Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Семинарское занятие №1

Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики
Вопросы:


  1. Объект, предмет, цели и задачи специальной психологии и педагогики.

  2. Отрасли специальной психологии и педагогики.

  3. Связь коррекционной психологии и педагогики с другими областями научного знания.

  4. Вклад Л.С. Выготского в теорию аномального развития.


1. Объект, предмет, цели и задачи специальной психологии и педагогики.

Специальная психология (Пегас + Лубовский).
Специальная психология — область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы (это объект).

Предмет - это закономерности отклоняющегося развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Цельспециальной психологии - изучение индивидуально-типических особенностей при атипичном развитии, причин, механизмов и структуры отклоняющегося развития, а также обоснование и разработка стратегий целенаправленной помощи по улучшению качества жизни людей с атипиями.

 Задачи специальной психологии (Пегас):

  • выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;

  • изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

  • изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

  • разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

  • изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;

  • психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.


Специальная педагогика.
Объектом специальной педагогики является процесс специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

В качестве предмета изучения специальной педагогики выступают вопросы теории и практики специального обучения и воспитания; принципы, содержание и методы коррекционно-педагогической работы, направленной на преодоление недостатков в развитии детей в целях их социальной адаптации и интеграции в общество. Таким образом, цель специальной педагогики – это разработка теоретических и практических вопросов специального образования, направленного на социализацию и самореализацию лиц с недостатками психического и (или) физического развития

К теоретическим задачам относятся:

  • Разработка теоретико-методологических основ специального обучения и воспитания.

  • Разработка принципов, методов и содержания обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  • Изучение существующих педагогических систем образования лиц со специальными образовательными потребностями.

  • Исследование, разработка и реализация педагогических средств предупреждения и преодоления отклонений в развитии у детей.

К практическим задачам относятся:

  • Разработка вопросов организации педагогического процесса в различных типах специальных образовательных учреждений.

  • Разработка специальных педагогических технологий.

  • Разработка образовательных и коррекционно-развивающих программ.

  • Разработка программ профориентации, профессиональной подготовки, социально трудовой адаптации лиц с отклонениями в развитии.

  • Обобщение передового педагогического опыта.


2. Отрасли специальной психологии и педагогики.

Специальная психология (Лубовский).
В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая – психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата.

Специальная педагогика.


Основные отрасли (направления) специальной педагогики: олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия, педагогика детей с задержкой психического развития, педагогика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.

1.         Тифлопедагогика является частью специаль­ной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифло­педагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, анома­лии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восста­новления нарушенных или недоразвитых функций, со­здание условий формирования и всестороннего раз­вития личности при различных нарушениях зрительной функции.

2.          Сурдопедагогика - наука об обучении и вос­питания лице различными нарушениями слуха. Ос­новными задачами сурдопедагогики являются: комп­лексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овла­дения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической рабо­ты, направленной на социальное адаптирование и со­циально-профессиональную реабилитацию.

3.        Олигофренопедагогика - наука, представляю­щая собой систему научных знаний об обучении и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться но­вые отрасли олигофренопедагогики, такие как дош­кольная олигофренопедагогика и ряд других.

4.         Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средства­ми специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролинг-вистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы раз­вития, исправления и восстановления речи.

5.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии,нейрофизиологии, психологии и дру­гих наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социаль­ной адаптации.

6.         Отрасль специальной педагогики примени­тельно к лицам со сложными нарушениями в раз­витии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-куль­турной адаптации.

3. Связь коррекционной психологии и педагогики с другими областями научного знания.

Психология (Лубовский, Сорокин: Специальная психология)

Специальная психология связана с такими областями психологии, как детская, возрастная и педагогическая психология, психофизиология и нейропсихология. Она соприкасается с рядом разделов общей психологии. Важно четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими или соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии. Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психи­ческих болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.



Педагогика:

Коррекционная педагогика связана с общей педагогикой, философией, социальной педагогикой, социальной психо­логией, социологией.

Коррекционная педагогика использует научный арсе­нал общей педагогики: цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколе­ния, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса» Коррекционная педагогика вносит существенные поправки во все вышеперечисленное в соответствии с при­родой и характером отклонений в развитии детей, разра­батывает свои приемы и методы коррекциойного воздей­ствия в различных отраслях коррекционной педагогики.


Коррекционная педагогика тесно взаимодействует с фи­лософией: повседневное педагогическое воздействие на пси­хологические или физические дефекты приводит к появле­нию философской закономерности перехода количества в качество, то есть отклонение уменьшается или компенси­руется за счет активизации деятельности здоровых или имеющих незначительную аномалию органов.

С социальной педагогикой роднит коррекционную пе­дагогику то, что предметом социальной педагогики явля­ется исследование воспитательных сил общества и способа их актуализации. С социальной психологией связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы»

У социологии коррекционная педагогика занимает за­кономерности становления, функционирования, и разви­тия общества в целом.

Кроме этих дисциплин, коррекционная педагогика вли­яет на ряд медицинских дисциплин, что объясняется тем, что каждое отклонение, каждый дефект в развитии обу­словлен физическими и психологическими причинами. Среди медицинских дисциплин можно выделить психиатрию, невропатологию, патофизиологию, иммунологию, офтальмо­логию, отоларингологию и др. Базой среди медицинских дисциплин является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка в целом, процессы его развития, физиологию, ме­тоды профилактического лечения детских заболеваний.

Важна для коррекционной педагогики неврология — наука о структуре и функциях нервной системы человека. Это объясняется тем, что многие отклонения в развитии ребенка связаны с нарушениями его нервной системы, а чтобы соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы, коррекционная педагогика взаимодействует с не­вропатологией — областью медицины, изучающей заболе­вания нервной системы и ее роль в патологии других ор­ганов и систем.

Психиатрия помогает коррекционной педагогике в ра­боте с детьми с отклонениями в развитии и поведении, в поиске оптимальных путей в решении вопроса о преодоле­нии этих отклонений.

Тифлопедагогика использует знания офтальмологии, которая определяет характер глазного заболевания, его течение, состояние зрительных функций. Сурдопедагогика связана с отоларингологией, которая обеспечивает диаг­ностику слуховой патологии и лечебные мероприятия при заболеваниях органов слуха.