Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 147

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характерной особенностью детей с отклонениями в развитии является недостаточность у них знаний и представлений об окружающей действительности. Из­вестно, что в становлении психики важная роль отво­дится взаимоотношению действия и речи. Хотя дейст­венный анализ и синтез предшествует развитию словес­ного способа познания, в формировании правильных и осмысленных представлений необходимо участие речи.

Обозначение предмета или явления словом способ­ствует как выявлению каждого из них, так и их объе­динению. В процессе активного взаимодействия ребенка с окружающим миром у детей формируются комплекс­ные ассоциации, из которых развиваются представления. У детей с двигательными нарушениями формирование комплексных ассоциаций затруднено, поэтому их представления об окружающем не только ограничены, но порой и ошибочны.

Дефекты в развитии речи приводят к трудностям формирования операций сравнения, дифференцирован­ного восприятия объектов. Поэтому у детей с недораз­витием речи обычно имеет место отставание в умствен­ном развитии.

Развитие на первом году жизни сенсомоторных функ­ций и довербальной коммуникации является основой формирования речи и мышления. В возрасте от года до трех лет речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

К 3 годам ребенок общается с окружающими раз­вернутыми фразами. Скачкообразно возрастает его ак­тивный словарь. Отмечается выраженная речевая ак­тивность, ребенок постоянно комментирует речью свои игровые действия, начинает задавать вопросы взрослым.

Развитие речи на этом возрастном этапе перестраи­вает все психические процессы ребенка. Именно речь становится ведущим средством общения и развития мышления. К 3 годам ребенок начинает говорить о себе в первом лице, у него формируется чувство «Я», т. е. возможность выделения себя из окружающего мира.

В этот период у ребенка отмечается выраженное стремление к самостоятельности. Попытки же родите­лей относиться к нему как к малышу вызывают у него чувство протеста. Если родители упорно подавляют са­мостоятельность ребенка, у него формируются упрямст­во и стремление все делать наоборот, впоследствии ста­новящиеся правилом.

Если ребенок возрасте 2,5–3 лет не начинает гово­рить простые двусловные фразы, он должен быть обяза­тельно проконсультирован у врача (детского невропа­толога или психиатра) и логопеда.




  1. Этапы нормального речевого развития (по Р.Е. Левиной).


Доречевой период.

Данный период характеризуется появлением голосовых реакций ребенка (крик, лепет), которые не являются речью, но в которых происходит интенсивная тренировка артикуляционного и речевого аппаратов. В ходе этой тренировки осуществляется отработка отдельных элементов произношения, которые в дальнейшем будут использоваться при образовании речевых звуков. Голосовые реакции, изначально носящие непроизвольный характер, постепенно под воздействием контакта со взрослыми приобретают черты выразительных средств общения. Дети начинают различать интонации, тон, тембр голоса в речи окружающих. Возникновение различных модуляций лепета непосредственно связано с началом различения ребенком интонации, тона, тембра голоса в речи взрослых, в которых отражаются оттенки состояния и потребностей младенца. В 7-8 месяцев дети начинают «понимать» некоторые слова и фразы, ориентируясь на интонационную сторону речи, а не на значение слова.

Первый период формирования речи.

Этот период характеризуется появлением первых слов активной речи, количество которых в 4-5 раз меньше, чем число слов в пассивной речи. Эти слова носят характер нерасчлененных звуковых комплексов и часто соединяются с выразительными движениями ребенка, повышением и понижением голоса, интонации, со звукоподражаниями (кх – кошка, у-у - ехать). При этом первые слова ребенка не отражают существенных свойств предмета, так как ребенок продолжает ориентироваться на внешние ситуационные признаки. Сначала появляются слова, состоящие из одного открытого слога (па - палка, ка - каша). Затем в словаре ребенка появляются односложные слова с закрытым слогом (бом - дом, бам - чемодан). Слова, более сложные по слоговой структуре (2-3 слога), ребенок произнести пока не может. Стоит отметить, что, по мнению Р.Е. Левиной, слоговая структура слова является важнейшей предпосылкой для накопления лексического запаса, для развития грамматических элементов слова и для усвоения фонематического состава слова, так как слоговая структура слова связана с ритмико-интонационными средствами языка, которые ребенок начинает усваивать еще в доречевом периоде. «Генетически слоговая структура слова является более ранним образованием, чем фонематическая функция звука», писала она.

Второй период формирования речи.

В этом периоде происходят значительные сдвиги, как в фонетическом, так и в лексико-грамматическом отношении. В речи ребенка появляются двухсложные конструкции, сначала эти слова состоят из двух одинаковых слогов (
мама, баба, би-би), затем появляются слова, состоящие из двух разных открытых слогов (апа – лапа, кася – каша, адя - радио), после двусложные слова с закрытым слогом (губка). При этом трехсложные слова ребенок сокращает до двухсложных (копка – коробка, гая – другая, тяну - достану). Несколько позже появляются двусложные слова со стечением согласных (спинка, гваски - глазки). По данным Р.Е. Левиной в этот период у ребенка появляется способность к произвольному повторению двух слогов. По словам автора еще несовершенный уровень произношения не может удовлетворить возникающие лексические и грамматические потребности ребенка. В то же время это несоответствие фонетики с растущей дифференциацией лексических и грамматических значений, по мнению Р.Е. Левиной, побуждает ребенка к совершенствованию произносительных средств. Р.Е. Левина отмечала еще один фактор, который позволяет ребенку переходить к новым речевым средствам общения – возрастающая способность к выделению себя из окружающего и противопоставление себя ему. Ребенок начинает целенаправленно повторять общеупотребительные слова за взрослым, и постепенно отказывается от слов лепетной речи. При этом, если ребенок, речевое развитие которого соответствует первому периоду формирования речи, может обозначать одним словом разные предметы или желания (например, у-у – автомобиль, гараж, любая машина, движущийся предмет, желание ехать), то у ребенка, перешедшего во второй период, будут появляться новые слова для разноименных предметов и явлений (гаязь – гараж, масиси – машина, гавая - грузовик), а звукоподражательное слово будет постепенно вытесняться. Появление новых слов и соответственно новых понятий указывает на расширение круга представлений. Таким образом, Р.Е. Левина указывала, что ведущим моментом на этом этапе развития речи является новый уровень восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова, в речи ребенка появляются двухсложные конструкции, которые позволяют ему перейти от лепетной речи к общеупотребительной.

Третий период формирования речи.

При характеристике третьего периода речевого развития выделяются две основные черты: переход к пользованию трехсложными структурами и появление устойчивого произношения звуков.

Р.Е. Левина указывает на то, что при сохранении ребенком четырехсложной и многосложной структуры слова, звуковой состав слов стирается. И одни и те же звуки в двух-трехсложных словах произносятся ребенком правильно, а в четырехсложных словах или сочетаниях слов они будут произноситься неясно (
бабуська, НО пиизять аяёту (провожать на работу)).

Ребенок на этом этапе активно овладевает звуковым составом слов в результате соотнесения и сравнения фонем, то есть у него «возникают начатки «наблюдений» над звуковым составом слова и фонетических отношений» (Р.Е. Левина, 1961). Ребенок в возрасте около двух лет может допускать определенные ошибки при произнесении слов, например вместо «мак» говорит «гам», вместо «тыква» - «тывка», вместо «моется» - «моеста», что в свою очередь может указывать на то, что он выделяет эти звуки из всего звучания слова, но пока произносит их в неправильной последовательности.

Появление у ребенка способности к воспроизведению трехсложных структур становится благоприятным условием для наблюдения над звуками и выделения отдельных фонем. Ребенок понимает разницу в предметном значении слов, но разницы звучания он еще не улавливает и поэтому он вынужден пользоваться одинаковыми словами для обозначения разных предметов до определенного времени (пояс – пояс и поезд). Таким образом, активный рост лексики, в этом периоде стимулирует дальнейшее уточнение звукового восприятия. В это же время совершенствуется понимание и употребление грамматических категорий, которое напрямую связано с активным развитием фонематических процессов и потребностью ребенка в уточнении морфологических элементов слова.

Четвертый период формирования речи.

Благодаря способности произносить четырехсложные и многосложные структуры процесс развития речи в этом периоде проходит еще более интенсивно. Слоговые структуры, произносимые ребенком, становятся все более сложными не только по количеству слогов, но и по их характеристике (волетики – волосики, поговаий – поговорил, матиськами – с мальчишками, сковаада - сковорода). К трем-четырем годам оказываются преодоленными все трудности, связанные с произношением различных звуковых сочетаний (Р.Е. Левина, 1961). На этом уровне почти завершается процесс усвоения правильного произношения звуков. По мнению Р.Е. Левиной в этом периоде происходит преодоление проявлений «физиологического косноязычия». Ребенку становится доступным обобщение на основе более отвлеченных признаков, умение понимать отношения данные не только в наглядном опыте. В этом периоде в речи ребенка отмечаются явления морфологического анализа слов, он начинает пользоваться различными морфологическими элементами (окончаниями, суффиксами, приставками) Р.Е. Левина приводит много примеров из речи детей свидетельствующих о манипулировании ими корнями и суффиксами (
заслоняешь, слон ты). Таким образом, к концу четвертого периода формирования речи по Р.Е. Левиной (конец дошкольного возраста), ребенок преодолевает сложный путь овладения речью. Появление способности к воспроизведению четырехсложных и многосложных структур создает условия для расширения активной речи. На этом уровне почти завершается процесс усвоения правильного произношения. Наряду с вычленением тонкой разницы звучания фонетических элементов слов все интенсивнее проходит процесс морфологического анализа, ребенок начинает манипулировать корнями, суффиксами, приставками. По мере усложнения слоговой структуры происходит дальнейшее развитие грамматических форм.

  1. Причины речевых нарушений.


Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. В период от одного года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи, развивается нормативное звукопроизношение. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде вокализации, гуления, лепета. В процессе развития лепета произносимые ребенком звуки постепенно приближаются к звукам родного языка. К одному году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух-трех слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонологически, морфологически и синтаксически. К трем годам обычно сформированы основные лексико-грамматические конструкции обиходной речи. В это время ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речью. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти-шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу. Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью. К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.) Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество.