированности качества выступает:
- когнитивному – анкетирование;
- мотивационному – методика исследования уровня субъективного контроля;
- деятельностному – методика самоотношений В. В. Столина.
Показатели уровня развития социальной ответственности школьников может быть представлена в виде следующей схемы. [Приложение № 1]
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, что потенциалы образовательного учреждения по воспитанию социальной ответственности у школьников включает в себя ряд положений. Реализован, может быть при реализации структурно-содержательной модели воспитания социальной ответственности.
2.2. Характеристика педагогических условий воспитания социальной ответственности школьников.
Сегодняшнее положение развития отечественного общества требует от учеников школы осознанного отношения к личному выбору, слову, делу, его последствиям, мастерства выполнять действия, направленные на благо окружающих людей, присутствия устойчивого морального опыта освоения эмоциональной культуры.
Педагогика, рассматривая средства воспитания, традиционно относит к ним все то, что выступает источником социального опыта. В последние годы сложилась тенденция рассматривать в качестве средств воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. «К средствам воспитания, – утверждает П.И. Пидкасистый, – можно отнести различные виды воспитывающей деятельности… Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями».
Значительную помощь школьнику здесь может оказать школа, воспитывая у учащихся знания о качестве социальной ответственности, ее составляющих и их взаимосвязи. Чтобы качество социальной ответственности было воспитано, необходим ряд условий, под которыми мы будем понимать «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется и обстоятельств жизнедеятельности субъектов, способствующих ее успешности».
Важная педагогическая задача заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать ценность целей социально-значимой деятельности, своего участия в ней, осознать зависимость достижения общего и личного успеха от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные интересы неразрывно связаны, что ему необходимо постоянно воспитывать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда в демократических условиях выступают одновременно и стремление к личному успеху, и пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой, т.е. и личностная и социальная мотивация.
Мы выделим следующую совокупность условий успешного воспитания социальной ответственности у школьников:
-
Использование личностно-ориентированного подхода; -
Включение школьников в социально-значимую деятельность в социуме, опираясь на технологию социального проектирования; -
Участие волонтеров совместно с родителями и общественностью в социальных акциях; -
Обеспечение целесообразной помощи со стороны школьной социально-психолого-педагогической службы в форме социально-педагогического сопровождения.
Дальше мы рассмотрим этапы формирования проекта программы:
-
Оценка локальной ситуации на местном уровне. -
Формулирование проекта. -
Мобилизация проекта. -
Осуществление проекта. -
Мониторинг проекта.
Мониторинг проекта – систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени. Он проводится на всех стадиях осуществления проекта. Можно услышать иное название, оценка процесса.
Это проверка, с помощью которой можно своевременно распознать проблемы и провести коррекцию; получить обратную связь о проделанной работе; собрать информацию для заполнения документации.
Собираемая при мониторинге информация должна быть количественной и качественной.
-
Оценка воздействия.
Все этапы проекта находятся в круговой взаимосвязи друг с другом. [Приложение 2]
На последнем этапе – оценка воздействия – можно использовать такие методы оценки, как: беседы, интервью и исследования.
При получении информации необходимо провести анализ ситуации и определить, какие ресурсы можно использовать для решения.
Реализация проекта:
-
Нахождение ресурсов на местном уровне. -
Вовлечение окружающих в проект. -
Привлечение молодежи. -
Примеры методов группового решения проблемы и принятия решений.
Критерии эффективности проекта:
-
Связь идеи с реальной жизнью; -
Интерес к выполнению со стороны всех участников; -
Адекватная оценка ситуации и выдвижение ответственного координатора; -
Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта; -
Нацеленность на создание конкретного продукта; -
Социальный характер проекта; -
Временная и структурная завершенность проекта.
Сейчас мы рассмотрим направления работы с родителями, так как это важная ступень для учеников:
- Информирование родителей;
- Просвещение;
Под педагогическим просвещением, которое направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений, родителей мы будем понимать процесс информирования об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ними, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. [Приложение 3]
- Консультирование;
Может быть двух типов:
- методическое – освоение образовательной программы;
- психологическое – индивидуальные особенности ребенка.
- Обучение;
- Совместная деятельность.
Успешностью любой педагогической инициативы школы по взаимодействию с родителями напрямую зависит от умения работать с информацией и способности создавать своеобразное информационное поле школы. [Приложение 4]
На всех этапах формирования социальной ответственности обеспечивается социально-педагогическое сопровождение.
Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания социальной ответственности у школьников включает в себя ряд этапов: первичной диагностики, создания и реализации программы личностного роста, промежуточной диагностики личностных достижений, мониторинга эффективности личностно-ориентированных программ.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной ответственности школьников в общеобразовательной школе.
В современных философских, социологических, психолого-педагогических концепциях значимости социальной ответственности, ее месту в современном мире уделяется колоссальное внимание.
С целью основных положений, выдвинутой гипотезы в ходе курсовой работы проводилось исследование, которое предполагала опытное моделирование процессе воспитания социальной ответственности у современных школьников.
Следовательно, можно выделить три этапа провидимого эксперимента: подготовительный, преобразующий и аналитический.
1 этап: Подготовительный.
Включает поиск идей, конструирование процесса, разработка концептуальных основ, их оформление. На подготовительном этапе эксперимента определялись его содержание, формы и методы, проектировались условия для воспитания ответственности у школьников, продумывались целесообразное использование педагогических потенциалов школы в процессе воспитания социальной ответственности у школьников.
Было проведено исследование, позволившее получить информацию о представлении учеников о праве и ответственности.
2 этап: Преобразующий (основной).
На этом этапе реализуется модель воспитания социальной ответственности у школьников. Вся экспериментальная деятельность строится, исходя из следующих задач:
- вооружить учащихся знаниями о правах и обязанностях, ценностях и нормах общества, допустимых и недопустимых социальных действиях;
- сформировать положительное отношение личности к ответственному поведению, добиться осознания ею сущности предъявляемых требований;
- создать условия для приобретения школьниками опыта ответственного поведения в рамках социально-значимой деятельности.
3 этап: Аналитический.
Он предусматривает подведение итогов, определение удачных элементов деятельности по воспитанию социальной ответственности школьников, реализации потенциала школы в этом процессе.
К косвенным признакам эффективности опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной ответственности у школьников можно отнести:
-
Увеличение социальной активности в мероприятиях школы и за ее пределами; -
Сокращение количества школьников группы риска; -
Удовлетворенность педагогов и родителей отношением учащихся к собственным обязанностям и правам. -
Исходя из перечисленных пунктов, можно сделать вывод об эффективности опытно-экспериментальной работы.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Таким образом, характеризуя процесс воспитания социальной ответственности у школьников, можно представить его в виде структурно-содержательной модели воспитания социальной ответственности у учащихся школы.
В основе структурной модели воспитания социальной ответственности у школьников в условиях общеобразовательной среды лежит следующая цель: формирование данного интегративного качества личности.
Задачи:
-
Вооружить учащихся знаниями о правах и обязанностях, ценностях и нормах общества, допустимых и недопустимых социальных действий; -
Сформировать положительное отношение личности к ответственному поведению; -
Создать условия для приобретения школьниками опыта ответственного поведения в рамках социально-значимой деятельности.
Принципы формирования социальной ответственности:
- системность, которая предполагает создание системы воспитания социальной ответственности, взаимосвязанность всех элементов;
- культуросообразности, требующей отбора содержания, форм и методов воспитания с учетом того, что личность находится и развивается в определенном культурном пространстве;
- преемственности, предусматривающей постепенность воспитания социальной ответственности, прохождение ряда этапов, закрепление на каждом этапа;
- социальной адекватности воспитания, то есть соответствия содержания и среды воспитания социальной ситуации;
- практической направленности, то есть закрепление знаний и навыков в процессе социально-значимой деятельности.
Содержание воспитания социальной ответственности включает компоненты:
- когнитивный – систему усвоенных личностью знаний о сущности права и обязанностей;
- мотивационный – иерархию мотивов социально ответственного поведения;
-волевой – нравственные устремления в реализации ответственных поступков;
- деятельностный – способность и готовность человека делать и исполнять осознанный выбор.