Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 165

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


необходимо предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и т. п.);

в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки учебной деятельности;

в системе коррекционных мероприятий необходимо предусматривать проведение подготовительных (к усвоению того или иного раздела программы) занятий (пропедевтический период) и обеспечить обогащение детей знаниями об окружающем мире;

на уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей;

во время работы с детьми учитель должен проявлять особый педагогический такт. Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

7.Психология детей и подростков с нарушением слуха
Вопросы:


  1. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

  2. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

  3. Психическое развитие глухого ребёнка в дошкольном возрасте.

  4. Особенности психического развития глухих детей в школьном возрасте.

  5. Специфика психического развития слабослышащих детей.

  6. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.

  7. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями слуха.

  8. Особенности деятельности детей и подростков с нарушениями слуха.

  9. Система образования лиц с нарушениями слуха.

  10. Социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.


1. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация.

Сурдопедагогика — составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании лиц с нарушениями слуха. Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психологическое становление. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т.д. порядка все более искажают и обедняют структуру развития познавательной деятельности неслышащего ребенка.


Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. Нарушения слуха возникают в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв. В числе причин значительное место занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки (хронический насморк, аденоидные разращения и др.). Наиболее серьезно отражаются на слухе эти заболевания в тех случаях, когда они возникают в раннем возрасте.

При менингите нарушение слуха возникает вследствие поражения звуковоспринимающего аппарата, при других детских инфекциях слуховая функция может пострадать как в результате поражения среднего уха, так и в результате заболевания нервного воспринимающего аппарата. Заболевание звуковоспринимающего аппарата ведет, как правило, к более тяжелым нарушениям слуховой функции, чем заболевания среднего и наружного уха.

Специалисты обращают внимание на выраженную зависимость распространенности и причины различных видов тугоухости от принадлежности детей к той или иной возрастной группе. Так, если на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты или тугоухости, то в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. Среди последних главное место наряду с последствиями воспалительных заболеваний органа слуха занимают неадекватное применение ототоксических медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей предельной интенсивности (например, широко распространенное в настоящее время среди молодежи использование современной аудиомузыкальной техники).

Важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста, которые можно установить на основе тщательного изучения анамнестических данных. Это, прежде всего, вирусные заболевания матери в первом триместре беременности, особенно такие, как краснуха, корь, грипп, вирус герпеса. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, например расщелинами губы и нёба, а также при недоношенности, когда вес при рождении составляет менее 1500 г. На состояние слуховой функции могут отрицательно влиять неблагополучные роды.


Причиной нарушений слуха могут быть алкоголизм матери во время беременности, проявление в период новорожденности желтухи и неврологических расстройств. К группе риска относятся также дети с различными хромосомными и наследственными заболеваниями или имеющие родителей или родственников с врожденными дефектами слуха.

Диагностика состояния слуховой функции человека находится сегодня на таком уровне развития, который позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Речевая аудиометрия позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи. Восприятие слабослышащим специально подобранных списков высокочастотных и низкочастотных слов переменной громкости позволяет аудиологам определить реальные границы восприятия и понимания слабослышащим словесной речи и соответственно более точно подобрать и настроить для него слуховой аппарат. Для исследования слуха у детей от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук (ребенок может моргнуть, замереть, сделать паузу в игре с игрушками и поднять глаза, начать оглядываться, чтобы увидеть, что происходит у него за спиной и найти источник звука. Очень маленький ребенок может заплакать). У детей после трех лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии.

Технические возможности компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции отражают развитие возможностей техники и технологий в целом. Современная компьютеризация позволяет создавать весьма совершенные слуховые аппараты. Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет сегодня в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — это частичная имплантация (за ушной раковиной) при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухопротезирующей системы. Далеко не всем неслышащим специалисты рекомендуют кохлеарную имплантацию. Она показана тем, кто отвечает следующим медицинским, психологическим и логопедическим критериям: имеет место полная двусторонняя глухота, невозможно пользование общепринятыми слуховыми аппаратами, имеются функционирующие нервные волокна, отсутствуют заболевания среднего уха и заболевания, ослабляющие иммунную систему, имеется общее хорошее состояние здоровья; сформированы удовлетворительные речевые навыки, отсутствует снижение интеллектуальных возможностей и нет психических заболеваний, имеется удовлетворительное социальное окружение, существуют реалистические ожидания последствий данной операции и позитивная мотивация;
детям раннего возраста, когда процесс речеслухового и психического развития не приобрел отклоняющийся характер.

Сегодня в сообществе неслышащих кохлеарная имплантация не воспринимается однозначно положительно. Глухие родители нередко считают нецелесообразным и неэтичным вмешиваться в судьбу своего глухого ребенка такой операцией, а глухие от рождения не всегда стремятся ее сделать не только из-за весьма высокой стоимости, но и понимая, что такая операция может круто изменить всю жизнь, разрушая прежний образ жизни, круг общения, сложившиеся социальные отношения, восприятие мира и пр.


2. Психолого-педагогическая классификация детей с нарушениями слуха.

Психолого-педагогическая классификациянарушений слуха решает задачи научного обоснования подходов к обучению и воспитанию детей с нарушением слуха. В практической работе с детьми с нарушением слуха испрользуется педагогическая классификация Р.М. Боскис, в основу которой положены такие критерии как степень потери слуха, время возникновения нарушений слуха, уровень развития речи у детей. В этой классификации выделяются три основные группы детей с нарушением слуха: глухие (ранооглохшие), слабослышащие (тугоухие) и позднооглохшие.

Глухие (ранооглохшие) дети имеют только остаточный слух. Они воспринимают только очень громкие звуки силой 70–80 дБ, обычно лучше слышат низкие звуки и совсем не воспринимают высокие звуки. В соответствии с позицией Т.В. Розановой, к детям этой группы относят детей с тугоухостью 3-й степени (ощущают звуки 70–85 дБ) и тугоухостью 4-й степени (ощущают только очень громкие звуки 85–100 дБ). Глухие дети имеют стойкое двустороннее нарушение слуха наследственного, врожденного характера или приобретенного в раннем детстве (до овладения речью). Если детей этой группы специально не обучать речи, то она у них не формируется, они могут стать неговорящими, или «немыми», и поэтому таких детей ранее называли глухонемыми. Однако даже обучение речи глухих детей с помощью специальных средств и методов не всегда приводит к формированию речи такого же уровня, как и у слышащих детей. Нарушение слуха и речи приводят к изменениям всех познавательных процессов ребенка, его поведения и эмоционально-волевой сферы.

Слабослышащие (тугоухие) дети – дети с частичной недостаточностью слуха, которая приводит к нарушению речевого общения ребенка. Среди детей этой группы различают тугоухость 1-й степени (если ребенок начинает слышать звуки громкостью 20–50 дБ) и тугоухость 2-й степени (если ребенок начинает слышать звуки от 50 до 70 дБ). Недостатки слуха у детей приводят к нарушению восприятия на слух речи, восприятию ее в искаженном виде. Однако разброс вариантов психического развития ребенка и развития его речи очень широк, и он зависит, в первую очередь, от тех социально-педагогических условий, в которых ребенок растет, развивается и обучается. Психическое развитие таких детей может приближаться к нормальному, а ребенок к моменту поступления в школу может иметь развитую речь с небольшими ошибками в произношении отдельных слов или звуков. В то же время слабослышащий ребенок при неблагоприятных условиях в этом же возрасте может пользоваться только отдельными словами в речи, а особенности их развития могут быть сходны с развитием неслышащих детей.