Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Из В.В. Лебединского
«Дизонтогенией» обозначают различные формы нарушений отногенеза, включая постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.
Применительно к дизонтогениям принят термин аномалия развития.
Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 215 с.
Аномальные дети — дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания вследствие имеющихся физических и психических отклонений, вызванных врожденными или приобретенными дефектами.
Дефект — это психический или физический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка. Структуру дефекта составляют дефекты первичные и вторичные.
Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), вызванное влиянием биологических факторов.
Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций вследствие наличия первичного дефекта (например, недоразвитие речи и мышления у глухих). Т. е. вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им.
Сложный дефект — сочетание двух и более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании. Он отличается качественным своеобразием, не являясь суммой первичных дефектов. Например, умственно отсталые слепые или слабовидящие. Развитие ребенка при данном виде дефекта искажено в гораздо большей степени, чем у аномальных детей других категорий.
Осложненные дефекты — дефекты, в которых выделяются ведущее (главное) нарушение и осложняющее его расстройство.
Дефекты могут быть вызваны как функциональными нарушениями, так и органическими. Отличие заключается в степени обратимости и возврата к норме. С этой позиции функциональные дефекты
, безусловно, легче, поскольку при устранении неблагоприятных факторов и проведении коррекционной работы развитие интенсифицируется.
Наличие дефекта выделяется в сравнении с нормой.
2. Закономерности нормального и отклоняющегося развития.
Общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития (это также и на пятый вопрос).
I уровень –общие закономерности, характерные для всех типов нарушенного развития.
II уровень — закономерности, характерные для группы дизонтогенетических расстройств (например, возникших вследствие недоразвития анализаторных систем — зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих в своей основе раннее органическое повреждение головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития церебрально-органического генеза и т.д.).
III уровень — специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза (общему стойкому психическому недоразвитию по типу умственной отсталости, или искаженному развитию по типу раннего детского аутизма, или дефицитарному развитию вследствие недостаточности зрительного анализатора, и т.д.).
Наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживаются и у детей с отклонениями в развитии. Л.С. Выготский сделал вывод о единстве основных закономерностей нормального и аномального развития. К таким закономерностям, прежде всего, относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии.
Говоря об основных закономерностях психического развития, в равной мере присущих как норме, так и патологии, мы можем выделить следующие.
1.Универсальной характеристикой развития является его неравномерность. Периоды наиболее активного развития тех или иных компонентов сознания, как уже упоминалось, обозначаются в психологии термином сензитивность.
2. Процесс развития непрерывен и необратим.
3. Внутренними механизмами развития выступает единство процессов дифференциации и интеграции, выделения в структуре формирующейся системы новых компонентов (дифференциация) и сочленение этих компонентов с другими (интеграция).
4. Важнейшим законом развития психики, как и всех живых систем, является принцип единства эволюционирования и функционирования. Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе своего развития. Вряд ли можно представить себе ситуацию, при которой мы сначала должны дождаться момента, когда у ребенка сформируется мышление или речь, и только потом позволить ему думать и говорить.
5. Исключительным свойством развития человеческой психики сознания является принципиальная невозможность заранее предвидеть конечный продукт этого процесса. Это дает возможность личности самой определять направление собственной самореализации.
6. Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе онтогенеза выделяется ведущий вид деятельности.
7. Психическое развитие не возможно вне общения. Именно в процессе общения со взрослым ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт человечества, что составляет сущность процесса формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.Выготский определял ее как социальную ситуацию развития, систему отношений ребенка с окружающими людьми.
3. Типология дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.
Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания: общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).
Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения: поврежденное развитие (органическая деменция), дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).
Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений. Дети с данным типом отклоняющегося развития в связи с отсутствием явной органической причины нарушения первоначально не были отнесены к категории аномальных детей: искаженное развитие (ранний детский аутизм), дисгармоническое развитие (психопатии).
Критерии дизонтогенеза | Вариант дизонтогенеза | Типичный пример |
Аномалии, вызванные отставанием в развитии Ретардация – аномалия вызванные отставанием в развитии. | 1)Недоразвитие – для него характерно ранее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. 2)Задержанное развитие – замедленный темп формирования познавательной и эмоционально – волевой сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. | УО, алалия ЗПР, общее недоразвитие речи |
Аномалии, вызванные диспропорциональным развитием Асинхрония (неравномерность) – развития | 3) Искаженное развитие: характерно нарушение последовательности процесса формирования психических функций. (Например, словесно – логическое - мышление формируется раньше предметной деятельности.) 4)Дисгармоничное развитие – это врождённое или приобретенное диспропорциональность психики в ее эмоционально – волевой сфере. | РДА, шизофрения. Психопатии и нарушения в поведении |
Аномалии, вызванные выпадением отдельных функций | 5) Поврежденное развитие: как наиболее позднее патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. (2 – 3 года или после 3 лет) 6) Дефицитарное развитие связано с нарушением отдельных систем. Первичные нарушения ведут к недоразвитию функций, связанного с ним наиболее тесно, а также к замедленному действию других функций, связанного с ним опосредованно. | Органическая деменция, афазия. Нарушения зрения, слуха, речи, ОДА |
4. Параметры дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.
Колесникова, Г. И. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития : учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 215 с.
К параметрам дизонтогенеза, определяющим тип нарушения психического развития (выделены В. В. Лебединским на основе положений Л. С. Выготского), относят:
1) время;
2) функциональную локализацию нарушения;
3) соотношение между первичным и вторичным дефектами;
4) нарушение межфункциональных взаимодействий.
-
Время
От него зависит характер нарушения психического развития. Раннее поражение, как правило, провоцирует недоразвитие психических функций. Позднее — явления повреждения с распадом структуры психических функций. Кроме того, характер аномалии зависит и от длительности развития функции в онтогенезе.
Нарушение развития имеет неравномерный характер (по В. В. Лебединскому). Вначале деформируются психические функции, находящиеся на данном возрастном этапе в сензитивном периоде развития. Следствием этой деформации становится изменение функций, связанных с поврежденными. Поэтому при нарушении психического развития состояние уровня развития функций будет неоднородно: часть функций будет повреждена, часть — относительно сохранна, часть — в разной степени задержана.
Сензитивные периоды характерны и для развития отдельных психических функций, и для психического развития ребенка в целом. Выделяют два основных сензитивных периода, в которые велика вероятность возникновения различных психических нарушений — от 0 до 3 лет и 11—15 лет, поскольку в данные периоды большинство психофизических систем находится в сензитивном состоянии. Соответственно, возраст от 4 до 11 лет является периодом, для которого характерна достаточно высокая устойчивость к негативным воздействиям различной природы, в результате воздействия которых могут возникать явления регресса и/или распада.
Регресс — возврат функции на более ранний возрастной уровень. Ему могут подвергаться и функции, находящиеся в сензитивном периоде, и функции закрепленные (в случае более сильного воздействия, например, остром начале шизофрении). Различают два вида регресса: временный (например, временная потеря речи после соматических заболеваний в первые годы жизни) и стойкий (например, возврат к автономной речи вследствие потери потребности в общении при раннем детском аутизме).
Распад — грубая дезорганизация функции либо ее выпадение.
-
Функциональная локализация нарушения
В зависимости от функциональной локализации нарушения выделяют: частный дефект, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса и праксиса, и общий дефект