Файл: Воспитание социальной ответственности у учащихся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стоит отметить роль классного руководителя в процессе формирования социальной ответственности у школьников. Заключается она в сопровождении и оказание своевременной помощи.

Некоторые авторы, например, Е. Н. Степанов и Л. В. Байбородова, выделили следующие направления деятельности классного руководителя:

  1. Индивидуальная работа с учащимися, в том числе работа с одаренными, трудными и детьми группы риска.

  2. Работа с классным коллективом.

  3. Работа с родителями.

  4. Работа с учителем-предметником.

  5. Работа с организаторами жизнедеятельности школы.

  6. Работа с представителями общественных сфер.

Принципы формирования социальной ответственности:

- системности;

- культуросообразности;

- преемственности;

- социальной адекватности воспитания;

- практической направленности.

Содержание воспитания социальной ответственности включает следующие компоненты:

- когнитивный – систему усвоения личности знаний о сущности прав и обязанностей;

- мотивационный – иерархию мотивов социального поведения;

- волевой – нравственные устремления в реализации нравственных поступков;

- деятельностный – способность человека осуществлять осознанный выбор.

Технологии процесса формирования социальной ответственности у школьников включает использование ряда методик. А методы проектов включают в себя ряд некоторых принципов, например, связь проекта с реальной жизнью и многие другие.

Критериями сформированности качества выступает:

- когнитивному – анкетирование;

- мотивационному – методика исследования уровня субъективного контроля;

- деятельностному – методика самоотношений В. В. Столина.

Показатели уровня развития социальной ответственности школьников может быть представлена в виде следующей схемы. [Приложение № 1]

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод, что потенциалы образовательного учреждения по воспитанию социальной ответственности у школьников включает в себя ряд положений. Реализован, может быть при реализации структурно-содержательной модели воспитания социальной ответственности.

2.2. Характеристика педагогических условий воспитания социальной ответственности школьников.

Сегодняшнее положение развития отечественного общества требует от учеников школы осознанного отношения к личному выбору, слову, делу, его последствиям, мастерства выполнять действия, направленные на благо окружающих людей, присутствия устойчивого морального опыта освоения эмоциональной культуры.


Педагогика, рассматривая средства воспитания, традиционно относит к ним все то, что выступает источником социального опыта. В последние годы сложилась тенденция рассматривать в качестве средств воспитания компоненты мира жизнедеятельности ребенка. «К средствам воспитания, – утверждает П.И. Пидкасистый, – можно отнести различные виды воспитывающей деятельности… Они могут быть средствами воспитания, если пронизаны социально ценностными отношениями».

Значительную помощь школьнику здесь может оказать школа, воспитывая у учащихся знания о качестве социальной ответственности, ее составляющих и их взаимосвязи. Чтобы качество социальной ответственности было воспитано, необходим ряд условий, под которыми мы будем понимать «совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется и обстоятельств жизнедеятельности субъектов, способствующих ее успешности».

Важная педагогическая задача заключается в том, чтобы дать детям возможность осознать ценность целей социально-значимой деятельности, своего участия в ней, осознать зависимость достижения общего и личного успеха от коллективных усилий. Школьнику надо убедиться на практике в том, что интересы коллектива и его личные интересы неразрывно связаны, что ему необходимо постоянно воспитывать в себе чувство коллективизма. В качестве основных стимулов труда в демократических условиях выступают одновременно и стремление к личному успеху, и пробуждение чувства долга, ответственности перед коллективом и самим собой, т.е. и личностная и социальная мотивация.

Мы выделим следующую совокупность условий успешного воспитания социальной ответственности у школьников:

  • Использование личностно-ориентированного подхода;

  • Включение школьников в социально-значимую деятельность в социуме, опираясь на технологию социального проектирования;

  • Участие волонтеров совместно с родителями и общественностью в социальных акциях;

  • Обеспечение целесообразной помощи со стороны школьной социально-психолого-педагогической службы в форме социально-педагогического сопровождения.

Дальше мы рассмотрим этапы формирования проекта программы:

  1. Оценка локальной ситуации на местном уровне.

  2. Формулирование проекта.

  3. Мобилизация проекта.

  4. Осуществление проекта.

  5. Мониторинг проекта.

Мониторинг проекта – систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени. Он проводится на всех стадиях осуществления проекта. Можно услышать иное название, оценка процесса.


Это проверка, с помощью которой можно своевременно распознать проблемы и провести коррекцию; получить обратную связь о проделанной работе; собрать информацию для заполнения документации.

Собираемая при мониторинге информация должна быть количественной и качественной.

  1. Оценка воздействия.

Все этапы проекта находятся в круговой взаимосвязи друг с другом. [Приложение 2]

На последнем этапе – оценка воздействия – можно использовать такие методы оценки, как: беседы, интервью и исследования.

При получении информации необходимо провести анализ ситуации и определить, какие ресурсы можно использовать для решения.

Реализация проекта:

  1. Нахождение ресурсов на местном уровне.

  2. Вовлечение окружающих в проект.

  3. Привлечение молодежи.

  4. Примеры методов группового решения проблемы и принятия решений.

Критерии эффективности проекта:

  1. Связь идеи с реальной жизнью;

  2. Интерес к выполнению со стороны всех участников;

  3. Адекватная оценка ситуации и выдвижение ответственного координатора;

  4. Самоорганизация и ответственное отношение участников проекта;

  5. Нацеленность на создание конкретного продукта;

  6. Социальный характер проекта;

  7. Временная и структурная завершенность проекта.

Сейчас мы рассмотрим направления работы с родителями, так как это важная ступень для учеников:

- Информирование родителей;

- Просвещение;

Под педагогическим просвещением, которое направлено на свободное развитие личности путем передачи, как педагогических знаний, так и опыта гуманистических отношений, родителей мы будем понимать процесс информирования об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ними, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. [Приложение 3]

- Консультирование;

Может быть двух типов:

- методическое – освоение образовательной программы;

- психологическое – индивидуальные особенности ребенка.

- Обучение;

- Совместная деятельность.

Успешностью любой педагогической инициативы школы по взаимодействию с родителями напрямую зависит от умения работать с информацией и способности создавать своеобразное информационное поле школы. [Приложение 4]

На всех этапах формирования социальной ответственности обеспечивается социально-педагогическое сопровождение.


Социально-педагогическое сопровождение процесса воспитания социальной ответственности у школьников включает в себя ряд этапов: первичной диагностики, создания и реализации программы личностного роста, промежуточной диагностики личностных достижений, мониторинга эффективности личностно-ориентированных программ.

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной ответственности школьников в общеобразовательной школе.

В современных философских, социологических, психолого-педагогических концепциях значимости социальной ответственности, ее месту в современном мире уделяется колоссальное внимание.

С целью основных положений, выдвинутой гипотезы в ходе курсовой работы проводилось исследование, которое предполагала опытное моделирование процессе воспитания социальной ответственности у современных школьников.

Следовательно, можно выделить три этапа провидимого эксперимента: подготовительный, преобразующий и аналитический.

1 этап: Подготовительный.

Включает поиск идей, конструирование процесса, разработка концептуальных основ, их оформление. На подготовительном этапе эксперимента определялись его содержание, формы и методы, проектировались условия для воспитания ответственности у школьников, продумывались целесообразное использование педагогических потенциалов школы в процессе воспитания социальной ответственности у школьников.

Было проведено исследование, позволившее получить информацию о представлении учеников о праве и ответственности.

2 этап: Преобразующий (основной).

На этом этапе реализуется модель воспитания социальной ответственности у школьников. Вся экспериментальная деятельность строится, исходя из следующих задач:

- вооружить учащихся знаниями о правах и обязанностях, ценностях и нормах общества, допустимых и недопустимых социальных действиях;

- сформировать положительное отношение личности к ответственному поведению, добиться осознания ею сущности предъявляемых требований;

- создать условия для приобретения школьниками опыта ответственного поведения в рамках социально-значимой деятельности.

3 этап: Аналитический.

Он предусматривает подведение итогов, определение удачных элементов деятельности по воспитанию социальной ответственности школьников, реализации потенциала школы в этом процессе.

К косвенным признакам эффективности опытно-экспериментальной работы по воспитанию социальной ответственности у школьников можно отнести:


  • Увеличение социальной активности в мероприятиях школы и за ее пределами;

  • Сокращение количества школьников группы риска;

  • Удовлетворенность педагогов и родителей отношением учащихся к собственным обязанностям и правам.

  • Исходя из перечисленных пунктов, можно сделать вывод об эффективности опытно-экспериментальной работы.



ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Таким образом, характеризуя процесс воспитания социальной ответственности у школьников, можно представить его в виде структурно-содержательной модели воспитания социальной ответственности у учащихся школы.

В основе структурной модели воспитания социальной ответственности у школьников в условиях общеобразовательной среды лежит следующая цель: формирование данного интегративного качества личности.

Задачи:

  1. Вооружить учащихся знаниями о правах и обязанностях, ценностях и нормах общества, допустимых и недопустимых социальных действий;

  2. Сформировать положительное отношение личности к ответственному поведению;

  3. Создать условия для приобретения школьниками опыта ответственного поведения в рамках социально-значимой деятельности.

Принципы формирования социальной ответственности:

- системность, которая предполагает создание системы воспитания социальной ответственности, взаимосвязанность всех элементов;

- культуросообразности, требующей отбора содержания, форм и методов воспитания с учетом того, что личность находится и развивается в определенном культурном пространстве;

- преемственности, предусматривающей постепенность воспитания социальной ответственности, прохождение ряда этапов, закрепление на каждом этапа;

- социальной адекватности воспитания, то есть соответствия содержания и среды воспитания социальной ситуации;

- практической направленности, то есть закрепление знаний и навыков в процессе социально-значимой деятельности.

Содержание воспитания социальной ответственности включает компоненты:

- когнитивный – систему усвоенных личностью знаний о сущности права и обязанностей;

- мотивационный – иерархию мотивов социально ответственного поведения;

-волевой – нравственные устремления в реализации ответственных поступков;

- деятельностный – способность и готовность человека делать и исполнять осознанный выбор.